Астрономы предложили пересмотреть определение планеты

Понятие планеты на протяжении веков оставалось неопределенным, сообщает New Atlas. В разные эпохи планетами, лунами и даже астероидами называли одни и те же небесные тела. Необходимость в точном определении возникла в 1990-х годах и обострилась в начале 2000-х с открытием в поясе Койпера множества объектов, сопоставимых по размеру с Плутоном.

В 2006 году Международный астрономический союз (МАС), наконец-то установил определение планеты. И оно было почти преднамеренно разработано, чтобы исключить Плутон. Ведь если считать Плутон планетой, то в нашей Солнечной системе технически может быть десятки, даже сотни планет.

Плутон был исключен из клуба планет из-за изменения определения.
Плутон был исключен из клуба планет из-за изменения определения.Источник: NASA/JHUAPL/SwRI

Чтобы объект соответствовал официальному определению планеты, установленному МАС, он должен был удовлетворять трем критериям:

• вращаться по орбите вокруг Солнца (это исключает все луны);
  • иметь достаточную массу, чтобы стать приблизительно круглым (это исключает все астероиды);
  • очищать окрестности своей орбиты (это исключает Плутон и все остальное в поясе Койпера).

С самого начала это определение вызывало сомнения. Третий пункт, в частности, ученые назвали «неопределенным». Непонятно, что подразумевается под «очисткой орбиты». Если понимать это буквально, то планет не существует, потому что ни одна планета не очищает свою орбиту.

Еще одна проблема заключается в том, что текущее определение сильно сосредоточено на Солнечной системе, утверждая, что планета должна вращаться вокруг Солнца. Но в последние годы астрономы обнаружили более 5000 планет, вращающихся вокруг других звезд. Поэтому группа ученых предлагает новое определение, которое не только учитывает это, но и упрощает критерии.

Согласно новому определению, планета — это небесное тело, которое:

• вращается вокруг одной или нескольких звезд, коричневых карликов или звездных остатков;
  • имеет массу более 1023 кг;
  • имеет массу менее 13 масс Юпитера (2,5×1028 кг).

Новое определение охватывает не только нашу Солнечную систему, но и планеты вокруг других звезд, коричневых карликов и остатков звезд. Ключевым критерием новой классификации является масса планеты. Считается, что объект массой более 1023 кг под действием собственной гравитации приобретает сферическую форму.

Те, кто надеялся, что Плутон снова станет полноценной планетой, разочаруются: его масса чуть меньше требуемого предела, в то время как Меркурий проходит по грани.

Новый нижний предел массы позволяет точнее интерпретировать условие «очистил свою орбиту». Объекты массой более 1023 кг становятся гравитационно доминирующими, очищая окрестности своей орбиты. Все планеты Солнечной системы удовлетворяют этому критерию, в отличие от карликовых планет и астероидов.

И наконец, новое определение устанавливает верхний предел размера планеты. Некоторые планеты настолько огромны, что их гравитация запускает термоядерный синтез дейтерия в их ядрах, превращая их в нечто среднее между планетами и звездами. Считается, что это начинает происходить с объектами массой более 13 Юпитеров.

Ученые планируют официально предложить новое определение на Генеральной ассамблее МАС в августе этого года.

Между тем, новое исследование подтвердило факт столкновения крупного тела с Луной и показало, когда именно это произошло.