Без разработчиков и бюджета: как запустить онлайн-курс своими силами

Полгода назад я поняла, что хочу запустить онлайн-курс. У меня не было бюджета, команды разработчиков и продюсера, зато был свой сайт, лояльная аудитория в канале про фриланс и опыт в маркетинге. Рассказываю, как технически организовать запуск курса без программистов, массы денег и надоевших всем акселераторов онлайн-школ.

Желание запустить курс возникло на почве недовольства тем, как обстоят дела с копирайтингом в рунете: заказчики платят по 50 рублей за 1000 знаков, а копирайтеры думают, что так и должно быть, и разочаровываются в профессии. Основная цель курса — научить писать качественные тексты и помочь копирайтерам выйти на новый уровень.

Нужно было протестировать программу, понять, получается ли у меня вести курсы, нужно ли это людям. Обучение стало логическим продолжением моего проекта, и мне было важно контролировать процесс и уровень качества выпускаемого продукта.

Какие знания пригодятся

Мне помогает базовое знание HTML-вёрстки, большой опыт работы с движком Wordpress и любознательность: если нужно решить нетривиальную задачу, я досконально изучаю возможные инструменты и выбираю наиболее оптимальный.

Естественно, без знания маркетинга вся эта затея провалилась бы. Я умею составлять продающие тексты и подогревать аудиторию, давно веду свой сайт, на котором сейчас размещаю записи курса, а бэкграунд в видеомонтаже помогает очень быстро эти записи обрабатывать.

Если вы далеки от маркетинга, работы с Wordpress и онлайн-инструментов, вам понадобится помощник. Будет ли это полноценный продюсер курса или просто личный ассистент с обширными знаниями — решать вам. При больших объёмах работы и нескольких курсах стоит задуматься о первом варианте, если курс один и вы набираете до 30 человек — достаточно личного помощника.

Что нужно сделать до запуска

Помимо очевидного — разработанной программы — вам понадобятся:

  • лендинг для сбора заявок;
  • платформа для вебинаров;
  • площадка для размещения записей курса;
  • сервис рассылки;
  • система оплаты.

Начну с последнего. Я подключила эквайринг от «Яндекс.Кассы», она берёт 2,8% за платежи с карты. Если у вас счёт в «Точке» — это можно сделать прямо из личного кабинета. Выйти из дома вам будет нужно только для распечатки заявления, если нет принтера.

Через несколько дней после подачи заявки я получила технические данные для интеграции. Выбрала самый простой способ: оплата через форму с уведомлениями на email.

В будущем, если продолжу вести курсы, найму разработчика и подключу платёжный модуль WooCommerce (для него нужно создавать URL для автоматической обработки платежей, моих знаний для этого недостаточно), сейчас мне хватает формы и ручной обработки платежей.

Стандартная форма большая, мне нужно было оставить три элемента: имя, email и кнопка. Всё остальное я спрятала с помощью атрибута hidden, в том числе название курса и его стоимость (по умолчанию сумму пользователь вбивает сам). У меня получилось так:

здесь прописываем стоимость курса, пользователь увидит её на странице оплаты

прописываем название курса, чтобы не путаться в платежах

Вот так это выглядит на лендинге:

Пользователь заполняет поля, жмёт на кнопку и переходит на страницу оплаты от «Яндекс.Кассы». После успешной оплаты мне сразу приходит письмо на рабочий email.

Минус этого способа — пользователь не получит письмо об оплате автоматически, если уже зарегистрирован в «Яндексе,» для этого нужно подключать платёжный модуль. Но так как у меня мало студентов, а курс всего один в месяц, я могу обработать платежи вручную.

Когда вижу письмо, сразу вставляю текст из шаблона и даю ссылку на закрытый чат в Telegram — там основная информация и общение по курсу. Чтобы люди не пугались задержки в получении подтверждения (особенно если платят ночью), перед формой оплаты я пишу, что подтверждение придёт в течение суток.

Здесь как раз пригодится помощник — отвечать на письма, когда вы недоступны в онлайне. Ещё мне помогает канал: основная аудитория курсов из него, поэтому студенты знают, что могут мне написать по любому вопросу, в том числе уточнить статус оплаты. Если человек написал в Telegram раньше, чем я увидела письмо, я сразу добавляю его в чат.

Лендинг

У меня есть свой сайт, поэтому я не использую сторонние конструкторы. К сайту я прикрутила плагин Elementor — лендинги и страницы записей собираю там. У него есть несколько шаблонов — можно переделать под себя или просто собрать лендинг с нуля.

