Автомобиль дня: Espenlaub 1000
![Тим Скоренко](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/88e/88e545edde35609741213df92707087f_cropped_50x50.jpg)
![Автомобиль дня: Espenlaub 1000](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/6f6/6f6622dd0a5f17011d04c92c14683992_ce_1200x724x0x0_cropped_666x444.jpg)
В 1920-х авиация была молода и оставляла большой простор для экспериментирования. Поэтому уже второй планер Эспенлауба E-2 был необычным — он одним из первых попытался реализовать схему «самолёт-крыло». В 1927-м он построил и свой первый самолёт — узкий обтекаемый биплан E-11. Наиболее интересна его разработка 1929 года — ракетный планер E-11, предтеча японских Ohka, «торпед» камикадзе. Планер был обыкновенным, но имел одноразовый ракетный двигатель для разгона.
![Espenlaub (1928)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/2d2/2d2cb627cb6bcb1a09eabbdb0151e6f3_cropped_666x480.jpg)
А с 1928 по 1953 год Готтлиб Эспенлауб построил девять автомобилей собственного дизайна, и один даже довёл до стадии мелкосерийного производства. К сожалению, чрезмерная смелость в визуальных решениях не позволила марке Espenlaub стать хоть сколько-нибудь массовой. Деньги у него были — со временем его кустарное производство самолётов переросло в большой авиаремонтный завод с 2300 сотрудниками.
Первый два автомобиля, обтекаемых стримлайнера, он построил в 1928 году на базе серийного Wanderer Typ 10/II. Автомобили имели одну единственную дверь на стороне пассажира, кузов накрывал шасси полностью, без отдельно вынесенных крыльев и фар, в общем, для конца 1920-х это было революционно и совершенно нефункционально.
![Espenlaub (1928)](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/a86/a8698a98a301a7855aae4a40284a67bf_cropped_666x446.jpg)
В 1934—1935 годах появился третий автомобиль — Espenlaub Stromlinie, в принципе, внешне почти не отличавшийся от первых двух. Эспенлауб гнул свою линию. В 1936—1937 он построил несколько гоночных машин на базе Adler Trumpf Sport — он надеялся, что обтекаемые формы «сработают» на гоночных треках. Но машины никогда не выходили на старт.
![Espenlaub Flunder](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/4f8/4f8e975e0ee47718a12261a94a004b09_cropped_666x324.jpg)
После войны, на протяжении которой он был занят ремонтом самолётов, Эспенлауб вернулся к своей автомобильной мечте и в 1948-м представил очередной революционный автомобиль — «камбалу» Espenlaub Flunder. Плоская машина имела 1,2 метра в высоту и 2,5 метра в ширину. 9-местная машина была почти полностью построена из авиационных запчастей и напоминала другие революционные машины тех лет — Stout Scarab и Dymaxion.
Параллельно он построил трёхколёсную версию Espenlaub Flunder.
![Espenlaub Flunder](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/470/470038a9f267288e9c8c6a463281f852_cropped_666x408.jpg)
В 1952—1953 годах появилось последнее поколение машин Эспенлауба, выразившееся в модели Espenlaub 400 и двух версиях Espenlaub 1000. Первая была обтекаемой малолитражкой с двухтактным двигателем объёмом 400 см³, вторые две — большими семейными автомобилями с литровым мотором. Espenlaub 1000 существовал в двух модификациях 1952 и 1953 годов и даже был выпущен малой пробной партией.
![Espenlaub 1000](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/9d0/9d0d6ad31866b5f3bf19fb4d057e1b72_cropped_666x402.jpg)
К сожалению, до наших дней ни один из Espenlaub не дошёл. Если вы вдруг найдёте такой в гараже у дедушки, сразу же звоните на крупный автомобильный аукцион, станете миллионером.
![Espenlaub 1000](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/52f/52f019a9c3f639ded5064f17c3ee67ff_cropped_666x480.jpg)