Астрономы призывают запретить космическую рекламу

[unable to retrieve full-text content]

В последнее время астрономы всё чаще выражают обеспокоенность по поводу нового потенциального источника светового загрязнения — рекламы в космосе. На 245-м заседании Американского астрономического общества (AAS) была представлена резолюция, призывающая ввести запрет на «навязчивую космическую рекламу», которая может помешать наземным астрономическим наблюдениям.

Согласно федеральному законодательству США, «навязчивая космическая реклама» определяется как «реклама в космическом пространстве, которую человек может распознать с поверхности Земли без помощи телескопа или других технологических устройств». В США такая реклама уже запрещена — федеральный закон не позволяет выдавать лицензии на запуск миссий с полезной нагрузкой, предназначенной для космической рекламы.

startrocket_large.jpg Компания StartRocket предложила развернуть спутники, способные отображать корпоративные логотипы или другую рекламу, видимую с Земли. Иллюстрация: StartRocket

Несмотря на действующий в США запрет, Джон Барентин из компании Dark Sky Consulting, член Комитета AAS по защите астрономии и космической среды (COMPASSE), выразил растущую обеспокоенность тем, что компании из других стран могут запустить навязчивую космическую рекламу. «Соблазн настолько велик, что я не могу представить, что никто не попытается это сделать. Я думаю, что коммерческая ценность подтолкнёт кого-нибудь к этому», — заявил он.

Хотя Барентин не знает о каких-либо неминуемых проектах космической рекламы, он упомянул российскую компанию Avant Space. В апреле 2024 года эта компания запустила 3U кубсат, предназначенный для тестирования технологий будущего созвездия спутников, которые смогут маневрировать на орбите и проецировать лазерами логотипы или другие изображения для рекламодателей. По словам Барентина, «их технологическая демонстрация, насколько известно, была успешной».

Ещё одна российская компания, StartRocket, в 2019 году объявила о контракте с российским подразделением PepsiCo на продвижение энергетического напитка с помощью космической рекламы. Планировалось использовать флот малых спутников с майларовыми парусами для отражения солнечного света и формирования логотипа. Однако штаб-квартира PepsiCo в США заявила, что не будет продолжать такую рекламу после проведения «исследовательского теста» с использованием высотного аэростата.

AAS в своём заявлении призвало к глобальному запрету навязчивой космической рекламы «посредством соответствующей международной конвенции, договора или закона» и призвало делегацию США в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) выступить за такой запрет.

Барентин выразил надежду, что США в КОПУОС «будут активно продвигать этот вопрос и попытаются установить, по крайней мере, норму в международном сообществе не заниматься этой формой рекламы».

©  iXBT