Если сайта нет, то продавать курсы удобно через конструкторы вроде LPgenerator или LPmotor — там можно прикрутить оплату, CRM-систему и рассылку. Я ими не пользуюсь, хоть там и есть возможность привязать свой домен — всё это требует более глубокого погружения и долгой настройки. Для эксперта, который всё делает сам и не ставит курсы на поток, это лишние телодвижения и траты.

Немного о тексте для лендинга. Если вы не коммерческий копирайтер, лучше найти хорошего специалиста по продающим текстам. Если хотите попробовать свои силы, используйте формулу AIDA и помните о потребностях и болях вашей целевой аудитории. Почему они идут на курс? Что они хотят получить от него? Какой результат ждут?

На лендинге важно говорить не о вас, а о ваших студентах. Расскажите, чем пополнится их портфолио после курса, как изменится их жизнь (не абстрактно, а конкретно: начнёте зарабатывать по 10 тысяч рублей за статью, оптимизируете семейный бюджет и сможете поехать в отпуск четыре раза вместо двух, выучите 20 тысяч новых слов и так далее), какие знания и навыки они получат.

Не забудьте про доверие: покажите отзывы других студентов или ваши кейсы, чётко распишите, как будет строиться курс, разместите блок с ответами на частые вопросы (обычно студенты спрашивают, будут ли записи, какие знания нужны для обучения на курсе и можно ли оплатить курс в рассрочку). Даже если вы не маркетолог, честное и чёткое описание пользы от вашего курса даст нужный результат.

Сервис рассылки

Чтобы оповещать студентов о начале курса и занятий, я использую закрытый чат в Telegram. Конвертирую его в супергруппу, чтобы новые участники видели предыдущие сообщения и можно было закреплять главную публикацию с расписанием и нужными ссылками вверху — в обычном групповом чате такой функции нет.

Для подогрева аудитории и анонса курсов использую Mailchimp, но напрямую с курсом он не связан. Рассылки с приглашением на вебинар за меня делает Clickmeeting.

Вебинарная платформа

Когда училась в «Нетологии», подсмотрела, что они используют Clickmeeting. Год назад провела там свою первую лекцию, мне понравился интерфейс и удобство работы, поэтому остальные платформы даже не рассматривала.

Есть классный лайфхак: платформа удаляет аккаунт, если после триального периода вы не купили подписку. Поэтому можно зарегистрироваться на тот же email и снова использовать триал. Если ваш курс длится дольше 30 дней, заведите два аккаунта. Нет смысла оплачивать платформу, если вы не знаете, будете ли продолжать вести курс.

Главное удобство платформы — можно создать одну вебинарную комнату и проводить все занятия там. Для этого при настройке события нужно выбрать Permanent event.

Там же настраивается доступ (Access type). Сначала я ставила доступ по токенам, но у некоторых студентов были проблемы со входом: например, если зайдёшь по индивидуальной ссылке с телефона и связь ненадолго пропадёт, для возвращения в вебинарную комнату придётся ждать минут десять.

Такая проблема возникла дважды на одном и том же курсе, поэтому в итоге я отключила токены и использую доступ по паролю. С учётом, что на вебинаре у меня обычно около десяти человек, легко отследить, нет ли лишних людей.

Дальше настраивается вид комнаты ожидания. Её видят слушатели, которые зашли по ссылке на ещё не начавшийся вебинар (если вы не зашли в комнату или пока готовите презентацию). Там я обычно пишу расписание курса и время начала каждого занятия, чтобы каждый раз не менять название лекции и ссылку на неё.

Следующее окно — настройка регистрации. Передвиньте переключатель на On — это нужно, чтобы вы могли вручную добавить участников.

Выберите Permanent registration, чтобы участники могли заходить по одной и той же ссылке на все занятия курса и вам не приходилось добавлять их заново.

Permanent registration позволяет зарегистрировать участников вебинара один раз на все занятия в этой комнате

В самом конце снимите галочку с Publish my events (в этом случае слушатели одного курса не будут видеть ссылку на другие вебинары, например, тестовые или продающие) и выберите тип комнаты. В данном случае это Webinar, на него могут прийти 25 участников, включая вас. У меня на лекциях присутствует помощник, поэтому больше 23 студентов не беру.

Учитывайте, что в онлайне будут присутствовать не все участники курса, примерно половина смотрит в записи, особенно если курс в рабочее время.

