Астрономы заметили странное исчезновение массивной звезды

Большой телескоп в Европейской южной обсерватории запечатлел таинственное исчезновение массивной звезды в карликовой галактике. Астрономы полагают, что это может говорить о том, что звезда стала менее яркой и частично скрыта пылью. Однако также у ученых есть еще одно, более захватывающее объяснение. Возможно, звезда коллапсирует в черную дыру без образования сверхновой.
Астрономы заметили странное исчезновение массивной звезды
ESO/L. Calçada

Массивная звезда, расположенная в карликовой галактике Кинмана, уже давно стоит «на учете» астрономов. В период с 2001 по 2011 наблюдения показали, что она находится на поздней стадии своей эволюции. Ученые из Ирландии, Чили и США хотели узнать больше о том, как очень массивные звезды заканчивают свою жизнь, и объект в галактике Кинмана казался идеальной мишенью. Однако когда исследователи направили телескоп ESO на звезду в 2019 году, они не смогли ее обнаружить.

Карликовая галактика Кинмана находится слишком далеко (примерно в 75 миллионах световых лет от нас), чтобы астрономы могли увидеть ее отдельные звезды, но они могут обнаружить сигнатуры некоторых из них. Так в течение 10 лет наблюдений ученые постоянно «видели» голубую переменную звезду высокой светимости примерно в 2,5 миллиона раз ярче Солнца. Такие звезды обычно нестабильны, так как демонстрируют случайные сдвиги в спектрах яркости. Но в прошлом году сигнатуры пропали.

В 2019 году ученые решили исследовать звезду с помощью приемника ESPRESSO. Но они не смогли найти признаков, которые ранее указывали на присутствие светящейся звезды. Несколько месяцев спустя группа попробовала инструмент X-shooter и снова не нашла никаких следов.

В поисках ответа команда решила заглянуть в прошлое и обратилась старым данным, собранным с помощью X-shooter. В научном архиве ESO ученые смогли найти данные этого объекта, полученные в 2002 и 2009 годах. Эти старые наблюдения указывали на то, что звезда в карликовой галактике Кинмана могла переживать сильную вспышку, которая, вероятно, закончился где-то после 2011 года. Голубые звезды высокой светимости могут испытывать гигантские вспышки в течение всей своей жизни, в результате чего скорость потери их массы и «блеск» резко возрастают.

Основываясь на наблюдениях и моделях, астрономы предложили два объяснения исчезновения звезды: вспышка могла привести к тому, что звезда трансформировалась в менее яркую звезду, которая могла быть частично скрыта пылью; звезда, возможно, схлопнулась в черную дыру. Ученые отмечают, что наблюдение за такими процессами станет намного проще и эффективней, когда будет запущен Чрезвычайно Большой телескоп ESO (ELT) в 2025 году.