Авантюры и подозрительные сделки — биография греческого миллиардера Аристотеля Онассиса

Обозреватель vc.ru изучил историю Аристотеля Онассиса, который был крупным судовладельцем и контролировал греческую национальную авиакомпанию. Он прославился своим авантюризмом, незаконными сделками и умением зарабатывать на международных конфликтах.

Выходец из бедной семьи, Аристотель Онассис смог благодаря активности и деловой хватке получить и богатство, и влияние. Среди его пассий числились известнейшие женщины того времени, а роскошные имения и яхты до сих пор попадают в различные рейтинги. При этом многие продолжают обсуждать законность его сделок и настоящее происхождение богатства, часто выдвигая неоднозначные версии.

3bc700c0aacf61.jpg

Ранние годы Аристотеля Онассиса

Аристотель Онассис родился в 1906 году в Турции, в Измире (раньше это был греческий город Смирна). Отец Аристотеля Сократ имел процветающий табачный бизнес. О матери будущего предпринимателя известно лишь то, что ее звали Пенелопа и она рано умерла.

Аристотель, похоже, не был покладистым ребенком и из-за своего поведения сменил несколько школ. С детства ему нравилась «Одиссея» Гомера: его завораживала хитрость главного героя и необычайные морские приключения. Юному Онассису приписывают всевозможные проделки, вплоть до эксгибиционизма, но вряд ли найдется достоверный источник, который сможет это подтвердить.

Сложности в семье Онассиса появились после событий 1919 года, когда контроль над Смирной перешел к Греции, что, похоже было положительно воспринято местной диаспорой. Несмотря на распространенные сведения об обратном, эти изменения не были просто захватом. Турция проиграла Первую мировую войну, и Смирна отошла Греции по международному договору. Долго это не продлилось в основном из-за активных националистических движений в Турции.

В 1922 году турки вернули контроль над городом и начали репрессии против жителей. Сократ Онассис был обвинен в сговоре с греческими оккупантами и отправился в тюрьму. Аристотель понял, что ситуация выглядит угрожающей для его семьи (Сократ повторно женился и имел детей) и убедил всех, что нужно бежать в Грецию. Сам он смог провезти через границу крупную сумму денег, привязав купюры к ноге.

По другой версии, Аристотель, используя оставшиеся деньги, подкупил трибунал и добился освобождения отца. Затем он договорился с американским консулом, который за определенную сумму помог семейству бежать. Часто встречаются мнения, что Онассис организовал побег отца из лагеря, а чтобы спасти его от расстрела, согласился некоторое время сожительствовать с турецким офицером. Последняя версия встречается в нескольких вариантах и активно оспаривается.

В любом случае в 1923 году будущий предприниматель оказался в Греции, но надолго там не задержался. По популярной версии, вся семья решила, что Аристотелю лучше начать новую жизнь в другой стране, и для этого была избрана Аргентина. Также есть сведения, что Аристотель попросту начал часто ссориться с отцом и не был согласен жить под его властью.

В 1923 году Онассис отправился в Буэнос-Айрес, имея в кармане около $ 250. Адаптироваться в новой стране было нелегко, но Аристотель умел подстроиться к любой ситуации. В столице Аргентины он успел поработать посудомойщиком и подсобником на стройке, а также торговал фруктами.

Немного позже Онассис нашел неплохую вакансию электромонтажника в британской компании United River Plate. Чтобы получить эту работу, он навел справки и узнал, что местный глава URP раньше работал в греческих Салониках. Онассис на собеседовании указал, что он из этого города, и получил преимущество. Также ему пришлось добавить себе шесть лет. Этой работой он не ограничился и позже получил еще и должность телефонного оператора. Есть версия, что он сочетал оба места или же работал оператором ночью и торговал днем. Часть источников склонна считать, что он был еще и диспетчером в порту.

Онассис тогда спал по четыре часа в сутки, но зато, слушая телефонные разговоры, отлично выучил английский язык, который до того знал плохо. Есть версия, что будучи оператором он продавал подслушанные секреты (среди покупателей называют даже местную мафию), но явных доказательств этому, естественно, нет. Согласно этой же версии он подслушивал деловые разговоры и использовал эту информацию для своих сделок.

