Бирюльки №646. Футбольный матч и технологии
Привет.
Мне кажется, что нет никакой пандемии, настолько обыденно течет жизнь в Москве, да и в других городах страны. Приехав на футбол в Питер, обнаружил в буквальном смысле толпы гуляющих по всему городу, большинство прибыли вовсе не на футбол. Очереди на речные кораблики, чтобы прокатиться и посмотреть город с воды, забитые под завязку Невский проспект и музеи. Одним словом, что-то тут явно не так. На этом фоне как-то несуразно выглядят новости о том, что коечный фонд для больных расширяется, текущего количества не хватает и перед нами новая волна заболеваемости. В ресторане в центре Питера нас обслуживает официантка, у нее красные глаза, она шмыгает носом и честно говорит, что приболела. Чем? Неизвестно, выяснится само, но чуть позже. Пока же в отсутствие других официантов нужно держать вахту и обслуживать посетителей, место бойкое, их тут сотни в течение дня. Удивляться тому, что цифры заболеваемости растут, не приходится, люди безответственно относятся как к себе, так и окружающим. Но истории этого выпуска, как и всегда, не столько про пандемию, сколько про людей и их поступки, которые формируют наш мир.
Table of Contents
Футбол, концерты и не только — наблюдения за жизнью отдыхающих
Проведение большого матча — это всегда вопрос организационный, нужно правильно распределить поток болельщиков, обеспечить их безопасность и какой-никакой уют. В России незаметно научились делать спортивные события мирового уровня, и организаторы, включая городскую администрацию, делают это качественно. Например, чтобы пройти на стадион, нужно было получить Fan ID, паспорт болельщика.
Онлайн-регистрация, привязка билета к паспорту (реальному паспорту), затем возможность получить его в Москве или в Петербурге. По всему городу ходили люди с бейджиками, на которых были видны их имя и фамилия. Знакомиться не составляло труда, конечно, если было желание.
Мимолетом хочу сказать, что добраться из Москвы до Петербурга было сложно, все билеты на «Сапсан» распроданы, цены взлетели до небес. Самолеты всех авиакомпаний вылетали в город чуть ли не каждые полчаса, но все равно с местами был полный швах. Улетая за день до матча, столкнулся с тем, что цены выросли минимум в три раза, билет туда-обратно на «Аэрофлот» стоил вместо 8–10 тысяч рублей уже 27 тысяч. Нехилое изменение стоимости, но продиктовано оно тем, что «Аэрофлот» и другие компании чутко следят за повесткой, повышают свою прибыль в моменты, когда происходят какие-то события, куда устремляются люди. И это своего рода тусовка, когда встречаешь множество знакомых, приехавших отдохнуть на пару дней под предлогом футбола. Я приехал в Питер не только отдохнуть (что тут скрывать?), но и даже немного поработать.
На время проведения матча зона Крестовского острова стала закрытой для автомобилей, только пешеходы и трансфер на предоставленных автобусах для посетителей матча. Это привело к тому, что в «Яндекс.Такси» появились зоны для посадки и высадки, сервис четко учитывал то, куда вы направляетесь. Несмотря на море людей, проблем с машинами не было, цены оставались по сравнению с Москвой щадящими даже при пиковом спросе. Ощущение, что «Яндекс» взвинтил цены только в столице, она теперь живет в другом ценовом поясе, который явно менее комфортен.
Любопытное наблюдение, которое меня искренне удивило. До стадиона можно было дойти по пешеходному мосту, с него открываются интересные виды. Постоянно навстречу попадались люди, которые отправились погулять и делали это в толпе идущих на матч. Они доходили до стадиона и потом шли обратно, фотографировали болельщиков, и это не один-два человека, их были десятки в поле зрения почти каждую минуту.
