Без дорог и дураков: как устроены гражданские вездеходы

Без дорог и дураков: как устроены гражданские вездеходы
Пожалуй, только самый ленивый российский журналист еще не пошутил про дураков и дороги. Но есть на просторах нашей родины немало таких уголков, которых эти вездесущие беды не касаются. Дорог там отродясь не было, и далеко не всякий дурак сможет туда добраться. Именно для таких мест создаются гусеничные плавающие вездеходы — суровые и надежные покорители направлений.

Пожалуй, только самый ленивый российский журналист еще не пошутил про дураков и дороги. Но есть на просторах нашей родины немало таких уголков, которых эти вездесущие беды не касаются. Дорог там отродясь не было, и далеко не всякий дурак сможет туда добраться. Именно для таких мест создаются гусеничные плавающие вездеходы — суровые и надежные покорители направлений.
80671698af63af0d13ead17fef4faaf7_cropped
1 апреля 2020 11:00

Геологи, нефтяники, лесники, энергетики, спасатели по долгу службы проводят полжизни вдали от цивилизации. Для того чтобы обладатели этих мужественных профессий могли добраться на работу, не прокладывают дорог. Им верой и правдой служит специальная техника — вездеходы, способные передвигаться в самых сложных природных условиях.

ТМ-140 ТМ-140 Эксплуатационная масса: 15,2 т // Грузоподъемность на плаву: 4 т // Вместимость кабины: 7 человек // Максимальная скорость: по твердому грунту 50 км/ч, по воде 5 км/ч // Максимальный угол подъема: 30 градусов // Запас хода: 800 км (с баками увеличенного объема).

Плавающие гусеничные вездеходы 925 Г «Трофи» и ТМ-140 произведены под одним брендом «Четра», но братьями-близнецами их не назовешь. «Трофи» и по компоновке, и по месту рождения (Волгоградский тракторный завод) — ближайший родственник БМД (боевой машины десанта). В переодетом «в штат­ское» вездеходе без труда узнается старый вояка, разве что вместо боевой башни пристроен кондиционер.

В активе «Трофи» 240-сильный дизель в паре с простой (а значит, легко ремонтируемой в полевых условиях) механической трансмиссией, подвеска с гидропневматическим подрессориванием каждого катка и переменный клиренс: минимальный просвет в 100 мм облегчает посадку людей и погрузку, а максимальная высота в 450 мм обеспечивает хорошую проходимость в глубоком снегу и болотистой местности. Кроме того, переменный клиренс дает машине шанс самостоятельно осво­бо­дить­ся в случае посадки на днище.

925 Г «Трофи» 925 Г «Трофи» Транспортер 925 Г «Трофи» может доставляться в места эксплуатации любыми видами транспорта, в том числе самолетами Ан-22, Ил-76, Ан-124 и вертолетом Ми-28. Эксплуатационная масса: 8 т // Грузоподъемность: 1,4 т // Количество посадочных мест: до 14 // Максимальная скорость: по твердому грунту 61 км/ч, по воде 10 км/ч // Максимальный угол подъема: 32 градуса // Запас хода: 500 км.

Попав внутрь «Трофи», сразу же ощущаешь себя защитником отечества. Забравшись в машину через люк, обнаруживаешь знакомые многим солдатам-срочникам рычаги бортовых фрикционов, педаль подачи топлива, продублированную для «походного» и «боевого» положений, неубиваемую кулису коробки передач. Просторами родины лучше любоваться, высунув голову из люка, но если пойдет дождь или ударит морозец, придется закрыть тяжелую крышку и — добро пожаловать в «боевое» положение, в котором обозревать окрестности можно лишь с помощью оптического прибора наблюдения.

