Автоспорт 2.0: как беспилотники Roborace меняют представление об автомобильных гонках
В серии текстов мы расскажем о соревнованиях DARPA и Roborace, а также попробуем понять, как состязания беспилотных автомобилей могут приблизить появление машин без водителя на дорогах общего пользования.
В предыдущем тексте мы говорили о первых соревнованиях беспилотников DARPA. С 2004 по 2007 год беспилотники преодолели невероятный путь от невозможности пройти даже четверть гоночной трассы до ориентации в сложных условиях городских улиц. Перенесемся на 10 лет вперед и посмотрим на то, как еще могут выглядеть гонки беспилотников.
Как в Формуле I, только без водителя и с электродвигателем
Практически через 10 лет после последнего DARPA Urban Challenge 2007 года, в середине 2010-х, возникает идея беспилотных гоночных болидов. Такие соревнования планировалось проводить в рамках Формулы Е. В отличие от классических гонок, в Формуле Е принимают участие только электромобили. Идее не суждено было воплотиться в жизнь несколько сезонов, но в 2017–2018 годах тестовые заезды все же состоялись: их организовывала компания Roborace, которую в 2015 году основал предприниматель Денис Свердлов.
В 2019 году Roborace самостоятельно провели первый сезон гонок «Alpha», в 2020–2021 годах проводят сезон «Beta». Все участники Roborace должны использовать одно и то же шасси и трансмиссию, иметь единый набор сенсоров. Главное отличие беспилотников заключается в алгоритмах, которые участники разрабатывают сами.
Кто соревнуется на трассах? В гонках участвуют команды как от коммерческого сектора, так и от университетов.
Виртуальные или реальные гонки?
В отличие от соревнований DARPA, бесплотные гоночные болиды не ездят ни по городским улицам, ни по привычным гоночным трассам. Гонки проходят в смешанной реальности: одновременно в виртуальном и реальном мирах. Препятствия появляются в виртуальной среде, в коде. Человеческий глаз их не видит, а машина должна распознать. Такой мир в Roborace называют Metaverse. Гонки в ней больше похожи на компьютерную игру: машины едут по реальной трассе, а очки набираются за сбор особых предметов. Как и полагается всякой виртуальной гонке, очки уменьшаются, если натолкнуться на препятствия. На гоночной трассе также могут появиться новые болиды, невидимые человеческому глазу. Roborace обещают, что в будущем любой зритель сможет в реальном времени виртуально создавать препятствия для беспилотника или размещать предметы на трассе, за которые автомобиль получает бонусные баллы.
Самый быстрый беспилотник
Сейчас в гоночных заездах используется болид DevBot 2.0, гоночная платформа, разработанная специально для Roborace. Болидом может управлять как человек, так и искусственный интеллект. В 2019 Roborace установили мировой рекорд скорости для беспилотных автомобилей, разогнав свой полностью беспилотный болид до 282.42 км/ч.
Автор: Мария Киселева, Центр Исследований науки и технологий