Есть по меньшей мере два варианта того, что было дальше. По первому из них, Онассис смог оказать помощь одному из руководителей табачной компании Хуану Гаона. Последний будто бы предложил Аристотелю интересную сделку: тот должен был привезти в Аргентину несколько видов европейского табака, которого не было на местном рынке, и получить за это хорошую компенсацию. Аристотель связался с отцом и попросил отправить ему требуемую продукцию. Все прошло успешно, и Гаона начал постоянно делать заказы Онассису.

По другой версии, Аристотель сам обратил внимание на то, что в Аргентине дефицит европейского табака, и попросил отца отправить ему несколько видов в качестве пробников. С ними Онассис стал ходить по табачным фирмам, предлагая свой товар. В конце концов ему удалось убедить главу одной из них, того самого Гаона. Первый заказ был на 10 тысяч, а дальше суммы стали неуклонно расти.

Какой бы ни была правда, итог один — Онассис отлично зарабатывал и вскоре создал компанию по импорту табака. До 1925 года он не оставлял работу телефонного оператора — похоже, это и породило путаницу, из-за которой некоторые источники считают, что Аристотель создал свой бизнес в этом году.

В 1925 году Онассис действительно вплотную занялся компанией, но не открыл бизнес, а расширил, за сравнительно небольшие деньги купив оборудование и создав свое производство сигарет. На первых порах он продавал всего две марки: Osman и Primeros. Компания не ограничивалась Аргентиной и активно работала на импорт и экспорт.

В Аргентине главными покупателями сигарет Онассиса были женщины. Много времени уделялось внешнему виду продукции: упаковка была яркой и сделана так, что не отличалась от известных брендов. Рабочих на предприятии было мало, и получали они гроши. С Онассисом работали два его кузена, Коста и Никос Конианидесы.

Судя по всему, конкурентов Онассис жестко устранял. Часть источников утверждают, что Аристотель применял шантаж и подкуп властей, а также использовал названия известных брендов, чтобы стать главным игроком на рынке.

Как бы то ни было, в 1929 году состояние эмигранта достигло миллиона долларов. Однако вскоре стало известно, что налогообложение за импорт товаров из государств, не имеющих торгового договора с Грецией, вырастет на 1000%. Для компании, построенной на экспортно-импортных операциях, это грозило гибелью.

Онассис через одного из своих друзей, Коста Гратсоса, вышел на греческого премьер-министра и затеял с ним переписку. Дальше он провел несколько встреч с министром иностранных дел и добился подписания необходимого торгового соглашения, а немного позже получил должность генерального консула в Аргентине. Большая часть источников говорят, что такого успеха он добился при помощи взяток.

По другой версии, члены правительства Греции не приняли к рассмотрению меморандум Онассиса, но оценили способности и активность своего соотечественника и предложили ему должность консула. Также есть предположение, что греки, пораженные успехом Онассиса и его влиянием на местную диаспору, сами предложили Онассису провести переговоры и заключить торговый договор с Аргентиной, а позже его сделали консулом в этой стране.

Есть разные данные о том, какую конкретно должность получил Онассис. Его часто называют просто консулом, вице-консулом и генеральным консулом, а время вступления в должность колеблется с 1928 по 1931 год. Вполне вероятно, что Онассис успел сменить несколько должностей.

Не все считают, что Онассис получил должность благодаря искренней оценке его заслуг, — называют вариант с простой покупкой государственной должности. Читая об Онассисе, всегда находишь упоминания о каких-то махинациях или обманах, но реальных доказательств в большинстве случаев нет. Например, часто говорится, что на первых порах Онассис импортировал не только табак, но и опиум.

Создание флота. Начало морских грузовых перевозок

В начале 1930-х годов в мире продолжалась Великая депрессия, многие предприниматели разорялись, но Онассис чувствовал себя отлично. У него была другая проблема: сигаретный бизнес казался ему непрестижным, и он решил вложить деньги в то, что будет более благосклонно восприниматься обществом. Великая депрессия помогла ему в новом начинании: в это время упали в цене корабли.