Солдат для плаца

Предвкушая увлекательную поездку, я с комфортом расположился в одном из шести подрессоренных пассажирских кресел. Однако стоило вездеходу тронуться с места, дипломатическая улыбка в миг слетела с моего лица в сопровождении пары непротокольных словечек. Под оглушительный хэви-метал двигателя я в безумном танце пытался всеми четырьмя конечностями зацепиться за пол, стены и потолок, чтобы удержаться на сиденье. Каково же было мое удивление, когда в небольшой просвет открытого люка я заметил фотографа, идущего рядом по вполне безобидному полю спокойным шагом. При этом аппарат способен разогнаться до 61 км/ч. Да, военная техника в Советском Союзе создавалась с прицелом на ТТХ, а не комфорт «живой силы». А «Трофи», пусть и с кондиционером на голове, так и остался БМД.

925 Г «Трофи» 925 Г «Трофи» Езда на транспортере 925 Г «Трофи» напоминает игру в «войнушку», а управление вездеходом ТМ-140 — путешествие на грузовике. ТМ-140 — это вездеход, специально созданный для жизни и работы в непростых природных условиях. Однако не исключено, что некоторым придется по душе харизматичный «Трофи». На фото — Четра ТМ-140. Вместо «тракторных» рычагов, требующих от оператора специальных навыков и опыта для точного управления радиусом поворота, в кабине красуется эффектный штурвал, который интуитивно понятен, как обычный автомобильный руль.

На резонный вопрос, зачем осложнять и без того непростую жизнь геолога необходимостью наблюдать мир в «перископ», ответил исполнительный директор ОАО «Четра-ПМ» Виктор Четвериков: «Трофи» — это прежде всего шоу-стоппер. «Четра» — современный бренд, который заботится о своем имидже. Поэтому машинам компании нередко приходится выступать на выставках, шоу, спортивных мероприятиях. К военной технике россияне относятся с особым уважением, поэтому «Трофи» никогда не останется незамеченным среди гражданских машин. К тому же владельцы «гелендвагенов» и «хаммеров» нередко ласково называют свои машины «танками». Вполне возможно, что кто-то из них захочет приобрести себе настоящий танк или хотя бы БМД. От «хаммера» его выгодно отличает броня, защищающая от попаданий из любого стрелкового оружия».

Несмотря на то что Четра 925 Г создан на потеху публике, поездка на нем оказалась очень важной. Дело в том, что подавляющее большинство гусеничных вездеходов, представленных сегодня на рынке, сделано на конверсионных заводах на базе военных машин, и уровень комфорта у них соответствующий. Для оператора вездехода частичная потеря слуха считается профессиональным заболеванием. «Трофи» стал отличной отправной точкой, чтобы оценить настоящий вездеход для жизни — Четра ТМ-140, разработанный специально для гражданских нужд.

Лучшее за неделю

Суровый уральский комфорт

По словам директора по новой технике «Четра» Павла Веселого, при проектировании гражданских вездеходов компания во главу угла ставила комфорт и здоровье оператора и пассажиров. Забота об экипаже начинается с компоновки, которая не встречается на армейских транспортерах. 250-сильный турбодизель ЯМЗ-236Б-2 здесь располагается в отдельном просторном отсеке, никак не сообщающемся с изолированной кабиной. В моторном отсеке есть место для двух человек. Автономный отопитель способен создать в нем комфортные условия для ремонта при температуре наружного воздуха до -40°С.

На ТМ-140 устанавливается гидромеханическая коробка передач с электрогидравлическим управлением. Важнейшее преимущество гидравлики заключается в способности увеличивать крутящий момент на гусеницах именно в тот момент, когда он необходим сильнее всего — в частности, при трогании с места. Передачи переключаются кнопками практически без разрыва потока мощности, что сказывается не только на плавности хода, но и на проходимости: на болотистых почвах именно по­сто­янная тяга помогает вездеходу не завязнуть в трясине. К тому же отсутствие рывков трансмиссии позволяет сберечь плодородный слой почвы.

