Боевые машины разминирования: езда напролом

Если в XIX веке саперы могли вполне обходиться лопатами, топорами, пилами и прочим ручным инструментом, то сегодня, чтобы открыть дорогу танкам, БМП и пехоте, нужны тяжелые инженерные машины, которые могут достаточно быстро сделать проход в минном поле, навести переправу, засыпать противотанковый ров, снести проволочные заграждения, расчистить дорогу.
4db2db022bd91b43d6cd3ff72681aa48_cropped
Юрий Веремеев
23 ноября 2017 09:00

Обсудить 2

Не стоит думать, что современнейший танк М1 «Абрамс» или Т-90 имеют лучшую проходимость, нежели ветхозаветные БТ-7 или Pz. Kpfw III. А вот сделать для них проходы требуется куда быстрее. Если в 1940-х противотанковый ров был просто досадной помехой, способной сорвать атаку, то сегодня задержка танков у рва хотя бы на несколько минут чревата тем, что они будут накрыты огнем боевых вертолетов, высокоточных ракет и снарядов, прилетающих издалека, и понесут тяжелые потери.

Афганские находки

Перечислить всю технику для преодоления препятствий, которой располагают наши инженерные войска, невозможно. Это десятки образцов. Но о самых широко используемых рассказать стоит.

БАТ-М: путепрокладчик

bdf4dc86bc26202b141a6022532b130d_fitted_ БАТ — бульдозер на артиллерийском тягаче (тягач АТ-Т), предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовке дорог, расчистке местности.

Масса: 2,75 т; 12-цилиндровый дизельный двигатель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.); скорость: до 35 км/ч; скорость очистки дороги:15 км/ч; скорость прокладки грунтового пути: 5−8 км/ч; экипаж: 2 чел.; оснащен автокраном грузоподъемностью 2 т.

Самым серьезным препятствием и для танков, и для пехоты были и по сей день остаются мины. История боевой машины разминирования (БМР) начинается в далеких 1980-х в Афганистане. Основным инструментом этой машины стал знаменитый советский минный катковый трал КМТ-5М и его дальнейшее развитие КМТ-7. Их предшественник, трал ПТ-3, появился еще в годы Великой Отечественной войны и великолепно себя проявил уже в Курской битве. Тогда катковые тралы навешивались на танки. Но с началом минной войны в Афганистане быстро выяснилось, что тралов у 40-й армии достаточно, а вот с носителями, то есть танками, дело обстоит хуже. Слишком много их повсеместно требовалось.

Сегодня уже никто не скажет, кому первому пришла в голову мысль навешивать тралы на танковые тягачи БТС (по другим данным, на трофейные Т-54 или Т-55). Как бы там ни было, идея оказалась дельной. Во‑первых, экономились современные танки. Во‑вторых, место механиков-водителей придумали устраивать не на самом дне машины, а на крыше, для чего, правда, пришлось удлинить рычаги управления. Экипаж прикрывался бронелистами или иногда башней со снятой пушкой. Дно машины выстилалось пластиковыми канистрами с водой. Канистры хранили запас воды, никогда не лишний в жаркой стране, и служили прекрасным гасителем ударной волны, если мина вдруг рванет под днищем. Такие машины отлично тралили маршруты, а если и подрывались, то экипаж оставался цел.

БМР-1: разминирование БМР-1: разминирование Имеет усиленную броневую и противокумулятивную защиту днища под обитаемым отделением и обеспечивает траление мин с нажимными, штыревыми и неконтактными взрывателями. Имеется место для размещения трех саперов и их оборудования. Масса: (без трала, саперов и их имущества): 43 т; максимальная скорость: 60 км/ч; запас хода по шоссе: 550 км; вооружение: 12,7-мм закрытая зенитно-пулеметная установка; грузоподъемность крана: 2,5 т; трал КМТ-7.


