Ask.me. История о попытках найти себя
Сегодня я хочу рассказать о своем первом опыте создания приложения, о радостях встречавшихся на пути и в тоже время трудностях, сложностях, подводных камнях.
По образованию я прикладной информатик, но реальных знаний по IT всегда не хватало, а предыдущего опыта работы практически не было. Правда, до этого я работал над созданием торгового порталa, что конечно расширило мои познания и принесло определённый опыт.
Идея создать приложение родилась во второй половине 2014 года. Изначально она была проста и в чем-то примитивна — помочь людям более удачно совершать покупки. Что-то наподобие социальной сети, где каждый мог бы выложить фото того, что собирается приобрести, и одновременно с этим спросить мнение друзей или сообщества, выслушать замечания, пожелания и характеристики данного товара.
Первые идеи как обычно бывает, оказались далеки от того что возникло в финале.
Первые наброски по дизайну.
Все картинки кликабельны.
После быстрого анализа рынка (простой поиск похожих приложений через Appstore и анализ отзывов пользователей) стало понятно, что идея требует кардинальных изменений, дополнений и переработки. Спустя два месяца долгих споров и раздумий она была окончательно сформирована, сформулирована и записана как концепция.
На этом этапе, понимание и опыт в данной сфере, могли подсказать только то, что нужно Тех. Задание, разработчики, презентация для инвесторов и собственно сами реальные инвесторы.
Никакого практического понимания как создаются приложения, сколько это стоит и сколько занимает времени, как их раскручивать, где и как искать деньги у нас не было, а если и было то очень приблизительное. Но нас это никак не смущало. Я начал с концепции и ТЗ, а сестра параллельно занялась поиском инвесторов, которых на первых порах искала среди знакомых и друзей семьи.
Мое Техническое задание было написано в соответствии с требования к ТЗ которые я нашел через Google и включало в себя следующие разделы:
1. Вступление — это краткая характеристика самого документа. О чем он, кто составители и тд.
2. Идея — это подробное описание самой идеи.
3. Основные задачи — задачи которые должен решать проект.
4. Основные пользователи — описание целевой аудитории проекта.
5. Рамки проекта — кратко описывается функционал, возможности пользователей, требования к дизайну и тд.
6. Карта приложения — карта на которой схематично обозначены все страницы приложения и переходы между ними.
7. Шаблоны страниц — самый большой раздел ТЗ с подробным описанием каждой страницы приложения, элементов расположенных на ней, переходов, функций и тд.
В общей сложности ТЗ расположилось на 36 страницах:
Карта приложения из ТЗ:
На написание первых набросков по ТЗ и эскизов дизайна ушло около двух недель. За это время сестра заручилась словесными обещаниями знакомых об их участии в проекте, а перед мной встал вопрос о поиске разработчиков приложения. Было понятно, что такой проект я в одиночку не потяну, ни по масштабам, ни по глубине знаний.
Первая попытка найти разработчиков оказалась неудачной, — точнее самих разработчиков мы нашли, но вот такая задача оказалась им не под силу, ни по объему, ни по качеству!
Но, мы все-таки рискнули и договорились о сборке с минимальным функционалом под Android.
Далее был месяц разработки и доработки ТЗ и дизайна, и в конце июля первая сборка была готова. Однако качество работы, мягко выражаясь, было плохим, это было что-то приблизительно напоминающее наше представление о проекте, к тому же с кучей багов, в лучшем случае сборка тянула на очень примитивный прототип.
И тут мы совершили большую ошибку, и все-таки показали этот прототип нашим инвесторам, хотя прекрасно понимали низкое качество проделанной работы. Инвесторы, как выяснилось, — дело тонкое! После просмотра они практически потеряли к НАМ интерес и к Нашему проекту тоже, видимо решили не рисковать. Таким образом, до подписания каких-либо договоров дело так и не дошло.
Без финансирования проект ожидало закрытие, это было однозначно, но неожиданно удача улыбнулась нам!
Мы обратились к хорошему другу нашей семьи, который выслушал нас, просмотрел презентацию и согласился инвестировать в проект 60 тысяч $ (1 млн 900 тысяч рублей на тот момент) за 30% доли в приложении.
Это был подарок судьбы, мы о таком даже не мечтали!
