Бирюльки №643. Города большие и малые, сервисы и устройства в них

Привет.

Мы привыкли к комфорту больших городов, а путешествуя по России, удивляемся тому, насколько иначе все устроено в небольших городах. Кажется, что это исчезающая натура, хотя большие города жили ровно так же еще какие-то десять лет назад. Нам сложно осознать уровень и масштаб изменений, то, как новые сервисы нас развращают — все чаще и чаще мы платим курьерам, которые приносят нам пачку молока и круассан к завтраку, а не отправляется за ними в магазин самостоятельно. В 70-е годы была популярной тема того, какая пропасть пролегает между городом и деревней, сегодня можно переформулировать проблему иначе, разрыв возник между малыми населенными пунктами и мегаполисами. Частично эти вопросы и встанут перед нами в этом тексте, мы будем обсуждать их на конкретных примерах, при этом не претендуя на всеобъемлющие выводы или попытку даже отдаленно описать тенденции. Это приглашение к размышлениям о том, как меняется мир вокруг нас, а главное, как изменяется наше восприятие того, что нас окружает. Поверьте, наши предки за свою жизнь не видели и сотой части изменений, которые мы застали за последние двадцать лет. И скорость этих изменений нарастает с каждым днем. Что-то нам нравится, что-то нет, но игнорировать их не получится даже при большом желании, а значит, нужно понять и осознать природу этих подвижек. А начнем мы с примера того, почему умный дом в маленьких городах не нужен для массового покупателя. Поехали!

Table of Contents

Почему умный дом не нужен в маленьких городах

Чем мне нравятся конференции и живое общение с практиками от бизнеса, так это необычно широким спектром вопросов, некоторые из них неочевидны. Например, во время выступления сказал, что одной из категорий устройств, находящихся на взлете, является умный дом, он пользуется популярностью. И если смотреть статистику, то все ровно так и есть, цифры продаж растут, кажется, что можно перенести их на всю страну без исключения. Но на деле чем меньше населенный пункт, тем меньше шансов на продажу тех или иных устройств умного дома, в большей мере они представлены в больших городах, нежели в малых. И это тоже статистика, которая красноречиво говорит об отличиях в потреблении одного и того же продукта в разных населенных пунктах.

Возникает искушение объяснить все с точки зрения покупательной способности людей, средний доход в городах выше, чем в деревне, а чем меньше город, тем меньше возможностей заработать. С этим трудно поспорить, а отдельные исключения только подтверждают это правило. Как правило, высокий доход на одного жителя демонстрируют поселки и города с участием государства либо сформированные вокруг какого-то производства. Но это не такая частая история, как можно было бы предполагать.

Объяснение с точки зрения денег лежит на поверхности, оно столь очевидно, что кажется правильным. На мой взгляд, отсутствие свободных средств — это только часть истории, важно посмотреть на поведение покупателя с других точек зрения. Чем характеризуется потребление услуг связи в небольших городах? Очень небольшим мобильным трафиком, люди предпочитают использовать Wi-Fi дома или на работе, в то время как в дороге почти не загружают фильмы, тяжелые файлы и тому подобное, максимум отвечают на сообщения в мессенджерах. Безлимитные тарифные планы и опции — это удел больших городов, в которых есть потребность в замене последней мили, когда мобильный оператор дает высокое качество соединения и конкурирует с проводным оператором. В небольших городах, как правило, проводной оператор всегда выглядит лучше, чем то, что предлагают мобильные операторы, первый выгоднее в любом из аспектов.

