Биологи раскрыли механизм фотосинтеза у гелиобактерий

Биологи из Мичиганского университета проанализировали гелиобактерии и смогли раскрыть детали молекулярного механизма, благодаря которому эти микроорганизмы используют энергию света для получения питательных веществ.

Гелиобактерии содержат два типа пигментов, поглощающих свет. Они считаются хорошей моделью для исследований фотосинтеза, однако до сих пор изучать их было сложно из-за того, что структура реакционных центров была неизвестна

У фотосинтетических организмов есть так называемые «антенные» белки, в которых содержатся молекулы пигментов, позволяющих поглощать кванты света — фотоны. Собранная энергия затем направляется в реакционные центры, в которых и начинается процесс преобразования световой энергии в полезные соединения. Эти первые шаги происходят невероятно быстро — в течение нескольких фемтосекунд.

Исследователям очень важно понять то, как происходит эта трансформация. Это позволит погрузиться в детали биохимических процессов в живых организмах и поможет создать работающие фотосинтетические искусственные элементы. Гелиобактерии — хорошая модель для изучения процесса фотосинтеза потому, что их реакционные центры содержат смесь хлорофилла и бактериохлорофилла — двух пигментов, которые поглощают излучение в различных диапазонах длин волн.

До сих пор исследовать гелиобактерии было сложно из-за того, что структура их реакционных центров была неизвестна. Чтобы изучить реакционные центры в гелиобактериях, авторы нового исследования использовали метод многомерной электронной спектроскопии. Спектрометр «бомбардирует» образец несколькими последовательными очень короткими лазерными импульсами. Попадая на бактерию, часть лазерного излучения поглощается ее пигментами. Анализируя отраженный и прошедший через образец сигнал, ученые смогли получить информацию о структуре энергетических уровней фотосинтетической системы внутри микроорганизма.

Получение более четкого представления о переносе энергии электронов и разделении зарядов при фотосинтезе в гелиобактериях позволит исследователям разработать более точные теории о механизмах этого процесса при использовании различных реакционных центров.

Статья об открытии опубликована в журнале Nature Communications.