Бизнес попросил не приравнивать блогеров к новостным агрегаторам
Ассоциация электронных компаний (РАЭК), объединяющая более 100 крупнейших игроков интернет-рынка, подготовила предложения к законопроекту о новостных агрегаторах, сообщила РБК представитель РАЭК Екатерина Воробьева.
РАЭК предлагает уточнить понятие «владелец новостного агрегатора», которое в законопроекте «определено слишком широко». В результате под определение могут попасть интернет-сервисы, которые никакого отношения к новостным агрегаторам не имеют — социальные сети, мессенджеры, поиск и т.д.
Также РАЭК предлагает дополнить законопроект положением о том, что помимо СМИ новостными агрегаторами не являются блогеры и операторы поисковиков, которые позволяют пользователям искать информацию в интернете. Формулировку «новостная информация» ассоциация предлагает заменить на «сообщения о новостях дня», которая уже есть в действующем законодательстве (подпункт 4 пункта 6 статьи 1259 ГК РФ).
Еще одно предложение — исключить из законопроекта пункт, согласно которому владелец новостного агрегатора несет ответственность за распространяемую им информацию, даже если она является дословным воспроизведением информации из СМИ. Это, по мнению авторов поправок, должно устранить дисбаланс в отношении ответственности агрегаторов.
Если требования к агрегаторам будут изменены в новом законопроекте, то это устранит «неравные ущемляющие условия для российских компаний по сравнению с иностранными, а также положения, которые могут привести к ограничению иностранных инвестиций», считают в РАЭК. Кроме того, ассоциация предлагает уточнить содержание предписания, которое Роскомнадзор направляет владельцу новостного агрегатора, уточнить категорию информации, которую должен хранить владелец новостного агрегатора и т.д.
Изменения в закон «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и КоАП, регулирующие работу новостных агрегаторов, были внесены в Госдуму в феврале 2016 года депутатами от комитета по информационной политике Алексеем Казаковым и Александром Ющенко. Авторы инициативы хотели обязать новостные агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы среди материалов СМИ не появлялось экстремистских, и по запросу Роскомнадзора ограничивать доступ читателей к информации в случае, если та нарушает законодательство. Также на агрегаторы предлагалось распространить ограничение по участию иностранного капитала, с 2016 года действующее для СМИ, — 20%. За неисполнение этих требований агрегаторам грозят штрафы от 100–200 тыс. до 5 млн руб.
19 апреля законопроект был принят в первом чтении. При этом комитет по информационной политике рекомендовал в своем заключении высказался против предложения возложить на агрегаторов ответственность за распространяемую информацию: по закону о СМИ журналисты и так обязаны проверять достоверность публикуемой информации. Также комитет рекомендовал уточнить в законопроекте понятие новостного агрегатора ко второму чтению.
Представители отрасли и ранее критиковали текущую версию законопроекта. В частности, в отзыве «Яндекса» юристы компани обращали внимание на размытость определения новостного агрегатора. В Mail.Ru Group также отмечали, что термин «может быть применен практически к любому интернет-сервису, включая мессенджеры, соцсети, поиск и прочее». Ограничения иностранного капитала в «Яндексе» назвали чрезмерными и носящими «запретительный характер» для большинства российских компаний, а представитель Mail.Ru Group отмечал, что, «по сути, это означает ограничение на инвестиции в российский интернет».
Законопроект направлен против одной компании — «Яндекс», отметил в разговоре с РБК менеджер крупной российской интернет-компании. По его словам, для всех остальных игроков на рынке, у которых агрегаторы не имеют столь большого трафика, этот законопроект не представляет большой угрозы. Все, кроме «Яндекса», просто изменят структуру владения новостным сервисом, например, перерегистрируют его на российского гражданина, чтобы обойти норму о запрете иностранного владения более 20%, считает собеседник РБК.
© РБК