Вход на стадион стал местом, где не было толкучки, но каждого очень тщательно досматривали. В буквальном смысле щупали, просили показать все, что лежит в карманах, включить всю электронику. У коллеги оказался разряженный внешний аккумулятор, он стал «добычей» службы безопасности, в ящике валялись десятки его собратьев. Кто-то вяло ругался, что наушники разрядились, и показывал, что они умеют заряжаться от телефона: «Вот, посмотрите, огонек загорелся, они работают». Человека пропустили с такими наушниками. Контроль был жестче, чем в досмотр в аэропорту, и это неплохо. На стадион пришло больше 26 тысяч болельщиков плюс огромная армия тех, кто работал на мероприятии.
Прошли те былинные годы, когда подобное мероприятие означало, что связи в округе не будет ни в каком виде, а стоит надеяться только на SMS. Люди спокойно разговаривали по телефонам, звонили друг другу в любые моменты матча, а также после него. И никаких проблем ни у одного оператора не было, что уже хорошо и показывает, что технологии не стоят на месте. Формально, если во время матча запустить Speedtest, он покажет плюс-минус одинаковую картинку для всех операторов — высокая задержка, не самые высокие скорости.
А вот измерение МТС на S21 Ultra, коллега радостно поучаствовала в игре.
Не устану повторять, что измерение скорости в приложении Speedtest лишено в большинстве случаев смысла, так как все операторы стараются дать максимальный канал и качество соединения, чтобы не ударить в грязь лицом. Это как сервис «Яндекс.Пробки», но только ровно наоборот, когда у вас показывается максимальная скорость, а по факту ничего передать или получить вы не можете. Этакая виртуальная скорость в вакууме.
Во время матча выкладывал фотографии в Instagram, комфортно просиживал в мессенджерах и старался поменьше расстраиваться от игры нашей команды, это было феерически скучно. Ожиданий не было, но надежда всегда умирает последней. В первые сорок пять минут работали хорошо как «МегаФон», так и «Билайн», ощущения, что есть какие-то затыки, не возникало, хотя, конечно, не пытался смотреть потоковое видео или выполнять тяжелые задачи. Глядя на окружающих, видел то, что никто не испытывает особых проблем.
Но как только мы отправились на перерыв, сети испытали повышенную нагрузку, тот же «Билайн» отправлял сообщения в мессенджерах небыстро, фото уже не проползали, они отправлялись с еще большей задержкой. В «МегаФоне» такого не наблюдалось, его емкость на стадионе оказалась повыше. Но в любом случае можно сказать, что связь была, и на неожиданно приличном уровне. Конечно, не как на Олимпиаде в Сочи, где все летало и работало на ура, но для обыденного события, когда к нему не готовились особым образом, все было отлично.
Стадион — это удивительное место для фотосъемки, яркий свет заливает пространство, камера в телефоне вытягивает снимки, которые, казалось бы, невозможны. Этакие искусственные условия, в которых можно получать снимки, ранее невообразимые, которые при этом, конечно, сильно страдают в детализации, порой выходят шумными.
Даже на зуме х10 на S21 Ultra снимки получались не такими ужасными, как подспудно ждал. Лыко в строку от Андрея (наш читатель, который читает «Бирюльки» и изучает мир придирчиво): «Скажем так для Бирюлек. Как изменился мир. Вчера были на концерте. Процентов 50 людей снимали почти весь концерт целиком, кто-то даже стримил сразу в инстаграмм. Порой количество снимающих доходило до 80–90 процентов). И ещё выяснялась неприятная особенность Samsung s21. Я бы назвал это горе от ума. В видео записанном на нем шумодав зарезал почти весь звук и солиста почти не слышно и в общем видео из-за этого смотрится совсем плохо. У меня на Huawei p30 lite звук записался намного интереснее. Хотя конечно тоже с огрехами».
На стадионе ситуация была примерно такая же, в начале матча многие сидели в телефонах и снимали происходящее на поле, после первого года в наши ворота телефоны стали исчезать. После второго многие демонстративно стали читать новости и заниматься своими делами. Но наблюдение Андрея верное, нас поразил эффект японских туристов, которые смотрят на мир исключительно через экран своего телефона или камеры.
