Астрономы впервые наблюдали гибель звезды в реальном времени

22.10.2021, 19:25
Космический телескоп НАСА Хаббл недавно предоставил астрономам беспрецедентное, всеобъемлющее представление о первых моментах катастрофической гибели звезды. Данные Хаббла в сочетании с другими наблюдениями за агонией обреченной звезды позволят астрономам лучше предсказывать то, какие звезды находятся на грани превращения в сверхновую.
Астрономы впервые наблюдали гибель звезды в реальном времени

«Раньше мы говорили о работе со сверхновыми, как о работе следователя на месте преступления, где мы появлялись постфактум и пытались выяснить, что случилось с конкретной звездой», — объяснил Райан Фоули из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, руководитель организации команда, которая сделала недавнее открытие. «Но перед нами совсем другая ситуация, потому что мы действительно знаем, что происходит, и можем наблюдать весь процесс в реальном времени».

Сверхновая, получившая название SN 2020fqv, находится во взаимодействующих галактиках, расположенных примерно в 60 миллионах световых лет от нас в созвездии Девы. Она была обнаружена в апреле 2020 года сотрудниками Паломарской обсерватории в Сан-Диего, Калифорния. Астрономы отмечаются, что одновременно с этим сверхновая наблюдалась спутником TESS, предназначенным в первую очередь для обнаружения экзопланет и ряда других космических объектов.

Сложив результаты наблюдений с Земли и со спутника, ученые получили первое целостное изображение звезды на самой ранней стадии разрушения. Хаббл исследовал околозвездный материал (т.е. вещество в непосредственной близости от светила) всего через несколько часов после взрыва. Эти наблюдения позволили астрономам понять, что происходило со звездой незадолго до ее смерти.

За годы до того, как звезды взорвутся, они, как правило, становятся более активными. Некоторые астрономы указывают на красный сверхгигант Бетельгейзе, который недавно начал извергать значительное количество вещества, и задаются вопросом, станет ли эта звезда сверхновой в обозримом будущем.

Взрыв сверхновой — это мощнейший поток звездного вещества и волны излучения, а потому изучение этих колоссальных явлений в будущем (как, впрочем, и в настоящем) может сыграть чрезвычайно важную роль как для астрономии в целом, так и для расчета прикладных стратегий космических перелетов и миссий кораблей.