"Текущую ситуацию на телекоммуникационном рынке я обозначила бы как нестабильно стабильную"

Александра Алексина, компания КараванИнтервью с Александрой Алексиной, коммерческим директором компании "Караван".

- Ряд участников российского ИТ-рынка стали отмечать некоторое оживление, которые было заметно уже в августе. Какова сейчас ситуация на телекоммуникационном рынке?

- В целом рынок телекоммуникаций в кризис держится достаточно хорошо, но, безусловно, сотовая связь выигрывает у традиционной. Текущую ситуацию на телекоммуникационном рынке я обозначила бы как нестабильно стабильную, так как на нее влияют любые экономические колебания, а также ситуация на других рынках. Как и любой рынок, фиксированная связь и рынок связи в целом зависит от потребительского поведения. Если говорить о сегменте B2B, многое обусловлено тем, как компании оценивают перспективы свои и экономики в целом, соответственно какую выбирают тактику дальнейшего существования и развития. Позиция бизнеса влияет на использование телекоммуникационных ресурсов: если компании считают, что ближайшее будущее непредсказуемо - замораживают все процессы, если же видят перспективу, начинают расходовать ресурсы на усовершенствование ИТ и телекоммуникаций с целью получения конкретных преимуществ и дальнейшего развития.

- Как изменялось потребительское поведение за последний год?

- Основное направление деятельности компании "Караван" - предоставление корпоративным пользователям услуг физического хостинга, фиксированной связи - подключение к интернету, телефония, передача данных, организация VPN. В продуктовом портфеле компании есть также услуги виртуального хостинга и регистрации доменных имен. Эти услуги предоставляются, в том числе, и частным пользователям, однако доходы от этих видов услуг составляют в общей структуре доходов компании не боле 15%. По нашему опыту, заметны два выраженных всплеска активности потребителей по сокращению телекоммуникационных услуг - один из них пришелся на ноябрь-декабрь 2008 года, второй на апрель 2009. Тем не менее, около 80% тех компаний, которые в эти месяцы сократили потребление услуг до минимума, спустя 2-3 месяца возвратились к первоначальному объему. Это, безусловно, не касается компаний, которые перестали существовать вовсе или заморозили свой бизнес полностью. Наряду с этим, среди наших клиентов есть и другая категория компаний, которая выбрала путь оптимизации и повышения эффективности потребляемых телекоммуникационных сервисов.

Спрос на услуги физического хостинга был подвержен наименьшему влиянию кризисной ситуации, хотя и здесь, несмотря на сохраняющуюся положительную динамику, было отмечено снижение темпа прироста дохода. До ноября 2008 года динамика прироста дохода по этой услуге составляла 10-20% ежемесячно.

- Какие вы видите фундаментальные причины для улучшения ситуации?

- Благодаря кризисным явлениям компании вынуждены задумываться об увеличении как технологической, так и экономической эффективности бизнеса. Фундаментальные причины для улучшения ситуации заключаются в том, что сложившаяся рыночная ситуация способствует повышению спроса на качественные телекоммуникационные услуги, особенно у тех компаний, которые озабочены эффективностью. В частности, сокращение маркетинговых и рекламных затрат компаний приводит к увеличивающейся роли интернета как канала продвижения, продаж и коммуникаций с потенциальными потребителями. В связи с этим корпоративные ресурсы "утяжеляются", повышаются требования к доступности и бесперебойности работы этих ресурсов, качеству услуг.

- Какие остались трудности и проблемы?

- За последний год заметно увеличилась конкуренция на телеком-рынке. Безусловно, наша компания, игрок этого рынка, не может не учитывать данную тенденцию. "Караван" разрабатывает и запускает специальные предложения, позволяющие бизнесу значительно сокращать свои расходы и оптимизировать ресурсы при подключении различных услуг в рамках комплексных предложений. Наша компания регулярно осуществляет мониторинг рынка, изучает тенденции изменения в потребительском поведении, и старается предлагать пользователям услуги и сервисы с учетом их потребностей, постоянно развивая и расширяя дополнительные сервисы.

- Как будут отличаться результаты 3 квартала по сравнению со 2 кварталом 2009 года? По сравнению с 3 кварталом 2008 года?

- Во втором квартале (июне) 2008 года компания "Караван" запустила в эксплуатацию новую высокотехнологичную площадку для предоставления услуг по размещению ИТ-инфраструктуры - Telehouse Caravan. Общий прирост прибыли компании во 2 квартале 2008 ко 2 кварталу 2009 составил 58% (в рублях). По направлениям особенно заметно увеличение дохода от услуг телефонной связи (19%) и физического хостинга (79%). Результаты 3 квартала 2009 года продолжают демонстрировать положительную динамику.

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке до конца года? Какими будут результаты по сравнению с предыдущим годом?

- В 2009 году мы ожидаем прироста дохода не менее 30% по сравнению с 2008, среди лидирующих направлений остаются физический хостинг и телефония.

©  @Astera