В 1932 году, захватив с собой около $600 тысяч, Онассис отправился в Лондон, где приобрел за $120 тысяч шесть канадских сухогрузов — раньше они обошлись бы ему в $12 млн. Два судна предприниматель назвал в честь своих родителей.

Предыдущие владельцы кораблей хотели продать только два из них, но Онассис каким-то образом сумел их убедить. Команду он нанимал очень экономно, торгуясь чуть-ли не с каждым отдельным человеком. Новая компания открыла офисы в Лондоне и Буэнос-Айресе. Приобретенные шесть кораблей не были первыми в бизнесе Онассиса — к моменту их покупки он уже владел небольшим судном под названием Mara Protopapas.

Занявшись судоперевозками, Онассис сразу понял, что выгоднее ходить под флагами определенных стран, поэтому зарегистрировал свои корабли в Панаме — с тех пор это стало традицией для некоторых компаний, работающих в этой отрасли. Также он регистрировал корабли в Аргентине и других государствах, где было меньше бумажной волокиты, а законодательство предоставляло судовладельцам различные бонусы.

В 1935 году Онассис заплатил за постройку нефтяного танкера Ariston с водоизмещением 15 тонн. Строился он в Швеции — по слухам, на верфи, которая принадлежала семье новой пассии Онассиса Ингеборги Дедихен. За Ariston последовало еще два подобных танкера.

В 1939 году в распоряжении Онассиса был достаточно большой флот, а потребность в новых кораблях заставила его обзавестись верфью, построенной в шведском Гетерборге. Предприниматель отлично зарабатывал на перевозке нефти в Японию, которая в конце 1930-х годов воевала и очень нуждалась в этом ресурсе.

b87580ecac447b.jpg

Вторая мировая война не очень испортила бизнес Онассиса. Конечно, бежать из бомбардируемого немецкой авиацией Лондона в США не было весело, зато там он нашел применение своим судам. Три из них он сдал правительству США за $250 тысяч в год, а остальная часть флота или простаивала в портах, или занималась поставками. Есть версии, что Онассис сотрудничал и с Германией, и как раз поэтому за войну не потерял ни одного корабля. Правительство США обратило внимание на такую избирательность немецких подлодок, но расследование ФБР вину Онассиса не доказало.

После окончания войны американское правительство выставило на продажу сотню списанных кораблей Liberty, предложив внушительные скидки гражданам США. Онассису бонусы не светили, но он приобрел 16 кораблей за реальную цену, взяв $8 млн в кредит. Переговоры с National City Bank затянулись — главным образом из-за желания предпринимателя получить заем на 10 лет. В итоге банк дал кредит не более чем на год под залог контрактов на перевозку для этих кораблей. Аристотель получал не всю сумму, а только половину.

С выставленными на продажу танкерами ситуация была сложнее. Стоимость одного из них составляла $1,5 млн, и продавали их только гражданам США. Чтобы осуществить покупку, Онассис пошел на ухищрение. Его усилиями появилась американская компания US Petroleum, которая вполне законно приобрела четыре танкера Т2, после чего Онассис анонимно скупил ее акции. Он увеличил свой флот, но не остановился на этом, стремясь нарастить в первую очередь количество танкеров.

В 1946 году Онассис женился на американке Тине Ливанос. Есть версия, что корабли, которые продавали только гражданам США, Онассис попросту приобретал на имя жены. Власти пытались оспаривать покупки, но предприниматель решил этот вопрос с помощью подкупов и обещаний.

Главной целью предпринимателя в конце 1940-х годов стала реализация давней мечты — создать большой танкерный флот. Похоже, Онассису не хватало своих денег, и он попытался взять заем, но получил отказ. Безвыходная на первый взгляд ситуация для него стала лишь небольшим затруднением. Бизнесмен наладил отношения с владельцами крупной нефтяной компании Socony Oil и заключил с ними договор на перевозку нефти, хотя самих танкеров у него еще не было.

