Безответственный трёп про патенты Tesla Motors

На днях один из самых успешных гиков планеты Илон Маск официально разрешил человечеству использовать всю интеллектуальную собственность, принадлежащую компании Tesla Motors. Да, это про патенты.

Патенты Tesla MotorsПатенты Tesla Motors

На первый, неискушённый взгляд всё выглядит так, будто зажравшийся гений-миллиардер внезапно впал в альтруизм и пожертвовал будущими колоссальными доходами своей компании ради блага мира и всего человечества. Скоро на экранах остросюжетный блокбастер «Корпорация Добра 2» и всё такое. Прекрасный рыцарь на белом электромобиле спасает экономику от её главного врага — патентного права. Кристально чистый сюжет. И пусть никто не уйдёт обиженным.

На самом деле тут есть на что обратить внимание.

Начнём по порядку. Маск — молодец. Я им восхищаюсь. Честно. Он не ищет лёгких путей, он ищет пути, которые приведут к его мечтам и только так. Это круто.

Но Маск — гений. А гений не может быть альтруистом. Гений не может заниматься благотворительностью. Потому что гений сможет любой ресурс использовать намного более эффективно и созидательно, чем абстрактное «человечество». Это патентные ростовщики могут под старость создавать из своих грязных денег благотворительные фонды, чтобы слегка компенсировать тот вред, который они нанесли человечеству. Для гениев куда логичнее самим распорядиться своими деньгами (и прочими ресурсами) и сделать с человечеством всё, что им захочется. Гении умнее абстрактного «человечества» и Маск не может этого не понимать.

Илон МаскИлон Маск

У Маска есть мечты. Это очень крутые и очень амбициозные мечты, и ему придётся выложиться на двести процентов, чтобы их достичь. На пути к мечтам Маск не может себе позволить расточительности. Он не может отдавать свои ресурсы абстрактному «человечеству» в надежде, что оно всё сделает правильно. Маск не дурак, он понимает, что человечество ничего само правильно не сделает. Всё придётся сделать самому.

Но Маск разбрасывается очень ценными активами. Так неужели Маск сдался и отказался от своих целей? Всё возможно, но мне кажется, тут дело в другом.

Я уверен, что Маск отдал в общественное достояние патенты Tesla Motors только потому, что это ему нужно для достижения его личных, персональных целей.

Это не подарок, это — инвестиция.

Я допускаю, что облагодетельствованное Маском человечество впервые в своей истории возьмётся за ум и построит эпоху электромобилей, но к тому времени Маск уже хочет быть на Марсе. Несомненно Маск инвестировал патенты Tesla Motors в будущее, но не в такое отдалённое.

Я понимаю, что это звучит странно, но я уверен, что передача в общественное достояние патентов Tesla Motors — это инвестиция… в Tesla Motors. Кто-то может подумать, что Маск лишил свою компанию шансов на рыночное доминирование и потерял кучу лёгких денег. На самом деле Маск спас свою компанию от банкротства. Серьёзно.

Сборочный конвейер Tesla MotorsСборочный конвейер Tesla Motors

Дело в том, что никому не нужны патенты на электромобили в мире, где никому не нужны сами электромобили. А в нашем мире электромобили никому не нужны. Дело даже не в происках нефтяников, дело в отсутствии инфраструктуры. Когда-то для электромобилей не было аккумуляторов, но это мелочь. Всего лишь годы упорной работы и нужные технологии созданы, запущены в серию и доведены до экономической рентабельности. Теперь для электромобилей нет заправок. Тех самых «розеток». Их не делают, потому что кому они нужны, пока нет электромобилей? Это заколдованный круг.

Маск хорошо придумал делать электромобили для понтующихся богачей, которые сами себе сделают «розетки», лишь бы покрасоваться на крутой тачке. Теперь пришло время электромобилей для простых смертных, а простые смертные не будут сами себе делать розетки. Вся надежда на специальные «электрозаправочные» компании, которые охватят «розетками» весь мир. Но пока электромобилей мало такие компании не имеют шансов окупиться. Такая же ситуация и с авторемонтными мастерскими для электромобилей и так далее.

Tesla Motors — крутая компания. Богатая, успешная, с хорошим производственным и исследовательским потенциалом. Он она недостаточно крутая, чтобы за свой счёт завалить мир электромобилями в количестве, достаточном для привлечения крупных инвестиций в инфраструктуру. Вот если бы остальные автомобилестроители — от GM и до ВАЗа — запустили временно убыточные эксперементальные линии сборки электромобилей — тут бы у них появилась мотивация весь мир покрыть сетями заправок. Но им мешают патенты.

В общем ситуация тянет на анекдот: изобрели колесо, запатентовали, а дорог-то для телег ещё нет. Хочешь сам строй все дороги, а хочешь — отдавай технологию колеса в общественное достояние.

Картинка для привлечения вниманияКартинка для привлечения внимания

С колесом у человечества удачно сложилось, в те времена человечество патентных троллей над кострами вертело, но те простые времена прошли. Теперь талантливый патентный тролль может надолго оставить мир и без «колёс» и без «дорог». Но в таком мире компании Tesla Motors грозило бы банкротство, а Маск это предотвратил. Чистой воды эгоизм.

Мы живём в странном мире. С одной стороны тут Microsoft живёт с патентов и может себе позволить выпускать убыточные планшеты. С другой стороны Samsung продаёт клонированные айфоны, а патентами разве что от Apple в суде отбивается. В этом мире демарш Маска против патентного права мало что изменит.

Зато компания Tesla Motors останется на плаву и когда-нибудь заработает Маску денег на билет до Марса.

©  Ferra.ru