Но главная причина тут даже не в выгоде, а в отсутствии больших расстояний в таких городах. Обычно даже пешком передвижение по городу занимает 20–30 минут в одну сторону, на транспорте и того меньше. А значит, человеку не нужно быть погруженным в телефон, развлекать себя. В больших мегаполисах на дорогу в рабочие дни люди тратят минимум час в одну сторону, живущие в области — до 2.5 часов в среднем в одну сторону (цифры для Москвы, в других регионах они, конечно же, будут значительно меньше). Получается, что мобильный интернет нужен тем, кто в дороге хочет себя развлечь — посмотреть фильм, послушать музыку и так далее. Как-нибудь обратите внимание, чем занимаются люди в транспорте в Москве, а чем в небольших населенных пунктах, различия бросаются в глаза, они очевидны. Можно посмотреть также на то, какие устройства популярны в городах в зависимости от их размера, тут есть прямая корреляция между диагональю экрана, объемом памяти и населением конкретного места. В мегаполисах всего хотят побольше, так как эти вещи востребованы и есть понимание, зачем они нужны. И это вовсе не экономия людей в небольших городках, что они покупают устройства подешевле. Экономический фактор присутствует, но он отходит на второй план — важно тут скорее то, что у них просто нет потребности в этих технологиях и возможностях.

Те же мобильные операторы давно столкнулись с этой проблемой, средний трафик на базовую станцию в маленьком городе (как мобильные данные, так и звонки) значительно меньше, чем в мегаполисах. Вывод из этого всегда один и тот же: оборудования ставят поменьше, и оно хуже по ряду характеристик, так как особых нагрузок не предполагается. Иногда это приводит к анекдотическим ситуациям, когда в городок приезжает группа туристов с другим профилем потребления услуг, они нагружают имеющийся сегмент сети донельзя и еще жалуются на медленный интернет, непривычное качество услуги.

Торговые сети давно столкнулись с тем, что менталитет покупателя в небольших населенных пунктах сильно отличается, достаточно посмотреть на ассортимент того, что они продают в магазинах. В федеральном масштабе тот же DNS сегодня входит в населенные пункты в 5–10 тысяч жителей, где работа таких торговых точек вовсе не рентабельна, но они создают массовое покрытие территории страны своими магазинами. Ассортимент в них, безусловно, отличается.

-AdRiver-

Какую задачу решает умный дом? Это возможность узнать о происходящем в вашем жилье, когда вы отлучились, когда вы далеко от него. Тут снова важен фактор расстояния, чем дальше вы от дома, тем сложнее проверить, что там происходит. В небольшом населенном пункте этой проблемы не существует по массе причин. Вы всегда можете за считанные десятки минут добраться до себя. У вас всегда есть соседи, ваши приятели/друзья, которые моментально сообщают о любых происшествиях (прорвало трубу, кто-то пьяный долбится в дверь и так далее). Заменять их железкой бессмысленно.

Криминальная обстановка в небольших городах довольно спокойная, тут есть вариант поставить квартиру под охрану на пульт либо не заморачиваться этим вовсе. И умный дом в качестве охранной системы никто серьезно не рассматривает. Поэтому реальных сценариев применения умного дома просто не существует, это выглядит для жителей таких населенных пунктов как игрушка, причем зачастую дорогостоящая и лишенная всяческих плюсов.

Хотите еще один важный момент в распространении умного дома? Любопытство — это движущая сила новых товарных категорий, большинство людей обладают этим качеством. И тот же умный дом покупают, зачастую не имея в голове даже отдаленного представления, зачем он пригодится в хозяйстве, люди хотят попробовать новую игрушку. Кто-то покупает эту игрушку себе, кто-то дарит близким. В маленьких городах это любопытство натыкается на прозу жизни, подарить ту же умную колонку достаточно дорого, преимущества ее совсем неочевидны. Колонка, умеющая разговаривать? Серьезно?

Хотите еще любопытных фактов, которые не лежат на поверхности? Чем меньше город, тем реже люди пользуются голосовым поиском на смартфонах, они меньше разговаривают со своими устройствами. Причина вовсе не в боязни того, что кто-то услышит, как вы говорите с телефоном, и подумает что-то дурное. Скорее вопрос в проникновении и адаптации этой технологии, первоначально на нее подсаживаются те, кто водит машину и не может набирать запрос, так как заняты руки. Возникает привычка спрашивать голосом, которая переносится в повседневную жизнь. В отсутствие личного транспорта или длительных поездок такая привычка не успевает сформироваться, в ней просто нет потребности.

