Астрономы раскрыли риски для потенциально обитаемых планет

Красный карлик производит серию мощных вспышек
Красный карлик производит серию мощных вспышекИсточник: Scott Wiessinger / NASA

Астрономы обнаружили, что красные карлики могут производить звездные вспышки, несущие высочайшие уровни дальнего ультрафиолетового излучения. Открытие предполагает, что интенсивное УФ-воздействие этих вспышек может значительно повлиять на возможность существования жизни на планетах, расположенных рядом с красными карликами. Об этом пишет Phys.org.

«Считалось, что лишь немногие звезды генерируют достаточно ультрафиолетового излучения посредством вспышек, чтобы повлиять на пригодность планет для жизни. Наши результаты показывают, что гораздо больше звезд могут обладать такой способностью», — уточняет специалист Вера Бергер, которая руководила исследованием, работая в Гавайском университете. Сейчас эксперт работает в Кембриджском университете.

Бергер и ее команда использовали архивные данные космического телескопа GALEX для поиска вспышек среди 300 000 ближайших звезд. GALEX — это ныне закрытая миссия NASA, которая одновременно наблюдала большую часть неба в ближнем и дальнем ультрафиолетовом диапазоне с 2003 по 2013 год. Используя новые вычислительные методы, команда извлекла полезные выводы из этих данных.

«Объединение современных компьютерных мощностей с гигабайтами наблюдений, полученных за десятилетие, позволило нам искать вспышки на тысячах соседних звезд», — комментирует соавтор исследования доктор Майкл Такер из Университета штата Огайо.

По словам ученых, ультрафиолетовое излучение от звездных вспышек может либо разрушать атмосферы планет, угрожая их способности поддерживать жизнь, либо способствовать образованию строительных блоков РНК, которые необходимы для зарождения жизни.

Исследование ученых ставит под сомнение существующие модели звездных вспышек и знания об обитаемости экзопланет. Оно показывает, что излучение в дальнем ультрафиолетовом диапазоне от вспышек в среднем в три раза энергичнее, чем обычно предполагается, и может в двенадцать раз превышать ожидаемые уровни энергии. Точная причина этого более сильного дальнего УФ-излучения остается неясной. Команда полагает, что оно может быть связано с тем, что излучение вспышки концентрируется на определенных длинах волн, что указывает на присутствие таких атомов, как углерод и азот.

«Это исследование изменило представление об окружении звезд, менее массивных, чем наше Солнце, которые излучают очень мало ультрафиолетового света за исключением вспышек», — говорит соавтор Джейсон Хинкль. По словам эксперта, для лучшего понимания УФ-излучения звезд необходимо изучить больше данных, полученных с помощью космических телескопов.

Ранее астрономы открыли новый мир размером с Землю. Экзопланета вращается вокруг ультрахолодного красного карлика. Подробнее об открытии ученых узнаете в другом материале Hi-Tech Mail.