Астрономы увидели столкновения облаков в межзвездном пузыре

Космос
Источник: Unsplash

В 2003 году визуальный осмотр изображений, полученных с Galactic Legacy Infrared Mid-Plane Survey Extraordinaire (GLIMPSE), выявил существование большого количества полных или частичных кольцевых структур в космосе. Астрономы предполагают, что эти кольца — проекции трехмерных оболочек, и поэтому называют их пузырями.

По данным Phys.org, N59 — это пузырь в среднем инфракрасном диапазоне, впервые обнаруженный в 2006 году. Он расположен в первом галактическом квадранте на среднем расстоянии около 15 200 световых лет от Земли. Расположение N59 близко к точке встречи галактического бара и спирального рукава (рукава Щита-Центавра), где существует мини-область звездообразования, обозначенная как W43.

Предыдущие исследования показали, что образование этого мини-звездообразования может быть результатом столкновения газовых потоков из перемычки и рукава. Это позволяет предположить, что аналогичный пузырь N59 может иметь то же происхождение, что и W43.

Чтобы получить более подробную информацию о происхождении и свойствах N59, группа астрономов под руководством Энь Чена из Университета Гуанчжоу в Китае использовала 13,7-метровый однозеркальный миллиметровый телескоп PMO для проведения наблюдений за этим пузырем в рамках проекта «Свиток изображений Млечного Пути» (MWISP).

Составное изображение пузыря N59.
Составное изображение пузыря N59.Источник: phys.org

Наблюдения позволили команде Чена разложить газ в N59 на четыре компонента скорости, которые получили названия Облака A, B, C и D. Ученые обнаружили четыре процесса столкновения облаков с участием этих облаков. Так называемые процессы столкновения облаков с облаками (CCC) могут инициировать звездообразование в различных диапазонах масс — от молодых звездных объектов малой массы (YSO) до массивных звезд типа OB.

«Происходит четыре процесса столкновения облаков, в которых участвуют следующие компоненты скорости: столкновение между облаком A и облаком B со скоростью 10 км/с, столкновение между облаком A и облаком C со скоростью 18 км/с, столкновение между облаком C и облаком D со скоростью 6 км/с и столкновение между облаком A и облаком D со скоростью 24 км/с», — пишут специалисты.

Исследование показало, что Облако B столкнулось с Облаком A, создав отчетливую полость в форме U в Облаке A и вызвав образование по меньшей мере пяти групп YSO. Столкновение Облака C и A создало большую полость в форме U к западу от Облака A и вызвало образование по меньшей мере трех групп YSO и трех массивных звезд.

Кроме того, результаты показывают, что Облако C могло столкнуться с Облаком A и Облаком D одновременно, что вместе вызвало образование одной группы YSO. Также оказалось, что столкновение Облака A и D привело к образованию массивной звезды спектрального типа O9.5V с расширяющейся областью ионизированного атомарного водорода.

Таким образом, на основании собранных данных ученые предполагают, что пузырь N59 представляет собой активную область звездообразования, вызванную многочисленными столкновениями облаков.

Ранее эксперты NASA показали прототип телескопа для изучения гравитационных волн.