Астрономы показали, как скалистые экзопланеты могут создавать атмосферы с парами воды

Ученые предложили новый механизм, при помощи которого землеподобные экзопланеты могут создавать воздушные оболочки, содержащие водяной пар, и сохранять их на протяжении миллионов лет.
Астрономы показали, как скалистые экзопланеты могут создавать атмосферы с парами воды

Многие скалистые экзопланеты не имеют атмосферы — вероятнее всего, ее «сдул» звездный ветер. Теперь астрономы выдвинули гипотезу, согласно которой такие небесные тела могли бы сами создать себе воздушную оболочку из водяного пара

По мере того как телескопы фиксируют все больше и больше экзопланет, ученые пытаются выяснить, как они могут выглядеть. Как правило, данные наблюдений могут рассказать нам о размере экзопланеты, ее близости к своей звезде и о том, какую массу она имеет. Чтобы получить больше информации об этих небесных телах, астрономы должны экстраполировать на экзопланеты знания о Земле и других небесных телах нашей Солнечной системы.

Однако большая часть найденных телескопами экзопланет не похожа на то, что мы видим в Солнечной системе. Например, исследователи выяснили, что на орбитах звезд довольно часто встречаются экзопланеты типа «мини-Нептун» или скалистые тела без атмосферы. Вероятнее всего, такие скалистые планеты изначально были покрыты газовой оболочкой из водорода, которую потом сдул звездный ветер.

Авторы нового исследования показали, что океаны расплавленных пород могут помочь скалистой экзопланете восстановить утерянную оболочку. Согласно ученым, магма может поглощать водород из атмосферы и окислять этот газ с образованием воды. Ее часть может попасть в первичную водородную оболочку, но гораздо больше остается в магме.

Когда звезда сдувает атмосферу у такой планеты, она может восстановить ее, освобождая запасенную воду. В результате вокруг небесного тела формируется оболочка из водяного пара и других соединений, выделяемых расплавленными породами.

Существует несколько способов проверить эту гипотезу. Космический телескоп «Джеймс Уэбб», который астрономы планируют запустить в конце этого года,  сможет проводить измерения состава атмосферы экзопланеты. Если он обнаружит объекты, атмосфера которых содержит воду, это будет одним из сигналов того, что гипотеза верна.

Статья ученых опубликована в The Astrophysical Journal Letters.