Боевые качества этих самоделок быстро и по достоинству оценили в Министерстве обороны. Было выдано задание на разработку машины, которой присвоили обозначение БМР. Первый образец построили в Киеве, автором проекта стал подполковник А.П. Хлесткин. Хотя конструировать-то особенно было нечего. Все исходное имелось — и танковое шасси, и отличный трал КМТ-5М, созданный в челябинском СКБ-200 под руководством В.И. Михайлова. И уже к концу 1980 года в Афганистан стали поступать первые БМР, изготовленные на Львовском танкоремонтном заводе.

Цена высокомерия

БМР заводского изготовления сразу же нашли свое место в боевых порядках войск. Они позволили резко снизить потери техники на минах, увеличить скорость движения колонн. Поток заявок быстро нарастал. Машину требовали не только танкисты, но и пехота, тыловые батальоны. Обойти препоны военной бюрократии было несложно, ведь БМР относились не к бронетанковой технике, а к инженерной и не считались штатной машиной исключительно танковых частей.

Большое количество ИМР участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Лишь с их помощью удалось установить дистанционно управляемые краны и приступить к возведению саркофага.


Конструкторы, учитывая недостатки и «детские болезни» первых образцов, оперативно разработали БМР-2, а позднее и БМР-3. Последний оказался настолько удачным, что в начале XXI века стало возможным представить БМР на международном рынке вооружений. Причем для этого были основания исторического характера. Входе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израиль захватил у египтян довольно много тралов КМТ-5 советского производства. Израильские военные быстро приспособили их к своим «Меркавам» и стали с большим успехом использовать.

В иракских войнах американцы понесли чувствительные потери на противотанковых минах, хотя тщательно скрывают эти неприятные для них факты. Еще больше потерь они стали нести после объявления о достигнутой победе. А вот приемлемых противоминных тралов у американцев не было, ибо они высокомерно пренебрегали этой техникой в 1950—1970-х. Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой закончились провалом. Пришлось американцам идти на поклон к израильтянам и покупать у них минные тралы советского производства.

БМР-3М. Разминирование БМР-3М. Разминирование ИМР. Дороги и траншеи. Инженерная машина разграждения — армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересеченной местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Масса: 37,5 т; максимальная скорость по шоссе: 59 км/ч; экипаж: 2 чел; скорость при работе бульдозерным оборудованием: до 12 км/ч; максимальный вылет стрелы: 8,8 м; грузоподъемность стрелы: 2 т.


Катки, магнит и плуги

Принцип каткового трала, этого основного инструмента БМР, очень прост. К двум рамам, закрепленным на броне, подвешены несколько тяжелых прочных стальных колес, которые катятся впереди машины и, наезжая на мину, заставляют ее взорваться. Прочность этой конструкции такова, что катки выдерживают до десяти взрывов. Вышедшие из строя катки легко заменить. По статистике, на минном поле машина может встретить не более 1−3 мин.

Принцип прост, но вот добиться того, чтобы каждый каток катился по земле независимо от соседних и тщательно перекатывался по любому бугорку или ямке (как говорят конструкторы, копировал местность), да еще чтобы при этом на него воздействовал вес всей конструкции (что крайне важно для срабатывания мины), смог только наш конструктор В.И. Михайлов. Российский трал практически не пропускает ни одной мины. Американские и английские конструкторы создать удовлетворительные образцы каткового трала не сумели.

БМР, а точнее трал, подвешенный к этой машине, может бороться и с минами, которые реагируют не на давление, а на магнитное поле танка. Два наклонно стоящих цилиндра над катками — это ЭМТ (электро-магнитный трал). Цилиндры создают впереди машины магнитное поле, аналогичное тому, которое имеет танк. Мины взрываются перед тралом, не нанося повреждений машине.

Могучий «пионер» Могучий «пионер» Инженерная машина Pionierpanzer (Германия) предназначена для оказания помощи тяжелым боевым машинам при форсировании ими водных преград, а также для выполнения земляных и грузоподъемных работ в передовых районах. Выполнена на базе танка Leopard 1. Оснащение: телескопическая экскаваторная стрела, бульдозерное оборудование, комплект оборудования для электрической резки и сварки, лебедка-кабестан с механизмом натяжения троса. Вооружение: 7,62-мм пулемет.