Любопытно, что, используя зум х10, можно рассматривать, что происходит на экранах других людей, которые сидят далеко от вас. Думаю, что все чаще будут проявляться истории, когда кто-то подглядывает в чужие экраны, и поэтому в моду войдут пленки, которые не позволяют это делать так просто, искажают картинку под любым углом. Для ревнителей чистоты автора «Бирюлек» скажу, что сделал снимки телефона коллеги (она смотрела Facebook нашего общего товарища), а также человека, который зажег фонарик.
Помните, что современные телефоны с легкостью могут «дотянуться» до вас, экрана вашего аппарата и вы даже этого не заметите. Говоря про то, что в смартфонах уже все изобретено и нечего улучшать, стоит вспомнить приведенные выше истории, можно изменить то, как работают экраны, причем способов решения этого вопроса не один и не два, а несколько. Можно придумать режимы для съемки концертов и матчей, чтобы микрофоны в смартфонах работали иначе, чем они это делают сегодня. Одним словом, тут есть над чем поработать и о чем подумать.
В футболе меня не поразила игра нашей команды, она была явлением привычным. Меня в очередной раз удивило, насколько наша страна стала IT-ориентированной, ведь организация такого уровня мероприятия — это про IT. И у нас с этим все в порядке, все очень четко и удобно, организовано для людей. Нет уже тех историй, что случались лет двадцать назад, с толкотней, плохо организованными моментами, все выглядит почти идеально. Научились и смогли сделать хорошо, и это бесконечно радует.
Неприятный момент для тех, кто пытался посмотреть трансляцию онлайн, заключается в том, что ее фактически не было, правообладатель отправлял всех на свой сервис, а тот просто не работал. Лучше всех это сформулировал Саша Васильев у себя в Facebook.
Питерский 5G, попробовал сеть от «МегаФон» на зубок
После того, как МТС открыл в Москве пилотные зоны 5G, это был вопрос времени, когда такие пилоты появятся в Петербурге. Незадолго до футбола в городе прошел экономический форум, к нему приурочили запуск пилотной сети от МТС, свою сеть показал «МегаФон». Мне было интересно посмотреть сеть от «МегаФона», так как она больше по покрытию (10 квадратных километров), сигнал есть вдоль Невского. У МТС покрытие точечное и значительно меньше, чем в той же Москве.
В рамках пилота «МегаФон» исследует динамическое распределение спектра (технология DSS), теоретический предел скорости составляет до 1 Гбит/с в тех диапазонах, что уже есть в LTE, до 4 Гбит/с в миллиметровом диапазоне. Конечно же, сеть NSA, то есть она работает поверх существующей LTE-сети, тут нет никаких откровений. Построена пилотная зона на оборудовании от Huawei — SingleRAN Pro, транспорт до базовых станций не меняли, то есть это ровно та же сеть, что была и до того. Жители и гости города могут попробовать 5G-сеть самостоятельно, но для этого им нужны китайские смартфоны, например, Huawei или Xiaomi. Устройства от Samsung или Apple не позволяют подключиться к 5G-сети, так как производители считают, что таких сетей в России пока нет.
Чтобы посмотреть на оборудование, отправились в офис «МегаФона» на Караванной улице (ох, сколько раз я там был за эти годы), залезли на крышу.
Посмотрите на коробочку от «МегаФона», измерять на крыше скорость сигнала можно, но она не будет высокой. Попробовали на Mate X от Huawei поглядеть скорость, получилась не очень высокая (стоя сзади лепестка, другого и не ожидаешь).
Как только спустились вниз, скорость резко возросла (2.5–2.8 Гбит/с).
Понятно, что это тестовая зона, от нее не ждешь чего-то этакого, но ребята говорят, что и до 4 Гбит/с у них доходило. За время одного теста скорости в том же Speedtest за 15–20 секунд улетает в никуда 4–5 ГБ данных. Скорость приятная во всех отношениях.