После соблюдения всех формальностей и получения средств мы приступили к поиску разработчиков способных воплотить проект на должном уровне и в сжатые сроки. Неделя ушла на перевод ТЗ и всех сопутствующих материалов на английский язык. Далее я сформировал список компаний найденных через Google или по советам знакомых, а за тем разослал всем письма с короткой версией ТЗ.
Кто-то отвечал сразу, кому-то приходилось писать по три раза, кто-то не ответил вообще. После первого анализа от компаний я отсылал им подробное ТЗ с эскизами дизайна, и просил примерно оценить стоимость со сроками. Надо сказать что разные компании одно и тоже ТЗ оценивали совершенно по разному, однако определенную ценовую шкалу можно было сформировать. Компании из США были самыми дорогими и называли стоимость разработки от 40 до 100 тысяч $. В Cofa Media из San Diego вообще сказали, что только 5 тысяч $ надо заплатить за предварительную оценку проекта. Единственная компания на Украине к которой я обращался назвала сумму в 40 тысяч $. Белорусы и Россияне оказались в среднем в два раза дешевле Американцев и называли суммы от 20 до 40 тысяч $.
После трех недель переписки мы остановились на компании Iron Water Studio из города Ростов-на-Дону. Предложенная первоначальная сумма после изучения ТЗ и первых консультаций находилась в вилки от 630 до 900 тысяч рублей под один мобильный клиент с дизайном и сроком в 3.5 — 6 месяцев. Но как только дело дошло до подписания договора финальная сумма, как и следовало ожидать, устремилась к правой границе коридора и даже пробила ее составив, в конечном счете, 1 млн. 100 тысяч рублей (34 тыс. $) со сроком в 8 — 10 месяцев. Сам факт того, что нас заинтересовали выгодным предложением, а как только дело дошло до подписания — изменили условия в сторону серьезного увеличения суммы и времени, заставил нас не просто насторожится, но и отказаться от работы с такой компанией.
Дальше я планировал продолжить поиск, но как раз в тот же день мне позвонили из Индии. Оказывается офис с разработчиками одной из Американских компаний с которой я списывался до этого, находится в Индии и они, получив мое письмо, перезвонили мне. Отослав им ТЗ и обсудив по скайпу все тонкости, они озвучили нам следующую сумму и сроки: 19 тысяч $ (670 тыс. рублей) и 4 месяца на разработку. Естественно это предложение показалось нам значительно более приемлемым, и после просмотра отзывов о компании и портфолио, мы согласились. Месяц ушел на проработку всех вопросов. Компания прислала нам договор, мы перевели его и после консультаций с знакомыми юристами внесли множество изменений которые были приняты Индусами без вопросов.
Но ошибка при заключении все-таки была допущена. Главное, чему мы не придали должного внимания, это отсутствию санкций в случае задержки в исполнении работ. И как оказалось очень зря.
Нам хотелось скорей запустить приложение, и мы даже пошли на разделение функционала на две части. Первую часть планировалось закончить в течение трех месяцев, и она включала в себя 70% всех изначально запланированных функций. Вторую часть мы лишь обговорили, но не стали подписывать договор, так как не были уверены в необходимости этих функций, подумали, — время покажет, да и не хотелось тратить лишние деньги без надобности.
В начале октября 2014 года все вопросы были решены, договор подписан, первые платежи проведены и мы приступили к работе.
Разработка началась с того, что мне прислали приглашение в PMS — Project Management System. Это просто страничка, где указаны целевые параметры проекта — его стоимость на разных этапах, количество часов и тд. Все общение относительно разработки происходит именно там, ну и дополнительно в скайпе, если нужно позвонить например.
Так же там прикреплены документы на основание которых ведется разработка. Изначально они прикрепили только свое коммерческое предложение, где вкратце был приведен список функций и их стоимость. Я настоял, чтоб туда так же прикрепили мое ТЗ и как в последствии выяснилось это было очень важно, так как разработчики из Индии очень часто забывали или делали вид, или не забывали, но реализовывали ту или иную функцию так как им хотелось и только возможность каждый раз тыкать их в ТЗ и говорить вот как мы хотели и вот что мы хотели, позволяла заставлять их делать то и так, как нам надо.