Для нефтяных компаний соглашение было отличным: Онассис обещал весь период контракта самостоятельно покрывать простой и ремонтные работы продолжительностью до трех месяцев (работы, длившиеся дольше трех месяцев, покрывали страховые компании). После Socony Oil предприниматель заключил еще несколько подобных договоров с крупными компаниями.

Затем он отправился в банк и получил кредит, но на этот раз уже с реальными договорами на руках, поэтому сумма выросла до $40 млн. Так Онассис получил необходимые деньги и контракты, не вложив ни доллара из своего кармана. В 1950-х годах его флот составлял уже около 70 кораблей.

Новые проекты. Китобойный бизнес и авиаперевозки

Судоперевозки были не единственным занятием Онассиса в 1950-е годы. В 1951 году он вместе с бизнесом переехал в Монако — главным образом из-за выгодного налогового законодательства княжества.

Аристотелю было неинтересно переезжать на новую территорию, не имея там собственности, и он приобрел 52% Societe des Bains de Mer — одной из старейших курортных организаций мира, которой принадлежат элитные отели, пляжи, рестораны и другие развлекательные заведения в Монако. Онассиса прозвали «некоронованным князем Монако»: значительная часть страны оказалась в его руках.

Сделка разозлила настоящего князя Монако Ренье. Они с предпринимателем по-разному представляли себе развитие инфраструктуры княжества: Ренье хотел строить курорт для среднего класса, а Онассис — для богатых людей. В итоге Ренье вынудил Аристотеля продать акции в SBM, предварительно хитрым маневром размыв его долю. К этому времени предприниматель вложил деньги в строительство вилл, отелей и шикарных клубов, превратив княжество в популярное место для дорогого отдыха.

В конце 1940-х годов Онассис решил оценить состояние верфей в Гамбурге, где до войны заказывал супертанкеры. Потсдамские соглашения жестко ограничивали тоннаж немецких кораблей, но нашлась лазейка: Германия могла увеличить число китобойных суден и переделывать для этой цели другие корабли. На них ограничения не распространялись. Этим и решил воспользоваться Онассис, создав компанию Olympic Whaling.

В 1950 году танкер T2 Herman Whiton был переоборудован и стал одним из крупнейших китобойных суден в мире, получив новое имя — Olympic Challenger. Команду предприниматель подобрал специфическую: начиная с норвежского капитана, который до того сотрудничал с нацистами, и заканчивая бывшими артиллеристами.

Это был не единственный китобоец предпринимателя — его флот насчитывал 18 кораблей, и каждый из них обеспечивал отличную прибыль, учитывая рост цен на китовый жир. Экипажи Онассиса часто действовали незаконно, почти не обращая внимание на установленные международным законодательством нормы и уничтожая китов вне зависимости от возраста и вида.

Закончилось это плачевно: в 1954 году корабли Онассиса были обстреляны флотом Перу. Общественность осудила это нападение, но виновен был сам Онассис и его капитаны. Жестокая охота привела к тому, что количество китов в обычных ареалах обитания сократилось, а из оставшихся животных многие мигрировали в воды Перу. Китобои не остановились и продолжили охотиться, нарушив границы другого государства.

После обстрела военный флот Перу арестовал пять судов Онассиса и отправил в тюрьму их команды. Для репутации предпринимателя это был удар, но сам он не пострадал: судно, на котором находился он, не нарушал границу, а остальные были благоразумно застрахованы.

В 1956 году Онассис за $8,5 млн продал китобойные суда японцам и создал организацию по защите морской фауны. При этом, начиная бизнес, Онассис отмечал, что киты существуют для того, чтобы на них охотились.

В 1954 году Онассис едва не положил конец американской монополии по экспорту нефти из Саудовской Аравии. Тогда в регионе действовала совместная Американо-Арабская нефтяная компания. Короля Сауда IV раздражали постоянные забастовки и сложности во взаимоотношениях с американцами, и Онассис воспользовался ситуацией. Он начал переговоры с королем и едва не добился выгодного соглашения на транспортировку нефти.

e5b50dad453f64.jpg

Правда, до подписания бумаг дело не дошло: быстро отреагировало американское правительство. ФБР, которое до того момента не обращало внимания на Онассиса, провело расследование и приписало предпринимателю нарушение закона США при применении режима » удобных флагов». Онассису пришлось выплатить $7 млн штрафа.

Затем нефтяные компании под влиянием правительства стали угрожать Аристотелю бойкотом, если он заключит договор с Саудом IV. Все вместе привело к тому, что Онассис был вынужден отказаться от своей затеи. Есть версия, что предприниматель сделал это не сразу, и бойкот все-таки объявили. Аристотель пытался ему противостоять, но все же сдался.

Эту версию косвенно подтверждают действия предпринимателя во время Суэцкого кризиса, который начался в 1956 году. Для всего мира это время было напряженным, а Онассис принялся зарабатывать. Конфликт отразился на нефтяных поставках, ведь канал был закрыт и судам приходилось тратить на доставку гораздо больше времени. Онассиса с его многотонными танкерами бойкотировали американские компании, так что часть судов простаивала.

Предприниматель понял, что на танкеры будет колоссальный спрос, и принялся за дело. Ни о каком бойкоте речи больше не шло, от клиентов не было отбоя. Только за первые два месяца Онассис заработал $70 млн. В дальнейшем предприниматель всячески использовал конфликты для того, чтобы увеличить свое состояние.

В 1957 году его бизнес получил новый интересный виток. Уже имеющий международную репутацию бизнесмен решил заполучить греческую государственную авиакомпанию Olympic Airways, недавно созданную при его деятельном участии из обанкротившейся в 1955 году Hellenic Airlines.

О покупке речи не шло — Онассису просто передали компанию в концессию. Это было выгодно обеим сторонам: Онассис получил под свое управление еще один бизнес, а правительство Греции надеялось, что ловкий Онассис восстановит финансовое положение авиакомпании и найдет способ успокоить частые забастовки.

Греческое правительство в то время всеми способами привлекало дополнительный капитал в свои компании и предоставляло предпринимателям сказочные условия. Онассис получил монополию на перевозки в течение 20 лет, компенсацию издержек в случае забастовок или потери самолета, освобождение от налогов, кредит в $3,5 млн. и другие привилегии. Во флоте Olympic Airways тогда было всего 15 самолетов, а работало здесь около 856 человек.

Онассис не скупился на развитие компании: он приобретал и брал в аренду самолеты, использовал современные наработки. В 1959 году он купил четыре самолета Cornet 4, а в середине 1960-х — несколько «Боингов». Параллельно он увеличил количество направлений авиакомпании, добавив Канаду, Южную Африку, Ближний Восток и весомую часть Европы и США. Пассажиров первого класса окружили роскошью: Онассис распорядился приобрести позолоченную посуду и внести еще целый ряд изменений.

Кроме того, бизнесмен заменил логотип. Он хотел скопировать пять колец с официального символа Олимпиады, но Олимпийский комитет не разрешил его использование. Онассис вышел из ситуации: попросту добавил еще одно кольцо, которое символизировало Грецию, и разместил их вертикально. Также есть версия, что Аристотель хотел сменить логотип компании на профиль своей возлюбленной, оперной певицы Марии Каллас.

8cb6d61bf9d63c.jpg

Успехи Онассиса в авиабизнесе трактуют по-разному. Некоторые называют период под управлением Онассиса золотым веком, аргументируя это тем, что он восстановил компанию, увеличив количество рейсов и аэрофлот. Другие возражают, что особой прибыли этот бизнес не принес и Аристотель был вынужден искать новые кредиты. Предпринимателя часто обвиняют в том, что главным клиентом авиакомпании был он сам вместе с многочисленными друзьями и партнерами.

Люди, знавшие Онассиса, говорили, что он собирался получить над Olympic Airways полный контроль и даже продлил действие монополии до 2006 года, представив правительству длительный план развития компании. Предприниматель контролировал ее 17 лет, и в 1974 году она вернулась под полный контроль правительства. В то время Онассис был тяжело болен, а компания переживала кризис, связанный с ростом цен на топливо, уменьшением числа пассажиров и частыми забастовками персонала.

В 1968 году предприниматель разработал проект «Омега» для захвата экономики Греции: планировалось построить ряд крупных предприятий, среди которых были нефтеочистительные и чугуноплавильные заводы, несколько верфей, электростанция и другие промышленные объекты. На все это Онассис выделил около $400 млн.

Реализовать план не удалось, и главной причиной неудачи стали греческие политики — хотя, казалось бы, их лояльность предприниматель купил деньгами и помощью. Заместитель министра экономики Иоаннис-Орландос Родиннос передал проект в руки многолетнего противника Онассиса — Ставроса Ниархоса. Интересно, что в этот период в Греции правила военная хунта, так называемые черные полковники, а Онассис был с ними в настолько хороших отношениях, что ему прочили президентство. Поэтому провал проекта «Омега» у многих вызывает удивление.

Образ жизни и взгляды предпринимателя

Рассказывая об Онассисе, нельзя обойти вниманием его способ жизни и семью. Главное, о чем спешат сообщить биографы предпринимателя, — это его слава плейбоя. Аристотелю приписывают чуть ли не сотни интрижек и романов, среди его избранниц были актрисы и наследницы огромных состояний. Он был женат только дважды, но еще несколько романов, как правило, упоминаются во всех его биографиях.

Первая из часто упоминаемых подруг бизнесмена — Ингеборга Дедихен, наследница судостроительного бизнеса. Онассис якобы долго ее добивался, и она же помогла ему создать первый танкер. В дальнейшем они какое-то время жили вместе, причем предприниматель был очень ревнив и порой доходил до рукоприкладства.

В 1946 году Онассис женился на Тине Леванос, дочери крупного судовладельца. Тот недолюбливал будущего зятя и пытался оградить от него дочь, но каким-то образом Аристотель уговорил его дать разрешение на свадьбу. В этом браке появилось двое детей, Александр и Кристина. В 1960 году Онассис подал на развод, найдя себе новую пассию в лице певицы Марии Каллас.

Отношения Аристотеля и Каллас стали своеобразной легендой. Характер Онассиса никуда не делся, и в этом романе ему тоже приписывают измены и рукоприкладство.

В 1968 году предприниматель женился во второй раз, но не на Каллас, которая ему, похоже, уже наскучила, а на Жаклин Кеннеди — вдове американского президента Джона Кеннеди, убитого в 1963 году. Мария Каллас, как говорят, узнала новость из газет и была страшно расстроена. Правда, по некоторым источникам, Онассис сохранил любовную связь с певицей и после женитьбы.

e62927988bbaa9.jpg

Покорение Жаклин Кеннеди, удавшееся предпринимателю не сразу, было ему нужно для того, чтобы повысить статус в американском обществе —, но женитьба вряд ли оправдала возложенные на нее надежды. Американское общество больно переживало убийство Кеннеди и сочло, что бывшая первая леди слишком быстро отказалась от траура.

Выйдя замуж за Онассиса, Жаклин прославилась на весь мир тратами на одежду, мебель, украшения и тому подобные вещи. К тому же она не смогла найти общий язык с детьми предпринимателя. Считается, что Онассис быстро устал от жены и даже нанял частного детектива, чтобы уличить ее в каком-нибудь неприглядном действии и развестись.

Онассис из тех миллиардеров, которые легко тратили деньги на роскошь: ему принадлежали огромные поместья, похожие на дворцы дома, замки, яхта, названная в честь дочери «Кристина О», остров и коллекции предметов искусства. В 1954 году Онассис за $34 тысячи приобрел фрегат Stormont и принялся его переделывать в плавающую резиденцию, на что потребовалось несколько миллионов долларов.

В результате получилась стометровая яхта, настоящий дворец. Там часто гостили политики вроде Черчилля, актрисы, бизнесмены и другие знаменитости, а временами и любовницы предпринимателя. Сейчас яхта выставлена на продажу, стоит она $32 млн. На остров Онассиса Скорпиос покупатель уже нашелся: не так давно он был продан за $126 млн. На острове было выстроено роскошное поместье «Розовый дом», где также гостили влиятельнейшие люди мира.

0a36031481fc96.jpg

О подходе Онассиса к работе сказано довольно много. В молодости он был настоящим трудоголиком и работал чуть ли не по 20 часов в сутки. Со временем столь глубокое вовлечение в бизнес уже не было нужно, вдобавок предприниматель научился делегировать полномочия многочисленным помощникам и заместителям, среди которых были и близкие родственники.

Биографы Онассиса единогласно называют его необычайно талантливым переговорщиком, который мог найти общий язык с любым человеком. Порой ему приписывают использование незаконных методов вроде подкупа и шантажа, но доказательств этому, похоже, нет. Весь бизнес Онассиса был построен на системе снижения издержек и минимальном упоминании его имени в официальных документах.

В разных источниках часто встречается придуманная предпринимателем схема уменьшения трат. Например, зарегистрированная в США компания владела кораблями Онассиса, но управлялась другими людьми — его родственниками. Главной целью американской компании было сдать судна в аренду панамской фирме того же владельца, которая и осуществляла перевозку по договоренности с нефтяными гигантами вроде Socony Oil. Схема позволяла предпринимателю сократить траты, в том числе и платить меньше налогов.

Онассис предпочитал не создавать больших компаний и не привлекать лишнего внимания. Во времена расцвета судовладельческий бизнес Онассиса представлял собой 85 компаний, каждая из них контролировала не больше 12 кораблей. Это помогало адаптироваться к особенностям некоторых стран и делало бизнес Онассиса менее уязвимым.

Закат империи

С 1970 года бизнес Онассиса постепенно приходил в упадок. Часть его танкеров простаивала из-за отсутствия клиентов, авиакомпания также находилась не в лучшем состоянии. Пресса винила во всем женитьбу на Жаклин Кеннеди, которая будто бы принесла предпринимателю несчастье. Впрочем, с тем, что бизнес Онассиса пришел в упадок, согласны не все: существует версия, что он зарабатывал около $230 тысяч в день. В Греции его положение могло ухудшиться, но уже в 1974 году, когда пал режим «черных полковников».

Что на Онассисе действительно отразилось, так это гибель в авиакатастрофе его сына Александра в 1973 году. Тот был отличным пилотом и руководил самолетом сам. Онассис не верил в произошедшее — он считал, что Александра убили, и предлагал крупную награду тому, кто найдет реального виновника. Дочь предпринимателя Кристина мало чем могла его порадовать: судя по всему, у нее были проблемы с наркотиками, и она, будучи замужем, заводила любовников, которых отец не одобрял.

a5cda8971d4832.jpg

После гибели сына Онассис впал в депрессию. Кроме того, он болел миастенией, и его состояние со временем все ухудшалось. Умер предприниматель в 1975 году. Его состояние, достигшее по некоторым оценкам $5 млрд, по завещанию было разделено между дочерью (она получила 55%) и открывшимся благотворительным фондом в память об Александре Онассисе.

Жаклин Кеннеди не была упомянута в завещании, но могла надеяться его оспорить и отсудить около 12%. Чтобы избежать тяжбы, Кристина выплатила ей около $20 млн. В 1988 году дочь Онассиса умерла, единственной наследницей денег стала ее дочь Афина. Она унаследовала несколько миллиардов долларов после достижения 18 лет в 2003 году.

Эмигрировав в молодости в Аргентину, Аристотель Онассис довольно быстро смог сколотить состояние, часто не выбирая методов для достижения целей. Империя Онассиса была построена во многом благодаря его авантюризму и умению договариваться с людьми и заводить знакомства. Ранняя смерть сына не позволила предпринимателю передать бизнес в надежные руки, но даже без наследия в виде успешной компании он остался в памяти людей, как блестящий предприниматель, известный своими авантюрами и любовными похождениями.

©  vc.ru