Наконец, давайте взглянем на сарафанное радио, когда ваши друзья и знакомые хвастаются чем-то полезным, что они приобрели. В маленьких городах распространение информации идет намного быстрее, чем в мегаполисах, и это огромный плюс. Появись что-то полезное, и большинство жителей узнают об этом если не моментально, то быстро. Обратная сторона в том, что устройства наподобие умного дома, колонок с голосовыми ассистентами воспринимаются как нечто из другой жизни (городские с жиру бесятся!). Как следствие, этот фактор распространения просто исчезает.

Мы очень часто забываем, что покупатели в каждом из населенных пунктов сильно отличаются и подходить ко всем с единой меркой невозможно. Эти отличия носят не только экономический, но и социально-культурный характер. Сказать, что жители небольших городков «хуже» воспринимают технологии, практически невозможно, да это и неправда. Но со многими технологиями они по объективным причинам незнакомы, те им не нужны, как следствие, отсутствует практический опыт их использования.

На днях у меня случилась любопытная ситуация. Прогуливался неподалеку от цирка на Вернадского, ко мне подошел мужчина, на вид около 40 лет, провинциальный говор. В руках iPhone 6, аппарат выглядит рабочей лошадкой, а на экране приложение «Яндекс.Такси». Вопрос у этого мужчины был насущным, его жена и ребенок ехали в такси, но он неверно проставил адрес и не знал, как его сменить в приложении. Показал ему, как сменить адрес, что не составило никакого труда, заодно спросил, откуда он и что делает в Москве.

Приехали из небольшого поселка показать дочери столицу. В полном восторге от города, словно попали на другую планету, где все устроено иначе, чем у них. Дорогой город, но чудеса, которые он в себе содержит, стоили того. Не стал особо расспрашивать о других вещах, так как спешил по своим делам. Но мысль в голове засела, мегаполисы превращаются в нечто чудесное и совершенно отличное от того, как мы видим небольшие поселки, это другое качество жизни в каждом из аспектов. И знаете, что еще было в нашем коротком разговоре? Мимо пролетел кто-то на арендованном электросамокате, и мужчина проиллюстрировал это чудо жестом руки: «У нас такого никогда не случится». И с ним трудно не согласиться.

Бум электросамокатов в России, персональная мобильность

Совершенно незаметно произошла революция, которую мы проморгали, — электросамокаты стали чрезвычайно популярным товаром, и речь идет не о сервисах аренды, а о покупке этих устройств обычными людьми.  Дистрибьюторы потирают руки и грустят, что объем самокатов, запланированный на этот сезон, уже де-факто продан, уходят как самые недорогие модели, так и те, что стоят порядка ста тысяч рублей, спрос бешеный на любые модели. С полок метут все без разбора, а в Китае невозможно заказать нужные объемы, так как их просто нет, и тут не только дефицит комплектующих, сколько глобальный дефицит, связанный с недооценкой спроса. Добавим сюда еще постоянный спрос со стороны шеринговых сервисов, и получится общая картинка.

В Казани один из читателей захотел встретиться и показать город, мы пару часов гуляли по центру, он приехал на самокате и катил его рядом во время прогулки. На второй день в Казани вскочил ни свет ни заря, решил прогуляться и покататься на самокате, взял в аренду Whoosh. Примерно через 15 минут самокат сдал, так как пешеходные дорожки в выбоинах, а ездить по проезжей части нельзя. Дороги в Казани намного лучше для автомобилей, пешеходы выбоины особо не ощущают, а вот на самокате это становится проблемой.