Рассматривать пилотную зону как нечто самостоятельное точно не стоит, это демонстрация возможностей, и только. Интересно, что вдоль Невского проспекта покрытие обеспечили оборудованием, которое уже стояло и так, его немного изменили. Оптику не меняли никак, она продолжает работать как и раньше. Что доказывает простую вещь: российские операторы уже де-факто готовы запускать 5G, для этого проделаны все предварительные работы. Желающие могут попробовать эти сети самостоятельно, тут нет никаких препятствий (но только на поддерживаемых аппаратах).
Пока обсуждали 5G, возник вопрос, как быстро уходят пользователи от 3G-трафика и исчезает потребность в этой технологии для России. Короткий ответ звучит так, что в течение нескольких лет 3G исчезнет почти повсеместно, технология свое отжила.
Закрытая распродажа в «Яндекс.Маркете» — детские ошибки программистов
Что меня всегда приятно удивляло внутри «Яндекса», так это атмосфера. Очень комфортная, расслабленная порой, можно творить любую ерунду и никак за это не отвечать. Слабо представляю, что нужно сделать, чтобы вас не то что уволили, а поругали за то, что вы сделали что-то не так и нанесли непоправимый ущерб репутации компании, вызвали ярость пользователей. Кто-то уже догадался из заголовка, что речь пойдет про закрытую распродажу «Яндекса», в которой обещали скидки для подписчиков «Яндекс.Плюс», звучало это все неплохо, да что там, звучало отлично. Кто не любит скидки?
По факту алгоритм, который адаптировали внутри «Яндекса», оказался с изъяном, и поэтому подписчики Яндекс.Плюс вместо скидки получали цену выше, чем любой человек без таковой!
Масса обсуждений в сети, где компанию проклинали и говорили, что уже не раз ловили на подобном в других промо-акциях. Злой умысел и ничего больше, именно такое восприятие было извне. К сожалению, это не так! Никакого злого умысла не было, это не бизнес-задача, а головотяпство конкретной команды, которая не проверила результаты своей деятельности. Имеющие доступ к внутренним чатам «Яндекса» могут почитать и насладиться разбором полетов, это эпично во всех смыслах, слезы наворачиваются на глаза!
Но знаете, что меня убило напрочь? Алгоритм покаяния, который принят внутри «Яндекса». Как объяснил один из сотрудников компании, «ты можешь облажаться по полной программе, но если ты публично озвучил проблему, не повторяешь эту ошибку снова, тебя простят и все будет хорошо». Это разительно отличается от любой западной компании или тем более китайской, как вариант, японской или корейской. Ошибки такого уровня — это всегда чрезвычайная ситуация, виновники подвергаются публичной порке, чтобы другие многократно подумали о том, что так делать нельзя, и включили мозг. В то же время «Яндекс» живет в мире розовых единорогов, где можно делать что угодно, а тебе за это ничего не будет.
Почитав внутренние чаты компании, я долго протирал глаза и пытался понять, как мог сформироваться столь удивительный и во всех смыслах искусственный мирок, который к бизнесу не имеет прямого отношения. У «Яндекса» есть ключевые направления, где компания старается выжать все соки, получить прибыль, но при этом возникает такое количество костылей, уязвимостей, что поражаешься и удивляешься. Хотел было просто описать множество дырок перечислением, но потом посчитал, что нужно сосредоточиться на конкретном примере и проделать этот опыт самостоятельно.
Итак, у меня истекал срок подписки на «Яндекс.Диск», покупал 1 ТБ места на год. Подписку оформлял в Play Store от Google, отключил карту для оплаты. Меня предупреждали, что место закончится, его не будет и так далее. После того, как подписка закончилась, «Яндекс» прислал письмо, в котором предложил скидку в 20%, что достаточно выгодно. Но мне было интересно проверить другие моменты.
Спустя десять дней нерабочей подписки добавил карту в Play Store, и тут же прошла оплата подписки, но «Яндекс.Диск» включился только через день. Информация об оплате от Google прошла не так быстро, как хотелось бы. При первоначальной покупке все происходит моментально, это первый минус этой истории, о которой в «Яндекс» знают давным-давно.
