Астрономы декодировали странный сигнал из необычной звездной системы

Ученые обнаружили систему, состоящую из двух звезд и коричневого карлика, вращающегося очень близко к одной из них.
small-logo4.svg
Редакция ПМ
27 июня 2019 13:35

Астрономы декодировали странный сигнал из необычной звездной системы
Другой коричневый карлик, вращающийся на более далеком расстоянии от своей звезды (чем NGTS-7Ab), в иллюстрации NASA

Речь идет об объекте NGTS-7, который для большинства телескопов выглядит как одна звезда. Исследователи из Уорикского университета начали наблюдать за объектом потому, что, как казалось, он производит вспышки; при более детальном изучении, однако, ученые заметили, что свет звезды на короткое время тускнеет каждые 16,2 часа. Специалисты обнаружили, что NGTS-7 в действительности включает две схожие по размерам звезды и что тускнеет подобным образом только одна из них — последнее наводит на предположение, что темное вращается рядом с ее поверхностью. В качестве объяснения исследователи предположили, что вокруг данной звезды вращается коричневый карлик — на такой близкой орбите, что ему требуется всего 16,2 часа для совершения оборота.

Чтобы декодировать необычный сигнал из NGTS-7, ученые использовали технику, схожую с той, которая используется для поиска экзопланет — транзитной фотометрией: они оценивали, как падает светимость, когда коричневый карлик проходит между звездой и Землей. По словам исследователей, детектировать данную систему было несложно, учитывая небольшие размеры звезды и относительно крупные размеры коричневого карлика: «транзитный сигнал», как отмечается, был намного сильнее, чем в случае с типичной экзопланетой. При этом, однако, детектированный сигнал нужно расшифровать — что не так просто, так как транзитные сигналы коричневых карликов довольно странные. «Обычно температура коричневого карлика — что-то среднее между умеренно теплой водой, что представлялось бы нам в черном цвете, и костром, который бы светился тускло красным, — объясняет Хью Осборн, исследователь, который не участвовал в работе. — В случае с данной системой коричневый карлик нагревается звездой, вокруг которой вращается, что означает, что его дневная сторона будет видеться огненно-красной. Ночная же сторона будет темнее, однако некоторое тепло забирают ветры, нагревая ее». Как отмечает Осборн, специалистам надо учесть много различных факторов, чтобы определить, что же именно они наблюдают. Найденный коричневый карлик (получивший название NGTS-7Ab), как отмечается, удивляет очень близким расположением к звезде, вокруг которой обращается; кроме того, как обнаружили ученые, он, по‑видимому, идеально с ней сихронизирован.

Со временем, согласно исследователям, из-за магнитных сил звезды орбита коричневого карлика уменьшится и транзиты будут происходить еще более часто. В итоге, в не очень далеком будущем (по космическим меркам), как полагают ученые, коричневый карлик должен будет упасть на звезду.

Препринт работы, посвященной новому исследованию, доступен на сайте arXiv. Кратко о результатах сообщается в материале на сайте LiveScience.

27 июня 2019 13:35