Астрономы нашли экзопланету, похожую на Землю, но гораздо горячее. Главные новости науки сегодняшнего дня

06.12.2021, 20:57
Новости 6 декабря. Космический телескоп NASA TESS обнаружил каменную планету, радиус которой составляет половину радиуса Земли, а масса 72% земной, но там слишком жарко. Наблюдения экзопланет-гигантов показали, что они сформировались в 5 раз быстрее, чем Юпитер. Астрономы с помощью телескопа ALMA нашли новый способ обнаружения экзопланет: по следу на мусорном диске
Владимир Губайловский
Астрономы нашли экзопланету, похожую на Землю, но гораздо горячее. Главные новости науки сегодняшнего дня
GJ 367b. NASA Images/Shutterstock

Совсем недавно нам казалось, что наша планетная система единственная. Сегодня мы открываем все новые экзопланеты, и это дает возможность понять, в чем Солнечная система уникальна, а в чем — совершенно обычная

Космический телескоп NASA TESS обнаружил каменную планету земного типа в рамках программы «вторая Земля». Планета получила номер GJ 367b. Ее родительская звезда находится на расстоянии 31 световой год от Солнца. Период обращения (год) планеты составляет всего 8 часов. Это каменная планета. Ее радиус примерно в два раза меньше, чем у Земли (как у Марса, примерно), а масса — 72% земной. То есть планета состоит практически полностью из плотного ядра. Из-за близости к родительской звезде на поверхности планеты очень жарко — примерно 1500 градусов. Там плавится камень и железо. Есть предположение, что GJ 367b была когда-то была планетой-гигантом, но из-за близости к звезде ее атмосфера сгорела. Обнаружение этой планеты показывает, что уже современные методы позволяют находить такие небольшие планеты, но пока только близкие к родительским звездам. Следующий шаг — научиться надежно обнаруживать планеты земного типа в зоне обитаемости: достаточно далеко от звезды, чтобы на поверхности планеты могла оставаться жидкая вода.

1500 градусов — это не рекорд. Астрономы NASA обнаружили планету TOI-2109b, которая получила классификацию: сверхгорячий Юпитер. Ее период обращения — 16 часов. На ее поверхности температура превышает 3000 градусов. Если на GJ 367b можно себе представить реки расплавленного железа, то на TOI-2109b, наверно, идут железные дожди. Очень скоро (по космическим меркам) эта планета погибнет. «Через один или два года, если нам повезет, мы сможем отследить, как планета приближается к своей звезде», — говорит астроном Ян Вонг из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА. — «В течение нашей жизни мы не увидим, как планета упадет на свою звезду. Но всего через 10 миллионов лет, и ее скорее всего не станет».

Международная группа ученых смогла измерить массы планет-гигантов системы V1298 Тау. Возраст планет — всего 20 миллионов лет. Вероятно, эти небесные тела уже достигли своего окончательного размера. Массы и радиусы этих экзопланет очень похожи на Юпитер или Нептун. Но астрономы были убеждены, что на формирование планет-гигантов уходит по крайней мере 100 миллионов лет. И таких молодых экзопланет-гигантов пока не находили. Но возможно, это связано не с тем, что их мало, а с трудностью наблюдения: молодые звезды активны и здорово мешают как следует разглядеть их планетные системы. Если такое ускоренное формирование планет-гигантов — обычное дело, то нам придется по-новому взглянуть на эволюцию и нашей Солнечной системы.

Астрономы все время изобретают новые методы наблюдения экзопланет. Вот еще один. Ученые использовали телескоп ALMA для изучения мусорного диска вокруг звезды HD 206893, находящейся на расстоянии около 135 световых лет от Солнца. При формировании планетной системы вокруг звезды вращается огромное количество самого разного и каменного, и газопылевого мусора. Постепенно он формирует планеты, собирается в кольца или улетает в межзвездное пространство. Но часть этого мусора все равно остается. Планета, вращаясь вокруг HD 206893, расчистила себе траекторию, и это кольцо на расстоянии около 60 а.е. от родительской звезды астрономы увидели в телескоп. По размерам кольца установили размеры планеты: примерно полтора радиуса Юпитера.