Мой самоназначенный гид рассказывал не только про город, но и про то, что, купив самокат год назад, совсем не жалеет об этом, экономия на такси заметная, и машинка окупилась в первый же год. И это только с учетом теплого сезона, зимой на самокате, конечно, нет возможности и желания ездить. Меня в рассказе зацепило то, что еще год назад на самокат в Казани смотрели как на диковинку, сегодня многие в центре пользуются прокатными самокатами. Фактически шеринг популяризует такое средство передвижения и в небольших городах, а Казань, несмотря на население в 1.2 млн человек, город достаточно компактный, подобный транспорт набирает популярность. И будет набирать и дальше, так как всегда есть где оставить самокат, города чистенькие, а значит, измазаться невозможно. И есть основания полагать, что возникшая тяга к самокатам заставит переложить пешеходные части улиц под них плюс, возможно, создать велосипедные дорожки.

Говоря про маленькие города, ожидать бума в развитии самокатов не стоит, люди не будут их покупать, проблема в небольших расстояниях, что легко достижимы на своих двоих. А вот с большими городами все еще любопытнее, поделюсь анекдотом, который узнал от сотрудника одной из компаний по аренде самокатов.

Знаете, каких клиентов больше всего любят в таких компаниях? Ответ неочевиден — пьяных. Обычный сценарий использования самоката пьяным клиентом очень прост, он арендует устройство, отправляется с ветерком в путь. К моменту прибытия в нужное место большинство гуляк забывают прекратить аренду и просто бросают самокат на произвол судьбы. Проснувшись утром, они обнаруживают, что счетчик продолжает тикать и набежало 5–6 тысяч рублей. Легенда это или чистая правда, судить не берусь, просто не знаю, как все реализовано. Но человек утверждал, что до трети прибыли приходит от таких пьяных ездоков.

Учитывая, что обычные самокаты могут развивать скорость до 20 километров в час, они могут стать травмоопасными, и таких грустных историй все больше и больше. Люди врезаются в машины, деревья, бордюры. В травматологиях крупных городов утверждают, что в этом сезоне самокаты стали одной из причин роста травм, и думаю, что это как раз чистая правда. Да вы и сами в новостях постоянно натыкаетесь на истории про травмы из-за них. В Москве это привело к тому, что городские власти хотят снизить предельную скорость до 15 километров в час (что не так уж критично), а заодно запретить кататься на одном самокате вдвоем. Последнее выгодно компаниям, сдающим самокаты в аренду, они и сами хотят ограничивать езду вдвоем, она ведет к повышенному износу техники и меньшему сроку ее службы, а он и так не слишком велик. На наших глазах развивается новая ниша персональной мобильности, когда люди приобретают вместо автомобиля самокат или велосипед и начинают передвигаться на них по городу. Сужу по Москве и пионерам этих средств передвижения, городская среда сильно изменилась за последние несколько лет, стало комфортным передвигаться на двухколесных устройствах. Понятно, что осенью и зимой у нас не сезон, банально грязно. Но в остальное время это классная возможность передвигаться по городу, вы не находите?

Расскажите, как вы передвигаетесь по своим городам (не забудьте только сказать, что это за город и насколько он комфортен сегодня для такого транспорта). Арендуете самокаты или велосипеды? Ездите на своем? Поделитесь своими историями, а также скажите, стоит ли сделать обзор сервисов по прокату, посмотреть на то, как они устроены в Москве.

И несколько ссылок по теме такого транспорта, так как у нас появлялись материалы об этом:

Где наше «Яндекс.Такси» — история одной субботы

Собираемся время от времени с друзьями у них за городом, дом с участком расположен около аэропорта Домодедово, что позволяет не думать о транспорте, такси всегда с избытком, и приезжают они за 10–15 минут от силы. В эти выходные случилось нечто странное, в 10 часов вечера гости стали чувствовать необходимость покинуть гостеприимный дом и попытались заказать «Яндекс.Такси». Но ничего не происходило.

