"Сокращение бюджетов настолько же полезно одним разработчикам, насколько мучительно и даже катастрофично для других"

Андрей Конусов, компания AvanpostИнтервью с Андреем Конусовым, генеральным директором компании Avanpost.

- Как вы оцениваете результаты работы вашей компании в первой половине 2012 года? Как изменился объем бизнеса компании относительно аналогичного периода в прошлом году?

- В мае этого года в нашей компании произошли самые серьезные изменения с момента ее основания. Без преувеличения, всего за несколько месяцев эти изменения вывели Avanpost на совершенно новый уровень: компания привлекла инвестиции и поменяла модель бизнеса и, отказавшись от эксклюзивных соглашений с интеграторами, перешла на двухуровневую систему распространения, объединяющую использование каналов дистрибуции и партнерства с универсальными, ИБ- и отраслевыми интеграторами. Мы разработали долгосрочную стратегию, связывающую компанию с множеством тенденций на рынках ИТ, ИБ и в отраслях, где работают наши клиенты. Чтобы создать себе долгосрочные конкурентные преимущества, компания Avanpost расширила штат разработчиков и запустила длительные ресурсоемкие, но перспективные проекты R&D, результаты которых будут востребованы рынком только через несколько лет. Все это позволило нам стать перспективным российским вендором на рынке Identity Management (IDM).

На данный момент у нас уже заключено более десяти партнерских соглашений и еще несколько находятся на стадии подписания. Но мы не останавливаемся, и до конца этого года число наших партнеров должно перевалить за два десятка.

Все эти преобразования не самоцель, а ответ на особое состояние российского рынка IDM, объем которого в ближайшие годы увеличится на порядок, причем по объективным причинам именно у нашей компании есть все шансы захватить львиную долю новых пользователей. Мы обладаем продуктом ПК Avanpost, это наша собственная разработка, что открывает нам и нашим партнерам большие возможности. Это касается, например, выбора направления развития и скорости реализации новых функций. Так, один из наших главных приоритетов – это соответствие ключевым стандартам ИБ – международным и российским. Поэтому ПК Avanpost полностью отвечает требованиям российского законодательства и отраслевых стандартов в сфере ИБ (ФЗ-152, СТО БР ИББС, PCI DSS), а также требованиям ФСБ по управлению лицензиями и дистрибутивами СКЗИ.

И что не менее важно, заказчики получают качественную отечественную систему, которая по соотношению цены и качества не имеет аналогов на российском и западном рынках. Это единственная полнофункциональная IDM-система, которая по уровню затрат и длительности внедрения отвечает требованиям среднего бизнеса, а именно эти компании обеспечат тот рост рынка IDM, о котором я уже говорил.

Но есть и вполне осязаемые тактические результаты. С переходом на вендорскую модель наша компания резко увеличила объем бизнеса, совместно с партнерами запустила несколько пилотных внедрений и заложила фундамент роста в следующем году.

- Насколько актуальна для России проблема снижения потребительского спроса на ИТ, характерного для американского и европейского рынков? Почему?

- В настоящий момент наш ИТ-рынок испытывает разнонаправленные воздействия. С одной стороны, все мы знаем, что более 50% всего российского рынка ИТ приходится на государственных заказчиков, а у них, в связи со снижением цен на нефть и сокращением поступлений нефтяных доходов в бюджет, происходит сокращение расходов по всем направлениям, в том числе на ИТ. С другой стороны, сокращение бюджетов настолько же полезно одним разработчикам, насколько мучительно и даже катастрофично для других. Дело в том, что уменьшение финансирования подталкивает заказчиков отказываться от очень дорогих тяжелых решений и искать более бюджетные аналоги. Очень часто подобное изменение приводит к отказу от западных систем в пользу российских продуктов, которые имеют адекватную стоимость. Поэтому я позитивно оцениваю сокращение бюджетов и считаю, что оно способствует оздоровлению и развитию рынка.

Что же касается коммерческих организаций, то, по моему наблюдению, большинство компаний только наращивает финансирование действительно полезных ИТ-проектов, активно инвестирует в своё развитие – несмотря на нестихающие разговоры о второй волне финансового кризиса.

- Назовите основные проблемы для роста российского рынка. Возможно ли их преодоление в ближайшее время?

- На мой взгляд, рост рынка сдерживают шесть главных проблем: большая сырьевая и государственная зависимость российского рынка ИТ, отсутствие честной конкуренции и высокая коррумпированность рынка, доминирование интеграторской модели в ущерб продуктовой, слабая конкурентоспособность российских продуктов на мировом рынке (справедливости ради надо сказать, что выйти за пределы России пытаются очень немногие ИТ-компании), отсутствие комплексной системы взращивания и поддержки новых интересных ИТ-проектов. С одной стороны, венчурный конвейер, казалось бы, создан и работает. Но как мало стартапов! Как-то не верится, что вокруг нас совершенно нет носителей интересных и перспективных идей. Вероятно, что-то мешает им. Также надо отметить растущий дефицит квалифицированных инженеров, программистов, менеджеров в сфере высоких технологий и неспособность системы образования кардинально изменить эту ситуацию.

Все эти проблемы носят системный характер и для их решений требуется большая кропотливая и долгая работа. Пока я не вижу никаких улучшений, но искренне верю, что совместными усилиями профессионального ИТ-сообщества и государства эта ситуация начнет меняться.

- Какие факторы способствуют успешной работе на российском рынке ИТ на сегодняшний день? В чем вы видите точки роста российского рынка?

- Технологии и еще раз технологии! Хороший и качественный технологический продукт – это залог успеха. Однако он должен быть подкреплен грамотным управлением и профессиональным сервисом. Кроме этого, любое решение "устаревает", поэтому необходимо постоянно совершенствовать продукт, улучшать его характеристики в плане управления, использования и дизайна. Нужно идти не только в ногу с рынком, но и самому задавать тренд, чтобы на вас ориентировались.

- Какие рынки сейчас наиболее привлекательны для технологичных вендоров? Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес поставщиков ИТ к российскому рынку?

- Российский рынок еще далек от насыщения информационными технологиями, есть еще где развернуться поставщикам ИТ-решений и услуг.

В последние годы заметно увеличивается интерес к рынку информационной безопасности, и это понятно, так как все чаще мы слышим о хакерских атаках на информационные и вычислительные ресурсы различных организаций, о киберпреступности. Особенно киберкриминальная активность велика в финансовом секторе. Кроме того, проблемы существуют и внутри компаний, где необходимо организовать работу сотрудников так, чтобы конфиденциальная информация была защищена, а ее бесконтрольное распространение было невозможным. Это и рождает спрос на продукты и услуги в сфере информационной безопасности, соответственно, для вендоров данный рынок становится наиболее привлекательным, причем и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективах.

Еще одна перспективная ниша – это облачные сервисы. Особенно те, которые воплощают те или иные управленческие технологии. Ведь, пожалуй, только они делают такие технологии доступными предприятиям SMB, а в этом сегменте рынка ощущается управленческий голод.

- Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ИТ во второй половине года?

- По моим оценкам, 2012 год имеет все шансы продолжить динамику роста, наметившуюся в последние пару лет, и завершиться с ростом в 25-30%.

©  @Astera