Но знаете, какой второй минус? Если вы отмените подписку в Play Store, то Google вернет деньги на вашу карту за один день, а вот подписка от «Яндекса» останется минимум на 1–2 месяца, а то и на больший срок. Решил проверить эту уязвимость и проделал этот эксперимент, деньги мне в Google вернули.
А вот дополнительное место на «Яндекс.Диске» осталось. На момент написания прошло ровно две недели, как вернулись деньги, а дополнительное место все еще есть (купил также место в почте, так как оно дешевле, чем напрямую брать в «Яндекс.Диске», итого получилось 2 ТБ на данный момент, хотя должен быть 1 ТБ с хвостиком).
Давно ли знают об этом в «Яндексе»? Очень давно. Но ровно так же один из сотрудников когда-то покаялся об этой проблеме, и она никак не решается, так как есть сложности и они якобы на стороне Google. Хотя вся сложность заключается в том, что Google не выдает API для безболезненной работы в таких случаях, большинство компаний автоматизируют процесс самостоятельно, когда сталкиваются с проблемой таких возвратов. Корпоративная культура «Яндекса» не предполагает личной ответственности за исправление проблем, причем зачастую тех, что даже не на стороне самой компании и требуют некого решения. Это приводит к появлению множества лазеек и уязвимостей.
Говоря про уровень информационной безопасности «Яндекса», могу отметить, что он удручающий. Рабочие чаты в Telegram, где могут находиться совершенно посторонние люди. Но самый смак заключается в том, что там такой бардак, что глаза лезут на лоб. Когда в чате находится несколько десятков человек и не все под реальными именами, то можно вмешаться в беседу, задать вопрос и получить ответ. Порадовал комментарий прямых конкурентов «Яндекса» в разговоре, когда я удивлялся этой ситуации: «Ты как вчера родился, мы давно все там столуемся, отличное место для узнавания происходящего, они дети-цветы и вот это все».
Так что не обижайтесь на «Яндекс» за повышение цен на закрытой распродаже для пользователей «Яндекс.Плюс», в компании это не специально, просто, как обычно, что-то пошло не так, это головотяпство и ничего больше.
Возможный штраф для Telegram в Германии, или это другое
Когда в России что-то делают, часть общества обязательно ищет аналогии на Западе, словно отсутствие там подобных действий автоматически означает глупость происходящего в наших пенатах. Долгое время нам твердили, что никакого регулирования интернета не нужно, оно невозможно и нужно дать всем жить как они живут. Компании не должны страдать, цензура невозможна по своей сути, и нельзя кого-либо блокировать. Американские социальные сети показали, как можно эффективно блокировать президента США (действующего на тот момент!), что сделало любую блокировку легитимной. Интересно, что в России чиновники пытаются добиться прозрачности для пользователей, чтобы правила игры устанавливались государством, а не частными компаниями. То есть вас не могли заблокировать, а потом не дать никаких объяснений. В России выработали очень простой подход, когда социальные сети должны физически назначить представителей в стране, зарегистрировать компанию и попутно платить налоги, иначе возможна полная или частичная блокировка. Мы, как обычно, бьем по самому больному — деньгам, которые такие сервисы зарабатывают внутри России.
Многомесячный вой вокруг этих тем не стихает давно, кровавый режим покушается на свободу слова и далее по списку. Хотя, на мой взгляд, речь идет о том, чтобы создать адекватные правила игры для всех, как для бизнеса, так и для обычных пользователей, нас с вами.
Но в расчет такое не берется, считается, что все делается во вред, ведь у нас иначе не умеют. Пропаганда качественно промывает мозги и искажает картину мира.
Давайте посмотрим на претензии Германии к Telegram, так как это совершенно другое. Начнем с того, что чиновники из Германии требуют, чтобы Telegram открыл представительство на территории страны и назначил человека, который будет отвечать за взаимодействие с государством. Ничего не напоминает? Мессенджер обязан удалять противоправный контент как можно быстрее после обращения чиновников (на немецком языке), сейчас этого не происходит. Также мессенджер должен передавать данные пользователей властям, когда идет то или иное расследование. Возможный штраф за невыполнение этих требований — около 55 млн евро! На фоне штрафов в России, которые исчисляются в 10 млн рублей за раз, подход Германии выглядит радикальнее, вот что значит цивилизованный мир, где не принято цацкаться с чужими компаниями.
