Блогер Дмитрий Веселов о том, почему журналистская этика перестала работать
Блогер Дмитирий Веселов написал колонку о том, откуда взялись принципы журналистской этики, и почему они перестали работать в случае, а учёным Мэттом Тейлором и телеведущим Михаилом Леонтьевым.
Об этом мало кто догадывается, но до того, как превратиться в советский барельеф, немецкий философ Карл Маркс был замечательным американским журналистом. Он жил в Лондоне и писал в американский New York Tribune, сегодня его обозвали бы «политическим колумнистом». Маркс критиковал правительство, выборы (которые в Англии тех времен, бывало, проходили под дулами ружей), а ещё газеты. «Меднолобая газета Times, отлично понимая, что за все эти дни кризиса она скомпрометировала только самое себя, (…) выкинула сегодня трюк…» и так далее и тому подобное. Маркс называл большую часть английских газет «желтоплюшевыми». Интернет говорит мне, что так клеймили лакеев.
Тогдашнюю английскую прессу вряд ли нужно приводить в пример, если мы собираемся обсудить на TJ журналистскую этику, но именно в Англии пресса породила свою «теорию либерализма», идею о том, что предназначение медиа — защищать права и свободы людей. Первый редактор The Daily Telegraph написал в меморандуме газеты: «О всех событиях мы должны сообщать по науке, чтобы разумная публика могла понять, что случилось и понимала последствия для нашей жизни и будущего».
The Daily Telegraph тоже успел получить свою порцию ругани журналиста Маркса, зато теорию довели до логического конца в США. Там, в сороковых годах ХХ века, американский профессор Хатчинс собрал «Комиссию по свободе прессы». Он следовал просьбе издателя Life. С перерывами их комиссия заседала четыре года, после чего постановила:
Пресса напрямую формирует общество. А значит исключительно важно, чтобы она понимала социальную ответственность. Пресса ни в коем случае не должна валять дурака. С этим комиссия опубликовала пять рекомендаций, которые, как пишет профессор Эдвин Бейкер, стали для идеалов журнализма: «самым важным текстом современности». Прочитать все можно вот тут (как часто бывает с заповедями, они довольно простые). Американская школа повлияла на весь западный мир и именно так сложилась этика современного журнализма. Когда ей следуют, мир становится немного лучше: Ричарда Никсона выгоняют из Белого дома, режиссёр Майкл Манн снимает фильм The Insider.
Тем не менее легко заметить, что каждый день на расстоянии всего пары кликов эти принципы нарушаются.
В середине ноября сайт The Verge провёл персональную атаку на британского физика Мэтта Тейлора. Тейлор посадил космический аппарат на комету, но The Verge решил, что его рубашка не соответствует моральным нормам учёного. Сайт назвал выступление Мэтта моментом, когда «человечество сделало три шага назад».
На другом конце планеты телеведущий Леонтьев показал в телевизор сомнительные снимки страшного преступления, а затем назвал всех своих критиков «скотами».
Такие разные и в то же время чуть похожие происшествия. Статья The Verge привела к извинениям британца. После неё консерваторам достался свой «мученик» — Тэйлор почти рыдал. Думаю, что этим нелепым случаем ещё долго будут стыдить борцов за права женщин и вряд ли в The Verge ожидали, что в итоге их текст пополнит «анти-феминистические» ряды. Выступление Леонтьева, в свою очередь, выгнало в эфир очередную волну ненависти, которых и так слишком много.
В обоих случаях мир стал немного хуже. В обоих журналистская этика не сработала. Но почему?
Вспомню ещё раз комиссию Хатчинса. Её собрали в 1943 году и не только по философским причинам. Шла Вторая мировая война, через Атлантику летели страшные сообщения: целый народ (рациональные немцы!) маршировал за одним человеком. Американцы смотрели-читали о происходящем в Германии и поражались: «Как так вышло, что у целой нации перегорели пробки критического мышления?»
Другими словами, комиссия появилась потому, что американцы испугались национал-социализма. Работая над правилами «Свободной прессы», она прежде всего ставила себе одну цель —предотвратить нацизм.
Отсюда прямое требование плюрализма в её предписаниях :
Медиа должны отображать мнения всех социальных групп. Медиа должны служить площадкой для критики и обсуждения. Позже США включит страх перед нацизмом в официальную мифологию (концлагеря попадут в фильм «Терминатор» и игры Fallout), а газеты и журналы перепишут редакционные политики под рекомендации этой комиссии.
Но прошло 70 лет. Нацизм превратился в смешные картинки из интернета. Если пресса предыдущего поколения до сих пор следует Хатчинсу, у новых редакций, нового поколения своё понимание правил игры. Мне кажется, некоторые из них не понимают причин для этических норм, поэтому смотрят на них как на глупую религиозную догму.
Думаю, что наша беда в том, что ни Леонтьев, ни The Verge уже не боятся нацизма. А значит, социальной ответственности им как бы можно избегать.
Дмитрий Веселов, Специально для TJ
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.
© TJournal