Блюда — от диетолога, порции — от алгоритма: казанский предприниматель запустил сервис доставки здорового питания

22-летний Артём Андреев развивает сервис Magic Menu.

Инвестор из интернета

В ноябре 2016 года Артём Андреев учился на юридическом факультете, занимался продажами стройматериалов в Казани и не задумывался о бизнесе. Потом один из московских приятелей увлёк его идеей проекта по доставке полезной еды. Андреев сам раньше пользовался таким сервисом и решил попробовать начать своё дело.

Он опубликовал объявления на площадках для поиска инвесторов: business-platform.ru, towave.ru, start2up.ru и других. На сайте napartner.ru он познакомился с первыми партнёрами — Артёмом Кругловым и Владиславом Смолеевским. С остальных площадок к нему никто не обращался.

Артём Круглов из Санкт-Петербурга вместе со своей женой-диетологом хотел развивать аналогичный сервис. Предприниматели решили работать в двух городах параллельно под одним названием Magic Menu, чтобы обмениваться опытом и наработками. Деньги в проекты друг друга они решили не вкладывать.

Вместе с подрядчиками петербуржец сделал сайт с автоматизированной системой выбора блюд и расчёта объёма порций, потратив на это 200 тысяч рублей. Андреев не участвовал в разработке, но использует её в своём проекте. Он утверждает, что конфликта между партнёрами из-за денег никогда не было, только взаимопомощь.

Москвич Владислав Смолеевский стал инвестором казанского проекта Артёма Андреева, вложив 300 тысяч рублей. Перед этим партнёры общались около трёх месяцев и один раз встретились лично. Андреев не вкладывал деньги в проект, но взял на себя почти всю работу по управлению сервисом. Его доля в бизнесе первое время составляла 40%.

На подготовку к запуску казанского проекта ушло четыре месяца. Партнёры нашли подрядчика, который предоставил им в аренду кухню вместе с поварами на аутсорсинге.

За кухню они платят из расчёта 140 рублей за приготовленный рацион из пяти блюд. В эту сумму включены все расходы, включая аренду, стоимость продуктов и работу поваров. Первые доставки начались в апреле 2017 года. Через месяц после запуска проекта появился первый штатный сотрудник — менеджер по работе с клиентами.

Казанский проект рекламировали через социальные сети и «Яндекс.Директ» — на это уходило около 30 тысяч рублей в месяц, а стратегия продвижения возникла гораздо позже.

Первое время в нашем казанском проекте был дилетантский подход: мы не анализировали ключевые показатели, всё работало — и ладно.

Артём Андреев

Летом 2017 года клиенты заказывали по пять-шесть рационов в день. Проект окупился через полгода с момента запуска, и незадолго до этого Андреев бросил работу по найму.

Партнёр на миллион

В начале 2018 года москвич Смолеевский захотел выйти из пищевого бизнеса и заняться другими направлениями. В это же время на Андреева вышел один из его постоянных клиентов — 34-летний владелец светодиодного производства Артём Когданин. Оборот его компании «Ледел» в 2016 году составил почти 1 млрд рублей.

Когданину понравилась идея, и он сказал, что хочет развить проект на большей части России, вспоминает Андреев. Когданин выкупил долю у инвестора Смолеевского за 600 тысяч рублей, и в марте партнёры зарегистрировали новую компанию в равных долях.

Артём Когданин

Когданин внедрил в проект системность: появились еженедельные собрания, замеры среднего чека, эффективности каналов продвижения, стоимости одного клиента и так далее. В результате с февраля проект вырос втрое.

В мае проект принёс максимальную выручку — 1,3 млн рублей, из которых 190 тысяч чистой прибыли. Сейчас у сервиса 70 доставок в день — в июле у нас низкий сезон. К концу года надеемся удвоить продажи.

Артём Андреев

Региональная экспансия

Проект в Петербурге не повторил успех казанского.

Казанский проект существует чуть больше года, а петербургский проработал всего три месяца и закрылся. Это произошло по разным причинам: частая смена кухонь, трудности с привлечением и удержанием клиентов. Кроме того, в Петербурге гораздо выше конкуренция.

Артём Андреев

Он планирует помочь Круглову перезапустить сервис, но конкретных договорённостей между предпринимателями ещё нет.

Прошлым летом Круглову пришла идея запустить Magic Menu в Иваново, однако партнёры не нашли ресурсов, чтобы его развивать. Круглов был занят Петербургом, а Андреев — казанским проектом. В итоге сервис в Иваново остановился на этапе ведения социальных сетей и поиска клиентов. «Понял, что продукт ещё не готов к масштабированию, выходить в другие города рано», — говорит предприниматель.

Сейчас Андреев с Когданиным планируют открыть Magic Menu в Тюмени. В ближайшие несколько дней запустят таргетинговую рекламу в социальных сетях. «Там всего три таких сервиса — рынок не развит, а зарплаты выше, чем в Казани», — объясняет Андреев.

По предварительным оценкам, на запуск понадобится 400 тысяч рублей. На тюменский проект планируется потратить часть прибыли от казанского. Основная работа по управлению проектом тоже на Андрееве — он будет работать удалённо и приезжать в Тюмень.