После авторизации моя команда познакомилась со мной, выразила уверенность в долгом и плодотворном сотрудничестве и т.д. Затем прислали опросные листы для дизайна, чтоб мы могли описать какой дизайн нам хотелось бы реализовать: строгий, классический, какая цветовая гамма и прочее. То же самое прислали для админки и внутренних функций приложения.
Варианты иконки прислали на третий день.
И мы выбрали наиболее понравившийся:
Первые шаблоны дизайна пришли на четвертый день
Вся разработка дизайна заняла порядка трех недель, после чего мы утвердили все шаблоны и дали добро на их интеграцию. Работа шла быстро и мы были довольно и качеством и темпом.
Первая сборка пришла 19 ноября. Это был просто каркас приложения с интегрированным дизайном, но он уже позволял покрутить и почувствовать нашу идею в живую. Первые ощущения были супер, то к чему долго шли и планировали оживало на глазах!
По мере углубления и развития процесса работы мы сталкивались и преодолевали различные проблемы в разработке, на ходу вносили корректировки, переосмысливали многие моменты.
Я думаю, это было вполне нормально! Каким бы подробным не было ТЗ, все равно будет возникать что-то, что требуется изменить или улучшить, а понять и увидеть это можно только в процессе работы.
Первые признаки задержки появились спустя два месяца, когда стало понятно, что к намеченному сроку закончить разработку и тем более убрать баги мы не успеем. После переговоров с разработчиками, финальный срок пришлось сдвинуть на 1 месяц, а из, и без того обрезанной, первой версии отложить на потом некоторые функции. Нам очень хотелось быстрее попасть на AppStore и протестировать идею на рынке, понять, что мы сделали так, а что нет, и что надо изменить!
В целом шла долгая и напряженная работа. Разработчики присылали нам новые сборки, мы их тестировали, отсылали отзывы, они исправляли и так по кругу снова и снова. Ближе к финалу выяснилось, что работая с Индусами очень тяжело отследить и исправить баги.
Тестированием я занимался на трех айфонах. Каждый раз когда я отсылал им список ошибок, в приходящей назад сборке они указывали что все готово (так и хочется вспомнить «Нащальника» из Нашей Раши), но когда начинал проверять, выяснялось, что исправлено в лучшем случае 50% того о чем говорилось и при этом, появлялись новые ошибки, которых раньше не было. В итоге к запланированному сроку — концу февраля приложение все еще имело массу багов. Усталость от этой работы была достаточно велика, и иногда просто опускались руки.
Рекламной компании не планировалось, хотя работа по изучению стоимости вывода приложения в топ, примерных затрат и мониторинг различных компаний была проведена.
В это же время неожиданно возникла новая, серьезная проблема которую в первый момент мы расценили как настоящее потрясение! Наш инвестор в связи с кризисом и обвалом рубля урезал финансирование вдвое. Вместо 60 тысяч $ мы могли рассчитывать только на 30 (деньги переводились нам траншами и к этому моменту мы получили порядка 20 тысяч). В этом плане то, что мы вышли на компанию из Индии с общей стоимостью разработки в 19 тысяч $, было все-таки большой удачей. Если бы мы начали работать с другими компаниями, то эти работы пришлось бы вовсе остановить, из-за нехватки средств.
Оказавшись в такой сложной, критической ситуации, и понимая, что после тестового запуска вскроется не только масса не отловленных багов, но и различные недостатки в концепции, которые потребуют дополнительных финансов на исправление, мы решили повременить с рекламой и сосредоточиться на доработке приложения.
Первая загрузка в AppStore состоялась 24 февраля 2015 года. После чего Apple дважды браковал нас. Первый раз из-за того что не было «Политики конфиденциальности» и «Условий использования», затем из-за того что им не понравились некоторые элементы дизайна которые пришлось чуть изменить. В итоге 24 марта приложение все же появилось в AppStore.
Радости не было предела. Вот оно, наше приложение на AppStore! Однако, после запуска мы еще в течение полутора месяцев отлавливали баги, и только к 9 мая 2015 года загрузили более — менее рабочую версию. Вся наша рекламная активность в этот период свелась к тому, что мы оповестили наших друзей и знакомых о приложение в AppStore, попросили протестировать его и поделиться своим мнением.
Продолжение во второй части.
iPhone: Free [Скачать в App Store]
Это бесплатно. Прочитайте правила.
В закладки