Оснащен БМР и тралом выкапывающего типа. Две секции расположены позади катков. Ножи при движении БМР зарываются в землю на глубину, на которой обычно устанавливаются противотанковые мины, выкапывают мину и отбрасывают ее в сторону.

Такой плужный трал необходим, поскольку существуют мины, срабатывающие не от одного, а от двух последовательных нажатий. К таким относятся, например, наша МВД-62 или британская No.5 Mk4. Делать же трал с двумя рядами катков нерационально, ибо он окажется слишком тяжелым.

Но, к сожалению, плужный трал применим только на местности с определенным качеством грунта. При каменистых, скальных грунтах, на дорогах ствердым покрытием «плугу» делать нечего.

Прогрызатель дорог

Однако мины — далеко не единственное искусственное препятствие, способное остановить движущиеся войска. Противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, надолбы, баррикады, барьеры, завалы из деревьев, городские руины, наконец, не по зубам минному тралу.

США США Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой войны закончились для армии США неудачно. Пришлось покупать у израильтян трофейные катковые тралы советского производства, а затем производить их клоны.


Еще в далекие 1970-е на вооружение советских инженерных войск была принята машина под обозначением ИМР (инженерная машина разграждения). Ее основной задачей стала расчистка маршрутов движения от невзрывных препятствий, прокладка колонных путей, очистка маршрутов от снега, оборудование переездов через рвы и т. п. в боевых порядках войск. А базой ИМР стал сначала танк Т-55, позднее Т-62 и наконец Т-72.

За океаном и по соседству

Армия США так и не располагает машинами, аналогичными нашим БМР, ИМР или даже БАТ-М. Американцам пришлось фактически ограничиться навешиванием на танк М1 Abrams практически полного аналога нашего трала КМТ-5. С 1999 года началась разработка аналога ИМР под названием M1 Grizzly (Breacher). Хотя, в полевых руководствах армии США Grizzly указывается, как машина, имеющаяся на вооружении, однако, из стадии войсковых испытаний она так и не вышла.

А вот Германия, достаточно повоевавшая в XX веке, отнеслась к созданию машин, позволяющих «вломиться в дом соседа», со всей серьезностью. Еще в 1968 году Бундесвер принял на вооружение инженерную машину на базе танка Leopard-1 под названием Pionierpanzer, примерно равную по возможностям нашей машине ИМР. И все последующие годы шло ее совершенствование. Сегодня Бундесвер использует современный вариант машины под тем же названием Pionierpanzer, однако уже на базе танка Леопард-2.

Прежде всего машину оснастили мощным бульдозерным оборудованием универсального назначения. Например, если нужно отрыть спуски в крутых склонах, крылья лопаты можно поставить в обычное прямое положение, как у тракторных бульдозеров. Если требуется очистить дорогу от снега, обломков, кустарника, крылья отводят назад. И тогда все, что мешает движению, отодвигается в стороны. Можно одно крыло завернуть назад, а другое вперед — это положение называется грейдерным; тогда все помехи движению будут сдвигаться в одну сторону. Если в этом положении лопату еще и наклонить, тогда ИМР способна создавать дорожное полотно и одновременно рыть кювет. Получится нормальная грунтовая дорога серповидного поперечного профиля. Достаточно засыпать ее щебнем или гравием, и она превратится в готовое шоссе. Важно отметить, что все эти трансформации бульдозерного оборудования экипаж проделывает, не выходя из машины. А это очень важно, например, на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами.

Машины в атомном аду

ИМР оказалась единственной машиной, способной работать в первые дни Чернобыльской аварии прямо возле разрушенного четвертого энергоблока. Подступы к реактору оказались заваленными обломками здания и оборудования. Чтобы подобраться к очагу разрушений, требовалось сначала расчистить завалы. Но уровни радиации в те дни были таковы, что даже армейские радиометры зашкаливало (от 60 до 500 рентген в час). Возле реактора человек мог находиться считанные минуты, а то и секунды.