Вне зависимости от выбранного класса машин сервис просто не находил доступных автомобилей, ни в экономе, ни в бизнесе не было ни одного такси. Думаю, что это какой-то сбой, хотя водитель Wheely, быстро приехавший на заказ, утверждал, что проблема в стоимости поездок в аэропорт и в том, что многие водители в «Яндексе» отказываются брать такие заказы. Лучше потерять баллы, чем долго ждать клиента на обратную дорогу, в городе заработать те же деньги можно намного быстрее. Не знаю, насколько это так, но нужно было видеть удивление, когда мы обсуждали, что сервис перестал работать. Тот комфорт, что казался незыблемым, вдруг исчез напрочь. Хорошо, что в Москве есть конкурирующие службы такси, которые могут подать машины. А если бы их не было?

Удивительно, но вся эта машинерия и сервисы настолько хрупки, что мы зачастую не осознаем, как наша жизнь зависит от них. В Facebook мой товарищ, живущий в Ростове-на-Дону, пожаловался, что в его доме вырубили свет, его нет уже четыре часа. Компьютер разрядился, телефон дышит на ладан, и непонятно, чем заняться, то ли погулять, то ли выпить вина. Это ровно то же измерение наших ожиданий, мы привыкли, что в кране есть вода, в квартирах есть электричество и они всегда доступны, равно как и отопление зимой. Это что-то настолько естественное, что любое отклонение от нормы вызывает удивление.

Вспоминаю, какое количество фантастических книг было создано вокруг того, что случится с цивилизацией, если по какой-то причине мы лишимся энергетики. И авторы живописали процесс моментального разрушения общественных связей, устоявшегося миропорядка очень красочно, спорить с ними было сложно. Теперь к электричеству можно смело добавлять различные сервисы, что сделали нас изнеженными, теперь даже нет необходимости ходить в магазин или готовить себе еду! Поймал себя на мысли, что теперь в магазине не вспоминаю, что дома в холодильнике есть, а чего нет. Например, если раньше вы не покупали молоко, то утром нужно было тратить минимум 20 минут на поход в магазин, а это неудобно. Теперь, не найдя молока в холодильнике, заказываю его в «Яндекс.Лавке», и через пятнадцать минут курьер стучится в дверь. Ровно та же история с другими желаниями, когда вы хотите чего-нибудь этакого и оно прибывает на порог вашей квартиры почти моментально и без особых затрат вашего времени — только платите. Удобство таково, что многие мои знакомые настолько обленились, что теперь «ходят» в магазины исключительно виртуально, заказывают то, что им нравится, удаленно. Их витриной стали экраны телефонов, а некоторые просто повторяют ранее сделанные заказы. Смех смехом, но инфраструктура изменяется соответствующим образом, растет число складов, падает число торговых площадей. И через 5 лет мы увидим, что любой сбой создаст реальные очереди в том небольшом числе магазинов, которые останутся в старом формате. Возможно, что несколько сгущаю краски, но развитие рынка идет именно в этом направлении, вы не находите?

Помните мультик Pixar про робота Валли, а также людей, которых он обслуживал? Мы как-то очень быстро идем к такой абсурдной ситуации, и наша зависимость от сервисов растет, так как они слишком комфортны и не требуется никаких усилий, чтобы что-то получать. Умение зарабатывать деньги выходит на первый план, так как от него зависит то, где вы живете, к каким услугам и сервисам имеете доступ. И говорить даже об отдаленном цифровом равенстве пока не приходится, разница между крупными городами и небольшими населенными пунктами будет только нарастать. Что создаст переток населения, которого невозможно избежать. Эта проблема существовала весь XX век, теперь она будет усиливаться еще больше, и нам требуются светлые умы, которые смогут решить этот вопрос в том или ином виде. Технологии позволяют создать интересные решения для этого, но насколько они будут применимы на практике, это вопрос. Могу сказать про себя, что я напрочь испорчен большим городом, Москва — это мегаполис, в котором 24 на 7 есть все, что вы только можете вообразить, и это развращает. Вы можете заказать блюда любимой кухни в ночи, их вам привезут быстро. Можете купить цветы, выбрав готовый букет или собрав его, в Нью-Йорке, например, это сделать ночью невозможно. Вы выберете ночью цветы, а заказ обработают утром, когда люди придут в магазин. И в этом аспекте фраза «город, который никогда не спит» в отношении Нью-Йорка давно звучит как издевка, Москва — такой город, и это его уникальная черта по сравнению с любым мегаполисом мира. И это развращает, так как мы привыкли к очень хорошему качеству сервиса и не понимаем, как может быть иначе. В пандемию дошло до нелепого, многие люди, которые собирались отправиться жить в другие страны, так как там все лучше и трава зеленее, неожиданно сменили свои планы, иначе взглянули на наши города, ситуацию в целом. Удивительные метаморфозы, от которых выигрывают, наверное, все. У меня есть глубокая уверенность в том, что пандемия пошла нам всем на пользу.