Жмём Create event, и мероприятие создано. Теперь нужно пригласить участников. Зайдите на вкладку Registration и выберите Import contact list (CSV). Тогда студентам не придётся самим отправлять заявку на участие — не заставляйте их делать лишние движения.

CSV можно получить из Google Spreadsheets. Просто закиньте туда электронные адреса студентов списком и выберите «Скачать как CSV-файл (текущий лист)».

После импорта в окошке выберите, как считать данные (email), разверните Advanced options и поставьте галочку напротив «Send email». Студентам придёт письмо с кнопкой для перехода на вебинар.

Это можно не делать и просто добавить несколько напоминаний о вебинаре (Reminders). Перед этим проверьте, чтобы в Account settings стояло московское время. В указанное вами время придёт письмо «Напоминание о вебинаре» и та же самая ссылка, а также пароль к комнате, если вы его установили.

Учитывайте, что можно добавить только три напоминания за раз

Всё, от вас больше ничего не требуется. В нужное время студентам придёт письмо, вы нажмёте Join, добавите презентацию — и начнёте занятие.

Маленький совет: для просмотра вебинара на Clickmeeting со смартфона нужно скачать их мобильное приложение, поэтому предупредите об этом студентов заранее.

Записи курса и доступ к ним

То, над чем я ломала голову дольше всего, — как лучше организовать доступ к записям. Если бы нанимала разработчика или использовала GetCourse, всё было бы просто. Но это дорого и сложно, особенно если только начинаешь, к тому же я хотела всё собрать на своём сайте. Вот какой способ я использую сейчас.

Я установила плагин Ultimate Member (обязательно прикрутите к нему бесплатное расширение Google ReCaptcha — без него будут ломиться спамеры) и дополнительно оплатила расширение Private Content.

Сам UM убирает WP-панель для обычных пользователей, а ещё позволяет выбирать, какие ссылки в меню показывать залогиненным, а кому — разлогиненным. По умолчанию аккаунты на моём сайте имеют только студенты, поэтому меню для залогиненных содержит нужные им ссылки.

Гости сайта видят только три ссылки: «Об авторе», ссылку на канал и «Войти»
Залогиненные студенты могут перейти в свой профиль и на страницу оплаченных курсов

Расширение Private Content позволяет добавить каждому юзеру индивидуальный контент, который виден только ему. В настройках можно указать, чтобы в профиле пользователь сразу видел только его, тогда студентам не придётся искать ссылку на курсы.

Личный контент отображается сразу под именем пользователя

Шорткод [um_private_content] позволяет показывать этот контент в любом месте на сайте. Поэтому я дополнительно создала страницу «Доступные курсы» и просто добавила туда этот шорткод. Теперь список оплаченных курсов можно найти и в профиле, и на странице курсов.

Так выглядит редактор Elementor

Сам контент добавлял на страницы вручную мой помощник, он же сделал красивые баннеры. Это заняло около десяти минут.

Вручную же создаём профили пользователей. В UM можно настроить кастомные письма, которые он отправляет пользователю при создании учётной записи. Стандартный текст я заменила и поставила ссылку на сброс пароля, чтобы не приходила ссылка от самого Wordpress (иначе пользователь будет логиниться через wp-admin и увидит админскую страницу).

Окно редактирования дефолтного письма. На кнопке — ссылка на сброс пароля

При создании профиля галочку «Отправить пользователю письмо об учётной записи» нужно снять, тогда придёт письмо только от Ultimate Member.

Это работает так: я беру список адресов, которые студенты указали при оплате, создаю каждому профиль. Студенту приходит письмо с темой «Доступ к записям курса» и ссылкой для установки пароля. В нём я уточняю, что доступ к курсам появится в течение суток — теперь пользователь знает, что нужно подождать. За это время раскидываем Private Content, и он появляется в профиле и на странице курсов.

Ключевое здесь — обо всём сообщать пользователю. Он должен понимать, когда ждать письма, где искать ссылку на курсы, где будут вебинары и записи. Нужно всё чётко обозначить и не заставлять человека ходить по сайту в поисках заветной ссылки.

Осталась последняя задача — как, собственно, контент ограничить, чтобы не оплатившие курс люди не могли его найти. Можно было бы использовать возможности UM и ограничивать доступ к страницам с записями для определённых ролей, но тут есть проблема: если человек купил больше одного курса, нужно менять роли и непонятно, какое ограничение тогда ставить на страницу.