ИМР с ее мощной броней снижала уровни радиоактивного облучения экипажа в десять и более раз. Очень пригодилась телескопическая стрела с захватом-манипулятором, которой оснащена ИМР. Вылет стрелы — 8,8 м. С помощью манипулятора оператор машины как рукой может захватывать и перемещать в сторону предметы массой до 2 т. Причем точность работы такова, что опытный оператор может мощными челюстями манипулятора закрыть коробок со спичками, лежащий на земле. Или поднять с земли и подать человеку сигарету.

У чернобыльского реактора ИМР собирали разбросанные куски урановых стрежней и складывали их в подвозимые контейнеры для дальнейшего захоронения, убирали обломки стен. С помощью ИМР удалось установить вокруг реактора несколько дистанционно управляемых кранов и начать возведение саркофага. Без этой уникальной машины подобную работу пришлось бы отложить на несколько месяцев, пока не снизится уровень радиации.

Едва ли не все имевшиеся тогда в армии ИМР были посланы в Чернобыль, и все они остались там навсегда. За время работы машины набирали так много радиации, что уже сама броня становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМР среди множества других машин теперь стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.

ИМР оказалась настолько удачной и востребованной войсками машиной, что на протяжении многих лет ее старались усовершенствовать. По опыту Афганистана попытались придать ИМР способности БМР. Для этого на машину навешивали катковый трал КМТ-7, плужный трал КМТ-6 и метаемые заряды разминирования УР-83. Но универсализация не пошла на пользу ИМР. Катковый трал лишал ИМР возможности пользоваться бульдозерным оборудованием и делал машину неманевренной. Плужный трал КМТ-6 перегружал переднюю часть ИМР, которая итак была нагружена весом бульдозера. Ящики установок разминирования ограничивали возможность пользоваться манипулятором. В конце концов ИМР вернули к начальной комплектации.

Рабочий конь войны

  • Оружие

    Выжигатель: самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие»

  • Оружие

    Танк на подводных крыльях: знаменитый советский проект

ИМР — отличная машина, вот только слишком дорогая. И тяжелая. А инженерным войскам далеко не всегда нужна броня, да и манипулятор используется лишь от случая к случаю. Чаще всего для прокладывания путей движения танков, бронетранспортеров, БМП, самоходок, автотехники требуется лишь бульдозерное оборудование. Да иногда автокран, чтобы что-то поднять и переместить. Инженерные машины с таким ограниченным набором функций, конечно, существуют, и появились они гораздо раньше ИМР. Название машин отвечает их предназначению — это путепрокладчики. Первая такая машина появилась еще в 1960-х и получила обозначение БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче). В качестве базовой машины был взят тяжелый гусеничный артиллерийский тягач АТ-Т. Конструкция оказалась очень успешной, и ее полюбили в войсках.

Через несколько лет машину усовершенствовали. Добавили к бульдозерному оборудованию 2-тонный гидравлический кран и назвали новинку БАТ-М. Бульдозер оказался очень удобным для прокладки колонных путей (временных дорог для наступающих войск), очистки дорог от снега, валки деревьев, расчистки кустарников, устройства съездов на крутых склонах. Например, зимой БАТ-М чистит дорогу со скоростью до 15 км/ч, а летом прокладывает грунтовый путь со скоростью 5−8 км/ч. Конечно, лишь там, где исключен ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь. Тем не менее кабина машины герметизирована и оснащена фильтро-вентиляционной установкой. Это значит, что БАТ-М способен работать на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами. Например, срезать и удалять зараженный грунт. Как и у ИМР, бульдозерное оборудование может иметь двухотвальное, грейдерное и прямое положения. Вот только изменять положение ножей приходится вручную.

БАТ-М полюбился военным еще за одно свойство. Двигатель, расположенный под кабиной, дает достаточно тепла, так что внутри машины комфортно в любой мороз. В конце 1980-х БАТ-М стали заменять более совершенной машиной БАТ-2, в кабине которой можно разместить кроме экипажа еще и саперное отделение.

©  Популярная Механика