Банкротства на горизонте: на краю разорения стоят компании-конкуренты SpaceX
Производители отрасли утверждают, что доминирующее положение SpaceX на рынке космических запусков затрудняет конкуренцию малым ракетам-носителям. На панельной дискуссии на конференции Satellite Innovation 17 октября спикеры отметили, что политика относительно ценообразования SpaceX существенно затрудняет развитие малых ракет-носителей, которым трудно конкурировать в цене.
«Они явно контролируют и занимают доминирующее положение на рынке. Я думаю, что главный вопрос — это ценообразование», — сказал Курт Блейк, бывший генеральный директор компании Spaceflight, который сейчас руководит коммерческим космическим отделом юридической фирмы Wilson Sonsini.
SpaceX начала предлагать услуги запуска спутников за $5000 за килограмм. Позже компания подняла цены до $5500 за килограмм и планирует ежегодное повышение. Однако, в большинстве случаев эти цены значительно ниже, чем у специализированных малых ракет-носителей.
«Я не думаю, что им было необходимо опускаться до таких низких цен, чтобы занять значительную долю рынка», — продолжил Курт Блейк, оценив, что SpaceX могла бы получать крупные заказы и при цене от $10 000 до $12 000 за килограмм. Линейка спутниковых миссий Transporter SpaceX была сосредоточена на солнечно-синхронных орбитах, на которую сейчас основной спрос. Однако в августе компания объявила о новой серии миссий Bandwagon по выводу спутников на средние орбиты.
«Они постепенно забирают то, что могут осуществить малые ракеты-носители», — добавил он, отметив, что остаётся место для специализированных малых ракет-носителей для выполнения миссий на разных орбитальных наклонениях. «Но нужно воспринимать это как угрозу».
Озабоченность ценообразованием SpaceX не нова. На всемирной неделе спутникового бизнеса в сентябре Марино Фрагнито, вице-президент подразделения Vega компании Arianespace, заявил, что SpaceX предлагает «неустойчивые» цены, вытесняя другие компании: «Космические компании не могут выжить при таком уровне ценообразования».
«Выживает ли SpaceX других участников рынка? Думаю, что в определённой степени. Было бы наивно думать, что их стратегия относительно запусков спутников не направлена на жёсткую конкуренцию», — сказал главный финансовый директор Rocket Lab Адам Спайс на дискуссии в рамках конференции Satellite Innovation.
Позиция SpaceX на рынке снижает вариативность для других компаний, занимающихся запусками, добавил Спайс, и те трудности, с которыми сталкиваются многие компании, приводит к проблемам с привлечением финансирования, в то время как SpaceX имеет «по-видимому беспрерывный доступ к капиталу» с коммерческих запусков.
Они создают очень сложную среду для конкурентов, и могут продолжать делать это длительное время
Другие участники дискуссии заявили, что они ищут свои ниши на рынке, чтобы оставаться конкурентоспособными. «Модель «один размер для всех» не всегда является лучшим решением на долгосрочной основе для удовлетворения потребностей правительства и частных компаний», — сказал директор по развитию компании Firefly Aerospace Патрик МакКензи. Он привёл в пример успех компании Victus Nox с запуском спутника для ВВС США на ракете Alpha, осуществлённым 14 сентября, как пример такой возможности, которая не может быть осуществлена с использованием стандартных предложений. Однако, он добавил, что предлагаемые услуги также должны быть конкурентоспособными по цене.
Пабло Гальего, старший вице-президент по продажам испанской компании-разработчика ракет-носителей PLD Space, заявил, что SpaceX помогла создать спрос на запуски по низким ценам. Его компания получила интерес к разрабатываемому малому ракетоносителю Miura 5 для специализированных миссий, которые не могут быть выполнены с использованием обычных спутниковых запусков.
© iXBT