Разработчик это решил бы в два счёта, но при отсутствии бюджета нужно искать другие варианты. Я их нашла: установила плагин User Access Manager. Там можно создавать группы пользователей — они не привязаны к ролям, а значит, один пользователь может состоять в нескольких группах.

Создаём группы разных курсов, при добавлении пользователя сразу выбираем, какой у него курс (или курсы), а при создании страницы записей отмечаем, каким группам пользователей эта страница видна. Всё, доступ ограничен.

В UAM нужно поковыряться в настройках. Выберите Hide complete — это самый надёжный вариант, остальные у меня почему-то не работали, показывали страницу всем пользователям.

Запись вебинаров

И последнее — как записывать и хранить видео. Сейчас у Clickmeeting появилась функция доступа к вебинарам по ссылке, но это платно и пока непонятно, насколько надёжно. С учётом, что я пользуюсь триальной версией платформы, записи мне тоже недоступны, но это холодный расчёт, а не компромисс.

Дело в том, что на всех вебинарных платформах ужасный звук, поэтому я изначально не хотела записывать вебинары через их функциональность. И я придумала удобную и классную связку для своего Macbook — наушники Apple EarPods со встроенным микрофоном и Monosnap.

В Facebook случайно увидела публикацию про то, что он умеет записывать видео, причём делает это очень качественно — запись идёт сразу же, и даже если вы случайно закрыли окошко с видео после окончания записи, не сохранив её в отдельную папку, видеофайл уже сохранился в папку Monosnap.

Главное — выбрать нужный размер окна при записи и не забыть включить запись звука. И проверьте память на жёстком диске перед записью — часовой вебинар у меня занимает около гигабайта.

Записи я загружаю на Vimeo — надёжный видеохостинг, который сохраняет качество видео. Я купила самый дешёвый тариф Vimeo Plus: он позволяет загружать 5 Гб видео в неделю и самое главное — давать доступ к видео только отдельным сайтам (доменам). В настройках приватности я выбираю Hide this video from vimeo.com, добавляю свой домен и снимаю галочку с возможности скачивать видео.

Осталось скопировать код встраивания и добавить его на страницу записей, созданную в Elementor и уже скрытую от посторонних глаз.

Всё, курс готов. Остальные инструменты — «Google Документы» для проверки домашних работ, Slides для презентаций и Spreadsheets для ведения списков студентов и учёта оплат — наверняка вам знакомы и не требуют пояснений.

Ещё раз список инструментов и затраты на них:

  • Эквайринг для приёма платежей от «Яндекс.Кассы» — 2,8% с каждого платежа.

  • Хостинг, домен и SSL-сертификат для сайта — 2000 рублей в год.

  • Плагин Elementor для лендингов — бесплатно.

  • Рассылка в Mailchimp — бесплатно.

  • Закрытый чат курса в Telegram — бесплатно.

  • Плагины Ultimate Member и User Access Manager — бесплатно.

  • Расширение Private Content для Ultimate Member — $30 в год.

  • Clickmeeting для вебинаров — бесплатно в триальной версии.

  • Monosnap для записи видео — бесплатно.

  • Vimeo Plus для хранения видео — 475 рублей в месяц.

Получается около 10 тысяч рублей в год или 800 рублей в месяц (не считая комиссии эквайринга и других расходов по ИП), при этом я могу не только продавать курсы, но и скрывать доступ, бесконечно кастомизировать страницы записей и вести блог на сайте.

Альтернативы

Tilda вышла бы дешевле на несколько тысяч, но она не так легко поддаётся кастомизации, там нет тысяч плагинов и её сложно масштабировать. На Wordpress при желании можно развернуть полноценную онлайн-школу и полностью всё автоматизировать.

У Getcourse, который предлагает организацию курса «из коробки», минимальный тариф — 4000 рублей в месяц или 28 тысяч в год. Если проводить один-два курса несколько раз в год, это точно не будет выгодно. Да и сторонние площадки — это всегда риск. Закроются, изменят политику или цены — и вы ничего не можете с этим сделать. При организации курса у себя все материалы и полный контроль — в ваших руках.

В этой статье не удалось охватить тему маркетинга, который важен для хорошего старта с курсами. Небольшой спойлер: первые четыре потока я набрала без какой-либо рекламы, только со своей аудитории и одной бартерной публикации в дружественном Telegram-канале. Как мне это удалось и почему это в целом более выигрышный подход, напишу в следующей статье.

#инструменты

©  vc.ru