Ценности большого мегаполиса, или город как мировая деревня

Большие города имеют и другое измерение, которое мы часто игнорируем, — формирование вкусов и предпочтений молодежи, разнообразие представлений о жизни и гарантированное выживание даже тех, кто исповедует довольно радикальные взгляды. Говорить про маньяков не вижу смысла, но с точки зрения массовой культуры хочу остановиться на теме LBGTQ+, так как и сама аббревиатура уже вбирает в себя все большее число идентификаций гендеров и их отношений, и города меняются под эти взгляды.

В Америке никого уже не удивить туалетами для существ третьего пола, я совершенно некорректен и называю их просто — для неопределившихся. Также не удивить тем, что женщина может войти в мужской туалет, так как именно в этот день она себя ощущает мужчиной! Европа достаточно споро перенимает лучшие практики, которые порой доходят до абсурда. В Шотландии студентка юридического факультета Абертейского университета Лиза Кеог позволила себе сказать следующее: «У женщин другая анатомия, женщины не так физически сильны, как мужчины. Есть вагина — поздравляем, ты женщина! Нет вагины — извини…». Причина — это обсуждение участия трансгендеров в спортивных соревнованиях, где они пытались победить женщин, — звучит смешно и забавно, но как есть. Обычное занятие с рассмотрением юридических аспектов такого подхода, правомочности участия трансгендеров в соревнованиях наравне с женщинами.

Меня в этой истории смущает буквально каждый аспект. Европейский университет ограничивает свободу мысли, так как есть темы, которые считаются табу, их нельзя обсуждать, и невозможно рассуждать об этом. Получается, что думающий человек должен иметь ограничения, наложенные обществом, но мы с вами прекрасно знаем, что невозможно запретить думать. Такие запреты могут дать только одно — молчание, когда человек не высказывает публично свою точку зрения, так как боится цензуры и последствий. Лиза в полной мере ощутила это на себе, так как ее однокурсники пожаловались на нее преподавателям, ведь она допустила дискриминацию других людей. И это пример того, как культура больших городов приходит в достаточно небольшие городки, становится доминирующей.

Звучит очень странно, не так ли? Десять лет назад попытки играть в политкорректность приводили к тому, что мы смеялись над высказываниями о том, что кто-то считает себя представителем третьей расы, сегодня уже появилось несколько десятков самоидентификаций. Для меня стало открытием, что в Америке даже есть движение трансгендеров, которые сменили свой пол, а потом вернулись к первоначальному полу, поскольку посчитали, что так будет лучше для них. Римляне периода заката империи могут позавидовать изощренности нашего мира, а также его извращенному пониманию личной свободы выбора.

Вот, казалось бы, при чем тут технологии и самоидентификация пола человека? Но посмотрите, как активно нам насаждают те или иные представления, в вашем телефоне уже есть иконки однополых союзов на любой вкус. Возможным стало все что угодно. И в какой-то момент хочется стать Милоновым и к чертовой бабушке запретить установку таких иконок по умолчанию во все устройства. У нас свободная страна, хотите использовать такие иконки — на здоровье, но ставить их по умолчанию? Зачем и для чего?

