Астрономы нашли самую древнюю спиральную галактику

82b6880821faa08e76f66d759f881d79_ce_800x

Возраст галактики A1689B11 составляет 11 миллиардов лет; она возникла всего лишь через 2,6 млрд лет после Большого взрыва. Это спиральная галактика (наш Млечный путь относится к этому же типу). В центре у таких галактик утолщение (балдж), из которого простираются закрученные в спираль рукава, образованные из звездных скоплений, молодых звезд и межзвездного вещества. Рукава образуют диск спиральной галактики.

Спиральные галактики — самые распространенные во Вселенной. По заключению группы астрономов, статья которых принята к публикации журналом The Astrophysical Journal, A1689B11 — самая древняя из них.

Мы теряем мозг: выживает глупейший

Квантовый эксперимент в космосе доказал: реальность — это вопрос личного выбора

Возраст галактики оценивали, опираясь на данные телескопов обсерватории «Джемини». Вообще-то A1689B11 слишком далека от Земли и слишком заслонена другими излучающими объектами, чтобы ее можно было разглядеть в наши телескопы, но она видна благодаря гравитационной линзе — галактическому скоплению Abell 1689. Его гравитация так велика, что изменяет траекторию света, проходящего мимо него — также как обычная линза преломляет свет. Abell 1689 находится на одной прямой между Солнечной системой и галактикой A1689B11, поэтому свет галактики, преломляясь в гравитационной линзе, улавливают земные приборы.

Скорость звездообразования в A1689B11 составляет 22 солнечные массы в год; сама галактика по сравнению с другими того же типа прохладна и невелика. Сейчас до нас дошел свет звезд A1689B11, вспыхнувших 11 миллиардов лет назад. Астрономам редко удается заглянуть так далеко в прошлое Вселенной; ученые надеются, что дальнейшие наблюдения за A1689B11 позволят разобраться в процессах формирования спиральных галактик.