Выходить в Москву предприниматель не планирует: проект изначально региональный, а для столицы нужна другая модель — более масштабный PR. Запускать франшизы он тоже не хочет, предпочитая заниматься открытием бизнеса самостоятельно.

Андреев мечтает открыть за пять лет филиалы в 50 городах России и 20 городах Европы. Он задумывается об открытии аналогичного, но более доступного сервиса за счёт экономии на блюдах, доставки раз в три дня, меньших расходах на продвижение. Менять ценовую стратегию в действующем проекте Андреев не планирует — за всё время цена выросла только однажды — на 5% в начале года из-за инфляции.

Автоматическая диета

Индивидуальный подход Magic Menu заключается в расчёте размера порций для клиента в соответствии с его физическими данными, образом жизни и пожеланиями. Блюда выбирают из базы, которую пополняет диетолог. Отдельные рационы специалист не подбирает, ограничиваясь бесплатными консультациями по электронной почте.

У нас массовый сервис — всё уже заложено в систему.

Артём Андреев

Сейчас в программе около 150 блюд. Чтобы сократить издержки, в день готовится не больше восьми блюд: шесть основных и два в резерве, например, для аллергиков. Каждому блюду клиент может поставить оценку: достаточно двух жалоб, чтобы убрать позицию из системы.

В неделю у нас около восьми замен — иногда повара не сразу приспосабливаются к новым блюдам.

Артём Андреев

Клиентам предлагают в основном русскую и европейскую кухни, жирное и жареное исключено. Десерты тоже есть: молочные и фруктовые. Вегетарианского меню в ассортименте нет — по словам Андреева, спрос на него небольшой даже в пост. Рационы на день готовят с 12 до 18 часов, а вечером развозят.

С января на февраль, когда пришёл Когданин, количество доставок резко возросло, но мы ещё не сразу наняли курьеров, и они несколько раз приезжали в первом часу ночи.

Артём Андреев

Если блюдо испорчено, то для клиента весь дневной рацион обойдётся бесплатно. «Проблемы с качеством приготовления блюд были на старте, — говорит Андреев, — у поваров не хватало опыта работы со здоровым питанием».

Клиенты оплачивают трёх- или пятиразовое питание на пять дней вперёд. На пятиразовое, стоимостью 840 рублей в день, приходится 90% всех заказов. Женщины от 30 до 40 лет, заказывающие рацион только для себя, — 75% клиентов Magic Menu.

Около 65% клиентов пользуются сервисом больше месяца. В среднем клиенты заказывают у нас 17 дней, но мы не знаем, почему.

Артём Андреев

Для тех, кто заказывает в течение месяца, дневной рацион обходится на 90 рублей дешевле.

Вдохновение операционкой

Почти вся операционная деятельность лежит на Андрееве. Он ставит задачи сотрудникам, контролирует общение с клиентами и следит за качеством приготовленной еды. Предпринимателя вдохновляет опыт основателя «Додо Пиццы» Фёдора Овчинникова, который продолжает вести операционку в своей сети из 350 пиццерий.

Сейчас у проекта шесть курьеров, маркетолог, технический специалист и менеджер по работе с клиентами. Все сотрудники, кроме курьеров, оформлены в штате. Ежемесячно на зарплаты уходит 250 тысяч рублей, 45% из них идут курьерам.

Еду для Magic Menu готовят шесть поваров. Нанимать штатных поваров для работы на кухне предприниматель не хочет, объясняя это возможными трудностями с проверяющими органами.

Главная трудность — это не поиск клиентов, потому что мы знаем, как их искать, а поиск персонала. Некоторое время назад было трудно найти менеджера по работе с клиентами, потому что люди не справлялись с задачами и объёмом работ.

Артём Андреев

Сотрудников он ищет через HeadHunter, Avito и в социальных сетях. Предприниматель внедряет гибкую систему оплаты труда: не только оклад, но и бонус с продаж.

Первое время сервис рекламировали бессистемно, потом предприниматель нанял маркетолога, который добавил новые каналы продвижения: блогеров и фитнес-клубы. В месяц на маркетинг уходит около 70 тысяч рублей. Больше всего клиентов идут из Facebook и Instagram, в котором у проекта 10 тысяч подписчиков.

Группа в Facebook сейчас не развивают, там всего 55 подписчиков, но клиенты приходят через таргетированную рекламу. Сервис использует рекламу и во «ВКонтакте» — на обеих площадках клик стоит около 22 рублей. Увеличивать маркетинговый бюджет пока не планирует, чтобы не снижать маржинальность.

Андреев видит рост конкуренции: в Казани недавно появилось два похожих сервиса по доставке здорового питания. «Программы у них попроще, соответственно, цены ниже на 150–200 рублей в день», — говорит предприниматель. По его мнению, победит самый клиентоориентированный сервис со стабильным финансированием.

Когда я начинал, у меня не было ни соответствующего образования, ни знаний о бизнесе. Несколько раз ходил на конференции и семинары, но главное для меня — это опыт. На чтение книг не хватает времени, хотя недавно меня вдохновила «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Если у тебя что-то получилось — расскажи об этом другим и передай свой опыт, чтобы совершенствовать навыки и обучать их.

Артём Андреев

#еда

©  vc.ru