Астрономы нашли самую маленькую звёздочку

290cc2253f84d8a298667fcc79365683_ce_1053

Международная группа астрономов опубликовала в журнале Astronomy & Astrophysics отчёт об открытии самой маленькой из известных звёзд главной последовательности Герцшпрунга — Рассела.

В мозге нашли 11 измерений

Задачка, с которой справляется только 10% выпускников

Кроху удалось обнаружить с помощью метода, который обычно используют для поиска экзопланет: астрономы долго наблюдают за звездой, вокруг которой, предположительно, вращается другое тело, и регистрируют короткие изменения светимости звезды, возникающие, когда планета проходит по её диску.

Маленькая звезда EBLM J0555−57Ab вращается вокруг более массивной, похоже на наше Солнце EBLM J0555−57A; сначала её приняли за экзопланету, и только измерение массы показало, что это хоть и маленькая, но звезда — красный карлик.

Массу EBLM J0555−57Ab оценили примерно в 85 масс Юпитера. Чуть-чуть меньше — и в ядре звезды не смогла бы начаться термоядерная реакция синтеза гелия из водорода, и вместо красного карлика она была бы карликом коричневым, быстро исчерпала бы запасы лёгких элементов и остыла. Но её массы как раз хватило для того, чтобы главным источником выделяемого ей тепла стал водородный синтез гелия; звёзды, которые «питаются» водородным топливом, принято называть звёздами главной последовательности диаграммы Герцшпрунга — Рассела.

Радиус EBLM J0555−57Ab сравним с радиусом Сатурна, что примерно в 12 раз меньше солнечного радиуса и всего вдесятеро больше земного радиуса. Звезда, в ядре которой идёт реакция синтеза гелия, не может быть меньше; рекорд EBLM J0555−57Ab бьют только нейтронные звёзды — очень плотные остатки взрывов сверхновых, внутри которых нет ни водорода, ни гелия, ни вообще атомов: нейтронные звёзды состоят из очень плотной массы нейтронов и других фундаментальных частиц. Диаметр нейтронных звёзд редко превышает несколько десятков километров, а масса — полторы-две солнечных.

Маленькие и неяркие звёзды считаются идеальными кандидатами в центры планетных систем, на которых может обнаружиться жизнь. Звезда TRAPPIST-1, возле которой в прошлом году нашли семь землеподобных планет, — тоже красный карлик, хотя и более массивный, чем EBLM J0555−57Ab, и большего радиуcа — 85 тысяч километров вместо 58.