Банки могут пересмотреть ИТ-бюджеты

Вероятность того, что бюджеты начатых в банках в 2012—2013 гг. крупных ИТ-проектов будут пересмотрены в меньшую сторону, велика. В первую очередь речь идет о развитии онлайн-, мобильного банкинга, CRM-технологий. Банки концентрируются на решении текущих задач и перестают работать на перспективу. О поисках выхода из сложившейся в финансовой отрасли ситуации говорилось на прошедшей 20 марта 2014 г. конференции CNews Conferences и CNews Analytics «ИКТ в финансовом секторе: новые стратегии».

Тенденция такова, что компании все чаще отказываются от покупки собственных серверов, коммуникационного оборудования для дата-центров и больше привлекают внешних подрядчиков: аутсорсинг является одним из способов снижения расходов на ИТ. Некрупные банки США к подобной практике прибегают довольно часто, и если в 2006 г. АБС банка находились на обслуживании сторонней организации, по данным Aite Group, лишь в 32% случаев, то в 2012-м — уже в 49%. По словам Андрея Фомичева, заместителя председателя правления ЦФТ, в России этот путь выбрали уже многие банки, среди них — «Банк МФК», «Экспобанк», «Экспо Капитал», Банк БКФ и др. Аналогичные сервисы на российском рынке предлагает и компания «Диасофт».

Примером перехода на модель полного аутсорсинга стал проект в региональном «Мираф-Банке» (г. Омск). По словам Ярослава Медокса, ИТ-директора «Мираф-Банка», раньше компания работала под управлением самописной АБС и собственными силами решала многие задачи, связанные с интеграцией с другими ИТ-системами, подготовкой отчетности и обслуживанием ИКТ-инфраструктуры. Однако из-за больших ИТ-затрат было принято решение отказаться от всех внутренних систем. Новая система внедрена аутсорсером одновременно во всех филиалах банка (такой подход позволил избежать увеличения объема ручной работы и необходимости ввода данных одновременно в две системы — старую и новую) и под ее управлением компания работает уже несколько недель.

Еще один способ сэкономить предложил Николай Кушлевич, менеджер по развитию бизнеса Signature Solutions компании Wacom СНГ. Традиционные способы открытия депозитов или выдачи кредитов в операционных отделениях банков предполагают сканирование документов, печать договоров в нескольких экземплярах. Расходы на бумагу и расходные материалы к принтерам ежемесячно составляют крупную сумму. Если от этих расходов нельзя полностью отказаться, то можно сократить их в разы. В результате реализованного проекта документы подписываются цифровым пером на графических планшетниках Wacom или мобильных планшетах под управлением Windows, Android или iOS. Одновременно с этим обеспечивается и юридическая значимость цифровой подписи. Решение разработано в Пензенском НИЭИ и сертифицировано ФСБ России.

Участники конференции обозначили и такие актуальные проблемы отрасли, как рост тарифов на доставку SMS (их банки используют для оповещения клиентов о финансовых транзакциях) и невысокая степень распространения мобильного банкинга. Кроме того, электронные валюты оказывают сегодня серьезное давление на банки, достаточно успешно конкурируя со многими финансовыми услугами, которые связаны с микроплатежами и отчасти с накоплениями.

©  CNews