Сама ситуация хороша тем, что она показывает сравнимость подходов в разных странах мира, то, что происходящее требует плюс-минус одинаковых реакций и они со стороны чиновников сходны. Это нормально, но тут, конечно, рушится концепция того, что у нас изобретают только плохое, а в других странах — только хорошее. Просто мы идем несколько быстрее по этому пути и адекватно оцениваем необходимость вычищать эти авгиевы конюшни. А так, конечно же, другое, подход России сегодня намного мягче, мы не пытаемся вместе с водой выплеснуть ребенка.
Надпись в книжном магазине о краже телефона
Все планировал попасть в магазин подписных изданий в Питере, обычно живу рядом, да и друзья взахлеб его рекомендовали. Отличный магазин в непривычном для России формате, чем-то напоминает американские книжные, причем хорошего толка, модель скопирована оттуда. По виду ясно, что в магазин вбухали много денег, оформление сделано со вкусом, много сотрудников на каждом этаже, жизнь бурлит. В этот магазин можно влюбиться.
Мое внимание привлекло объявление о том, что нужно следить за своими вещами, что воришки могут украсть ваш телефон. В теории могут, и это будут не профессиональные похитители чужих вещей, а скорее любители, что бездумно утащат телефон, который вы оставите где-то. Предположить, что в ваш карман полезут за телефоном, невозможно.
Сегодня телефон — та вещь, которую бессмысленно красть. Но многие люди еще не осознали это до конца, кажется, что это дорогая штука, впрочем, часто так и есть. Но красть телефон бессмысленно, вы не сможете им воспользоваться, его невозможно продать даже на запчасти. А обрести огромное число нешуточных проблем вполне возможно. Поэтому объявление вредное и написанное бездумно, телефоны нынче почти никогда не воруют, это не та вещь. Статистика подтверждает мои слова. А вы сталкивались в последние годы с тем, что у вас или знакомых именно крали телефон, а не они забывали его где-то?
По следам публикаций, материал про мошенников
Тема мошенников, увы, становится все более горячей, истории сыплются как из рога изобилия, одна за другой. К теме приходится возвращаться, я даже опубликовал небольшое число размышлений о том, как защититься от мошенников и чего делать точно не нужно. Материал стоит прочитать, если вы этого еще не сделали.
Но, как всегда и бывает, комментарии зачастую открывают такой угол зрения на проблему, который ты не можешь вообразить. Например, наш читатель Андрей в комментариях написал следующее: «Как бизнес-тренер по социальным навыкам и будущий психотерапевт хочу сказать, что такие звонки — отличный способ потренироваться спокойно говорить людям «нет». Я даже сейчас радуюсь, когда мне звонят люди. Практикую это уже около года и чувствую, как в обычной жизни мне проще стало говорить людям «нет». Я раздражаюсь, правда, когда бот звонит».
Удивительно, посмотреть на звонки мошенников или спамеров как на средство тренировки своих социальных умений — это просто пять! Никогда бы не додумался, что можно сделать так.
В почту написал Олег, он изложил свою методику борьбы за собственный покой. Кому-то его описание покажется замороченным, но прочитайте, оно любопытно по подходу и может пригодиться, хотя далеко не всем. Читаем:
Эльдар, добрый день!
Я про статью… Про борьбу с мошенниками.
Давно принял, что ругаться, пугать их или крякать в ответ не помогает. При звонках с незнакомых номеров я всегда трубку беру, но молчу. Понимаю, что этим свечу номер как активный, но неадекватный. Этим снижается объем спама и жуликов. За столько лет мне даже на основной номер жулики еще не звонили с просьбой о деньгах или номерах карт. А номер в эксплуатации с мая 2010 года.
Однако замечу несколько моментов. Они, правда, перекликаются с другим моментом по поводу госслежки