Безнаказанный апокалипсис: за что мы на самом деле ценим Grand Theft Auto и Just Cause

Ещё час назад и начальник был последней сволочью, и дама, что переехала ногу тележкой в «Ашане» — стервой, а очередь в поликлинике и подавно хотелось расстрелять. А сейчас думаешь о них — милейшие же люди. Казалось бы, что могло измениться за столько короткий промежуток времени? Выиграл ты миллионы в лотерею, или дочь у тебя родилась, с глазами голубыми, как январское небо? Нет, парень! Просто ты малость поиграл в Just Cause 3: выкосил 400 головорезов, взорвал три дома, 18 автомобилей и самолёт. И хорошо-то как на душе, а?

Безнаказанный апокалипсис: за что мы на самом деле ценим Grand Theft Auto и Just Cause

Конечно, можно ещё аннигилировать тысячи инопланетных тварей в Crimsonland или Alien Shooter, развесить скелетов по кольям в Painkiller, погоняться с пилой за какодемонами в DOOM… Да много способов можно изыскать, когда хочется губить невинные души. Только вот ощущения от линейной игры — они ведь совсем не те. Когда идёшь строго по указке геймдизайнера — ну какой из тебя бунтарь и анархист? Нет, так поступать будет только какой-нибудь супергерой, мессия или подобная им тоскливая личность. Нормальному человеку для душевного успокоения нужна свобода воли: хочу — воду из под крана пью, хочу — виртуальные деревни жгу. Словом, нужен открытый мир, чтоб функционировал по своим законам и правилам, которые озверевший геймер будет иногда нарушать.

Торжественно клянусь, что замышляю шалость!

Но тут нужно понимание, что не всякий open world для такого благого дела подойдёт. Взять хотя бы небезызвестные Castlevania или Metroid. Миры просторные, как Сибирь — иди, куда хочешь, и, за редкими исключениями, никакая полиция геймдизайна тебе руку не выкрутит. Да только творческой душе ловить там решительно нечего. Живёт в этих коридорах всё та же нечисть, которую хочешь не хочешь, а бить надо — ну и в чём тогда принципиальная разница с той же DOOM?

Безнаказанный апокалипсис: за что мы на самом деле ценим Grand Theft Auto и Just Cause

Или вот Dragon Age, особенно последний, который «Инквизиция». Велик мир Тедаса и просторен: в какую сторону ни пойди, пропадёшь часов на сто, а то и на все двести. Одна беда: стоит на пять минут отвлечься от пафосных, как древние эпосы, роликов и диалогов, и понимаешь — заняться в этом мире, кроме выполнения квестов, решительно нечем. Ни детский приют поджечь, ни караваны какие ограбить. Можно, конечно, назло старушкам у подъезда поочерёдно затащить в койку весь свой бравый отряд, невзирая на пол и возраст. Тоже бунт, но уж больно на любителя. А всё потому, что не всякий open world — песочница.

Есть и другая крайность: песочницы, которым эти ваши открытые миры — до сиреневой луны. Даже сюжетно-линейные Halo или там Bulletstorm: вроде бредёшь по коридорам, перешагивая трупы, но что ни стычка — то простор для фантазии и самовыражения. Или вот Hitman. Какой уровень ни возьми, найдёшь дюжину способов устранить каждую цель — и ни к одному нет инструкции. Ищи, пробуй, экспериментируй. А что будет, если добавить в эту кастрюльку слабительного, чтобы никто не заметил? А если канистру с бензином со второго этажа в камин забросить — она того? А камин?… В общем, и маниакальную жажду утолить, и навык логического мышления прокачать — удивительная игра!

Что уж говорить о более хрестоматийных примерах вроде… Sims. Ну какой там вообще мир? — три халупы и полтора землекопа в соседях. Казалось бы, где разгуляться? А вы когда-нибудь пробовали в зимнюю стужу выставить человека на незастеклённый балкон, замуровать его там (здесь только что была дверь!) и наблюдать, как бедолага мёрзнет, голодает и пысается до смерти? Или установить в гостиной гриль прямо подле занавесок — и любоваться, как дотлевает молодая семья? А говорят — девчачья забава… А есть ещё Minecraft, который песочница в самом наибуквальнейшем смысле: вот тебе, деточка, ведёрко и лопатка — твори. И ведь творят, притом невообразимые вещи: на днях отстроили натуральный смартфон, с интернетом и сотовой связью.

Выходит, что и открытый мир — не sandbox, и песочница — не open world. Так что же это за абоминацию такую мы вынесли в заголовок? Умудрённые разработчики, толстые лысые блогеры и просто любители swag«а сказали бы, что ключевой элемент любой песочницы — так называемый мета-геймплей. Это когда вместо того, чтобы играть, как положено правилами, занимаешься такой ерундой, что даже стыдно сказать вслух.

Запускаешь какую-нибудь GTA из трёхмерных — и давай угонять полицейские автомобили, чтобы потом выстроить десять в ряд возле импровизированного трамплина и перепрыгнуть на мотоцикле. Не потому что миссия такая, а потому что весело до чёртиков. Можно ещё загрузить Skyrim, затариться барахлом всяким — вазами, подсвечниками, яблоками —, а потом три часа строить из них пирамидку в человеческий рост, и водрузить сверху звезду Азуры. Просто так, на всякий случай. Или выложить сырными ломтями слово из трёх букв в десять саженей — и сделать скриншот с большой высоты на радость людям. Проще говоря, мета-геймплей — это игра не по правилам игры, с сопутствующим изобретением новых, одному тебе известных.