925 Г «Трофи» 925 Г «Трофи» В грузовом отсеке расположились регулируемые подрессоренные кресла, однако удержаться в них на ходу ничуть не легче, чем на съемных скамьях для стрелков. Машина по‑прежнему остается БМД с кондиционером вместо пушки.

Наиболее слабое место гусеничного двигателя — сами гусеницы. Металлические гусеницы слишком тяжелы и сильно повреждают грунт при движении, резиновые — недостаточно надежны для сложных условий эксплуатации. Для ТМ-140 предлагаются гусеницы с резинометаллическими шарнирами, сочетающие в себе преимущества обоих классических типов. Помимо стандартных предлагаются гусеницы с укороченными уширителями для твердых грунтов и устройства зимних дорог и увеличенными резинотканевыми усилителями для мягких грунтов с давлением 0,2 кг/см2.

Просторная семиместная кабина с большой площадью остекления с точки зрения комфорта, в том числе и по уровню шума, сравнима с кабиной грузового автомобиля. Для гусеничного вездехода это очень большое достижение, в котором не последнюю роль играет независимая торсионная подвеска всех катков. Органы управления такие же, как на автомобиле, разве что место руля занимает штурвал.

Ощущения от поездки на ТМ-140 примерно такие же, как на грузовике или автобусе, только вместо дороги перед глазами такой пейзаж, в котором любой джип моментально ляжет на днище или на крышу. В кабине царят мир и покой, и только от созерцания неба во все стекло на 30-градусных подъемах дух захватывает.

Конструктор Робинзона

По-настоящему универсальным вездеход Четра ТМ-140 делает модульная конструкция. В базовом исполнении машина оснащается грузовой платформой с тентом. Однако по желанию можно установить отапливаемый пассажирский модуль для перевозки восьми человек, полностью автономный жилой модуль, по компоновке и оснащению напоминающий небольшой гостиничный номер, и ряд специализированных модулей.

Четра ТМ-140 Вездеход Четра ТМ-140 по ряду параметров не имеет мировых аналогов. Все узлы и агрегаты произведены в России.

Модуль-мастерская имеет все необходимое для ремонтных бригад. Здесь есть слесарный верстак с тисками, электрогазосварочное оборудование, печь для сушки электродов, умывальник с емкостью для воды, емкости для инструментов. Комплект светильников наружного осве­ще­ния с необходимыми кабелями и переносной дизельной электростанцией позволит круглые сутки работать в полевых условиях. В модуле имеется люк для ремонта трансмиссии самого вездехода.

Универсальный модуль предназначен для перевозки людей и грузов, проведения ремонтных работ и монтажа технологического оборудования. В нем есть все необходимое для жизни: электрические розетки, аптечка, сиденья и места для багажа, вешалки для одежды, лестница.

Лучшее за неделю

Модуль для исследования скважин оснащен гидромеханической лебедкой с глубиной обслуживания до 5000 м. Лебедка приводится валом отбора мощности от двигателя вездехода. Отбор мощности может пригодиться и для подключения механизма саморазгрузки. В профессиональном меню также значится бурильно-крановый агре­гат для бурения скважин в мерзлых грунтах под опоры телеграфных линий и ЛЭП, агрегат для рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами при аварийном ремонте нефтепроводов.

Все обитаемые модули оснащаются надежной двухконтурной системой отопления. Зависимый контур связан с системой охлаждения двигателя, независимый — с автономным отопителем марки «Вебасто». Автономное отопление, электроснабжение, освещение, надежность и ремонтопригодность оборудования — все это очень важно, когда речь идет о гусеничном плавающем вездеходе. Ведь в большинстве случаев эта машина забирается в такие непроходимые места, куда кроме нее или аналогичного вездехода не сможет добраться никакая другая техника. Это места, в которые не получится вызвать эвакуатор. Места, где нет дорог и куда без нужного и важного дела не полезет ни один дурак.

Статья «Без дорог и дураков» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).
Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика