Avanpost: к 2017 г. российский рынок IDM вырастет в 10 раз
Компания Avanpost - российский разработчик систем идентификации и управления доступом к информационным ресурсам предприятия (IDM) – объявила долгосрочную стратегию, предусматривающую десятикратный рост российского рынка IDM в ближайшие пять лет, а к 2022 г. – увеличение его объема еще в 10 раз, а также полное изменение его структуры и драйверов роста.
Как сообщают в компании, в настоящее время первый этап развития российского рынка IDM завершается. Он характеризовался тем, что важность автоматизации функций IDM осознавала лишь небольшая часть наиболее крупных организаций, и именно на них были полностью ориентированы зарубежные поставщики IDM-решений, работающие в РФ и на постсоветстком пространстве. Однако сегодня такое положение вещей уже не удовлетворяет растущим потребностям российских предприятий. С одной стороны, аналитики рынка отмечают, что крупный бизнес фактически уже готов к массовому внедрению таких решений. С другой стороны, системы IDM устраняют целый ряд проблем, с которыми вплотную столкнулись предприятия сегмента СМБ. Фактически средний российский бизнес уже превратился в огромный невыявленный сегмент рынка IDM.
Среди проблем, которые стимулируют компании к внедрению IDM-решений, в Avanpost отмечают, в первую очередь, рост киберпреступности и использование злоумышленниками «дыр» в ИБ, возникающих вследствие ошибок управления доступом. Кроме того, в настоящее время практически все предприятия хранят и обрабатывают информацию в цифровом виде, используя десятки инфраструктурных- и бизнес-приложений различных типов. Естественно, что безошибочное и скоординированное управление вручную учетными записями и правами доступа во всех этих системах невозможно. И это при том, что подразделения ИБ уже тратят на эту работу до 70% времени.
Третий источник угроз связан с масштабным выходом информационных систем за границы предприятий. Среди наиболее важных примеров: системы ДБО и интернет-банкинга, аутсорсинг, работа предприятий в кластерах «электронного бизнеса». Наконец, новые риски создают и «облачные» Web-сервисы, и использование сотрудниками собственных мобильных устройств для работы с конфиденциальной корпоративной информацией: электронной почтой, хранилищами документов, интранет, различными бизнес-приложениями и др.
По оценкам компании Avanpost, в 2012 г. объем российского рынка IDM составит $60-70 млн. К концу 2013 г. вышеперечисленные тренды приведут к тому, что этот показатель увеличится не менее чем до $80 млн. При этом доля Avanpost вырастет с 1-2% (прогноз на конец 2012 г.) до 20%. К середине же 2014 г. компания планирует стать одним из ключевых вендоров на российском рынке ИБ и основным поставщиком IDM-решений для заказчиков, которые будут проводить IDM-внедрения в 2013-2015 гг. К 2017 г. объем рынка выйдет на уровень $700 млн.
Естественно, для реализации этого прогноза средний бизнес должен получить полнофункциональное IDM-решение, вписывающееся в жесткие временные и ресурсные ограничения. Программный комплекс (ПК) Avanpost 3.0 – это единственный на российском рынке продукт, полностью удовлетворяющий требованиям крупного и среднего бизнеса, заявляют разработчики решения. При этом ПК Avanpost отвечает требованиям ФСБ по управлению лицензиями и дистрибутивами, а также сертифицирован ФСТЭК, что значительно расширяет возможности применения этого ПО в госсекторе и ряде отраслей, а также позволяет использовать его в ИС персональных данных с наивысшими требованиями к их защите (до класса 1 включительно).
Именно поэтому краткосрочная стратегия Avanpost предусматривает активное развитие ПК Avanpost сразу по нескольким направлениям, которые теснее интегрируют IDM с важнейшими трендами в ИБ и ИТ в целом. Это: расширение функциональности; поддержка мобильных устройств и модели BYOD (Bring Your Own Device); создание коннекторов для интеграции функций ПК Avanpost с всевозможными бизнес-приложениями и элементами ИТ-инфраструктуры. При этом компания нацелена на обязательную сертификацию этого ПО на соответствие требованиям российского законодательства и основополагающих стандартов ИБ (включая ФЗ-152; СТО БР ИББС и PCI DSS). Важнейшей задачей компания Avanpost считает составление и популяризацию оригинальной методики внедрения IDM-решений, которая освобождает предприятие от необходимости предварительного формирования полной ролевой модели. Такая практика, хотя и является нормой сегодня, совершенно неприемлема для многих крупных и большинства средних организаций. В настоящее время методика Avanpost, экономящая время и средства заказчика, готова к «обкатке» на возможно большем числе реальных проектов разного масштаба.
Другой ключевой элемент новой стратегии Avanpost – отказ от эксклюзивных соглашений с интеграторами и переход на двухуровневую систему дистрибуции (классическая дистрибуция и партнерство с универсальными-, ИБ- и отраслевыми интеграторами). Уже сегодня заключено более десяти партнерских соглашений, еще несколько находятся на стадии подписания, а до конца года число партнеров Avanpost превысит два десятка. При этом партнерская программа Avanpost защищает маржу интегратора и для качественно работающей компании исключает возможность «продавливания» клиентом неприемлемой цены проекта под угрозой ухода к другому исполнителю.
Компания Avanpost и ее партнеры сконцентрируются на тех отраслях, где имеется наивысшая готовность к внедрению комплексных IDM-решений, необходимые ресурсы, а цена информации особенно высока. В ближайшие годы этим критериям будут отвечать: банковский сектор и страховые компании, предприятия нефтегазового сектора, инновационные компании и поддерживающие их инвестиционные организации. Особые целевые сегменты составляют небольшие компании – поставщики аутсорсинговых услуг для крупных предприятий, а также госструктуры, которым импонирует, что все разработки Avanpost являются полностью российскими, что они сертифицированы и полностью соответствуют действующему законодательству.
До конца 2013 г. инвестиции Avanpost составят $8-8,5 млн. Согласно первоначальному плану 30% этой суммы должна была выделить из заработанных средств компания Avanpost, а 70% – составить привлеченные средства. Однако динамика первых четырех месяцев, прошедших с момента изменения модели бизнеса Avanpost, показывает лучшие результаты, позволяющие компании прогнозировать повышение своей доли в инвестициях 2013 г. до 50%.
Дальнейшее развитие компании Avanpost опирается на прогноз, предусматривающий увеличение к концу 2017 г. объема российского рынка IDM в десять раз – по сравнению с 2013 г. По мнению компании, эту динамику обеспечит несколько факторов. Прежде всего, наряду с развитием уже сложившихся тенденций (дальнейший рост киберпреступности и мобильности) на первое место выйдут: ужесточение требований соответствия основополагающим стандартам ИБ, а также все более широкое использование предприятиями разного масштаба «облачных» сервисов.
Еще один значимый фактор связан со вступлением России в ВТО. Законодательство требует от иностранных компаний использовать при производстве продукции, поставляемой на наш рынок, порядка 60% местного сырья и комплектующих; это резко повысит распространенность кластерной модели бизнеса, стимулирующей внедрение систем IDM.
Среднесрочная стратегия компании Avanpost предусматривает интенсивную подготовку к особенностям этого периода. Так, уже в этом году запущен ряд перспективных проектов, среди которых особо отметим создание IDM-решения, рассчитанного на работу с «облачными» сервисами и гибридными архитектурами – как на стороне пользователя, так и у сервис-провайдеров. Предсерийный образец этого решения компания подготовит уже в 2013 г., не дожидаясь разработки и стандартизации общепринятой модели угроз для «облачных» сервисов. Кроме того, тогда же достигнет уровня промышленного решения еще одна ключевая разработка Avanpost — система трехфазной аутентификации, в которой интегрированы и традиционные механизмы идентификации, и системы физической безопасности и контроля местоположения пользователя. При этом ПК Avanpost будет поддерживать широкий набор механизмов идентификации, включая одноразовые пароли, SMS с паролями, биометрические технологии.
В 2017 г. характер развития рынка IDM вновь кардинально изменится и, по оценкам экспертов Avanpost, в современной форме он практически перестанет существовать. Новый виток развития будет связан с тем, что технологии и новые стандарты ИБ, влияющие на сегмент IDM, будут переориентированы на уровень физических лиц.
К драйверам этих изменений можно отнести сетевое хранение персональных данных, частной и юридически-значимой информации частных лиц, необходимость контролировать всевозможные информационные взаимодействия в социальных сетях и при создании всех видов генерируемого пользователями контента. При этом надо учитывать, что к тому времени практически каждый человек будет членом множества таких сетей, объединяющих людей по всевозможным признакам (профессии, социальному статусу, месту проживания, привычкам и мн. др.). Завершится и интеграция с соцсетями корпоративных интернет-сайтов и бизнес-приложений (в частности, HR, CRM, CMS и др.). Кроме того, технологии IDM распространятся на сферы фриланса и различных инновационных форм привлечения внешних интеллектуальных ресурсов к решению задач предприятия. При этом будет учитываться, что круг потенциальных партнеров компании не ограничен, взаимодействие может прерываться на неопределенное время, а внешний специалист должен получать доступ к ценной и конфиденциальной корпоративной информации (даже сотрудничая с другими организациями, включая прямых конкурентов). В этих условиях особую значимость приобретет юридическая значимость IDM и взаимодействие этих систем с различными механизмами управления репутацией. Развитие всех вышеуказанных технологий является основой долгосрочной стратегии Avanpost.
Компания рассчитывает, что эти процессы приведут к тому, что с 2017 по 2022 г. объем потребления IDM-технологий увеличится еще не менее чем в десять раз. Таким образом, по сравнению с 2012 г. российский рынок IDM вырастет в 100 раз.
«Российский рынок IDM кардинально отличается от рынков развитых стран. Если там IDM-решения уже используют 80% крупных организаций и 50% сегмента СМБ, то в нашей стране даже в сегменте Enterprise этот показатель не превышает 20%, а в среднем и малом бизнесе и вовсе равен нулю! Вместе с тем, огромная масса отечественных предприятий, двигаясь разными путями, вплотную подошла к необходимости внедрения ИБ-решений, нацеленных на проблематику IDM. Хотя сам этот термин многим из них пока не знаком, это создает прекрасные перспективы для нашей компании и для наших партнеров, ведь мы уже сейчас предлагаем единственный на рынке продукт, отвечающий всем требованиям большинства будущих заказчиков, – говорит Андрей Конусов, генеральный директор компании Avanpost. – Вместе с тем, мы ясно осознаем ответственность, которая лежит на поставщике системообразующего решения для всей отрасли IDM. Здесь нужен совершенно иной горизонт планирования, способность увязать инвестиционную программу и техническую политику с долгосрочными тенденциями в различных отраслях экономики. И все это должно совмещаться с живым чувством пульса рынка, хорошим пониманием текущих потребностей разных категорий заказчиков. Выбрав путь «правильного» вендора, мы взяли на себя эту ответственность. Уверен, что стратегия нашей компании позволит нашим партнерам и заказчикам на каждом этапе развития российского рынка IDM получать наилучшие решения – с точки зрения уровня технологий, экономики и инфраструктуры поддержки».
© CNews