Чтобы проиллюстрировать, насколько извращенное восприятие мира становится нормой, отмечу, что сегодня практически все компании пытаются заигрывать с нишевой аудиторией LBGT-сообществ, раскрашивают свои логотипы в цвета их флага, обязательно выказывают поддержку и так далее. Дошло до абсурда, когда Lego выпускает набор фигурок, демонстрирующих поддержку LBGTQ+.

В Россию такие фигурки поставляться не будут, так как наша страна «варварски воспринимает европейские ценности». Знаете, а как по мне, так быть варваром в этом аспекте вполне нормально, равно как и говорить простые, понятные вещи. Да, безусловно, есть люди, в силу медицинских причин нуждающиеся в смене пола, тут нет никаких двух мнений. Но большая часть сторонников свободы выбора следуют пропаганде и моде, ничего другого за этим просто нет. Сколько раз меня клеймили за то, что я называл женщину женщиной, в ответ обзывали как угодно, открывался мини-портал в локальный ад. Меня просили уважать самоидентификацию человека и относиться к нему с уважением, словно обращение к женщине в соответствующей манере кого-то может унизить. Почему-то уважения к моим представлениям, которые являются все еще доминирующими в мире, никто не требовал.

Среди моих друзей и приятелей хватает людей с разными взглядами на жизнь, я уважаю их право и выбор. Но почему-то они не стремятся воинственно навязать свой выбор мне или другим людям, не вскидываются в момент, когда к ним обращаются согласно их биологическому полу. Более того, им хватает такта не кричать каждому в лицо, кем они себя считают. Возможно, это воспитание, возможно, культурная среда.

С каждым годом ощущение абсурда, происходящего в мире, нарастает все больше и больше, меньшинство пытается убедить большинство, что правильно, а что нет. Более того, воспитывается чувство вины в нормальных, обычных людях — за то, что они не такие, как то самое меньшинство. Мне это напоминает осознанную программу сокращения численности населения, так как никаких иных причин за этим стоять не может. Массовая культура повернута на той самой корректности, она переписывает историю. Обратите внимание на «исторические» сериалы на Netflix, королева Англии темнокожая, герцоги того же цвета, а рабство отсутствует вовсе. После этого становится понятно, что некоторые дети учат историю по таким картинам и свято верят, что все было именно так.

Причем тут разница в восприятии ценностей между мегаполисами и небольшими городами России еще больше. То, что терпимо в Москве, так как город огромен, совершенно не воспринимается в маленьких городах. Это тоже та разница, которая нас так сильно разводит в разные стороны, и исправлять это, как мне видится, вовсе не нужно. Необходимое разнообразие у нас есть, его хватает за глаза для выживания общества, разности мнений. Но заниматься пропагандой навязанных извне ценностей? Как по мне, так это очень странно, это путь в никуда.

Каждый раз, когда ненароком, пусть даже в паре строк касаюсь темы LBGT (оставшиеся буквы так и не смог выучить, мне это сложно), меня записывают в ту или иную категорию гонителей. Агрессия проявляется моментально, и тут же идет навешивание ярлыков, в эпитетах никто не стесняется. А мне вся эта история видится очень простой, она надуманна от начала до конца, и агрессия меньшинства связана с тем, что они не ощущают себя частью общества. Что интересно, это касается вовсе не всех людей такого толка, а той самой малой части, которая агрессивна. И именно про них я и говорил выше. Почему-то у нас боятся, не хотят об этом говорить прямо, что приводит к таким же историям, как случилась в Шотландии, если мы будем молчать, то и у нас в конце концов будет так, что женщиной можно будет назвать кого угодно. Не хотелось бы наблюдать это в наших краях, честно скажу, это грустная история.

P.S. Очень разные темы, но все об одном, как мир вокруг нас меняется — к лучшему и к худшему. Повторюсь, что эти темы — приглашение к дискуссии, к обсуждению этих и других тем, которые придут вам в голову. А от себя хочу вам пожелать отличных собеседников вокруг вас вне зависимости от пола и взглядов на жизнь. Хорошей погоды и удачи в делах!  

©  mobile-review