Безнаказанный апокалипсис: за что мы на самом деле ценим Grand Theft Auto и Just Cause

Беда песочниц без открытого мира в том, что этот самый мета-геймплей в них появляется либо усилиям каких-то совсем уж гениальных дизайнеров, коих в мире считанные единицы, либо по чистой случайности, что тоже не каждый день происходит. Потому как тесно там, негде развернуться. Вот и получается, что для душевного сэндбокса страсть как нужен open world. Именно по этой-то причине GTA и обрела свой культовый статус — сочетание вышло почти идеальное. Захотел — подработал таксистом, захотел — сел в танк, и давай сбивать случайные вертолёты. Ладно, с великим автоугонщиком всё понятно, но посмотрите на его клоны. Была такая серия True Crime (к ней же причислим Sleeping Dogs) — и сюжет там интересный, и перестрелки с замедлением времени, и кун-фу зрелищное. Словом, всё было, только хороших продаж не случилось. Почему так?

Шалость удалась!

Да потому, что тех качеств, каковые превращают обычную игру в хорошую, для песочницы сколько ни дай, всё мало. Они даже, можно сказать, второстепенны. Вот в Scarface был на редкость добротный сюжет (ещё бы, с таким-то первоисточником!), но вы про такой тайтл, небось, даже не слыхали. Зато ведь наверняка не понаслышке знакомы с той же Bully, с inFamous, Prototype, Dead Rising и Saint«s Row. Кто бы сомневался.

Безнаказанный апокалипсис: за что мы на самом деле ценим Grand Theft Auto и Just Cause

В первой можно было рассыпать у дверей стеклянные шарики и дёрнуть рычаг пожарной тревоги, во второй — скользить меж электрических столбов и жарить людей током, в третьей — швыряться автобусами и взрывать мирных граждан (!) гигантскими лоскутами (!) биомассы (!!!). Да так, что соседний небоскрёб кишками по пятидесятый этаж разукрасит, ещё и в пентхаус пара «вкусняшек» залетит. Четвёртая позволяет скотчем примотать к дробовику вилы и надеть костюм акулы, а в пятой вообще можно, кажется, всё на свете и чуточку больше — например, убивать людей дабстепом. Запутанный сценарий, глубина проработки героев и мира — да какому нормальному человеку вообще будет до всего этого дело, когда можно убивать людей дабстепом? Мне только кажется, или этому городу не хватает танца? Эй, энписишка! Бредёшь по своим скучным повседневным делам? Сейчас я разукрашу твою жизнь в новые краски! Напоследок.

Словом, как говаривал Капитан Очевидность, творить беспредел в открытом мире — занятие жуть какое веселое. Одна беда: больно тяжело разработчику сделать, чтобы и мир был живой и просторный, и игралось это весело и задорно. Чтобы выдержать баланс между «нормальным» геймплеем и этакими развлечениями, нужен особый талант, море денег и океан времени. А если не хватит хотя бы одного ингредиента, такая унылость выйдет, что глаза б не глядели. Как, для примера, прошлогодняя Middle-earth: Shadow of Mordor. Большой и красивый мир — check, стелс-система — check, крутая боёвка и море магических способностей — check, необычная система взаимодействия с противниками — check, а играть всё равно скучно. Потому как любая твоя побочная активность от обязательной отличается тем только, что не продвигает по сюжету и почём зря отнимает время. Или Watch Dogs, в которой весь беспредел сводится к возможности носить кепку со свитером под горло и читать чужую переписку. Держись крепче, Чикаго! Камня на камне от твоей частной жизни и чувства стиля не оставит!

Безнаказанный апокалипсис: за что мы на самом деле ценим Grand Theft Auto и Just Cause

Вот и выходит, что добротные песочницы, где и мир хорош, и подгадить жителям этого мира с душой можно — как большие и прекрасные жемчужины: выпадают один раз на тысячу гнилых и плохо пахнущих субстанций. 2015 год подходит к концу, и что мы имеем? Metal Gear Sold V: The Phantom Pain? Игра прекрасна, спору нет… Как нет и хоть сколь-нибудь будничной жизни в песчаном Афгане, которую можно было бы нарушить своими выходками. Это хорошо, когда геймеру разрешают в любое время и в любом месте навалить тёплую лошадиную кучку или запускать зверушку какую в стратосферу — такие игры нам определённо нужны. Но ни начальник-сволочь, ни стервозная дама в «Ашане», ни тем паче очередь в поликлинике от такого времяпровождения краше не становятся — нужно что-то злее и масштабнее. Fallout 4? Нет, тут слишком глубокое погружение в роль. Вырежешь ты целое поселение, а твоему персонажу потом с этим жить. Говорим же — важно выдерживать баланс, а в «Фолле» налицо перекос в сторону геймплея более традиционного.

И получается, что за весь год только в декабре единственная радость нам и привалила — Just Cause 3. Взрывай — не хочу: люди, машины, дома, вышки. Ух, раззудись, плечо богатырское! А человеку, что придумал стрелять соединительными тросами, надо ростовой памятник напротив Адмиралтейства ставить. Это же можно и живого человека к автомобилю на полном ходу, а потом автомобиль к вертолёту, а вертолёт — к какой-нибудь башне. А потом ещё с парашютом выпрыгнуть — и ракет, ракет вдогонку побольше… лепота!

У человечков паника: рушатся дома, рушатся судьбы, горит добро, нажитое годами непосильных трудов по гнётом местных тиранов. А ты сидишь и чувствуешь, как приятное тепло в груди разливается. Нет, ну до чего, должно быть, хорошие люди трудятся в Avalanche Studios. Что бы там критики ни говорили (а оценки всё больше пляшут в районе 7/10), такие тайтлы нужно уважать и по возможности не пропускать. Потому как другую ждать придётся хорошо если несколько месяцев, а то и лет.

Узнать стоимость Just Cause 3

Автор текста: Денис Рыбалко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA