"Кризис стимулирует улучшение качества услуг на рынке"
Интервью с Алексеем Соболевым, коммерческим директором интернет-агентства Artus.- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
- Пока финансовый кризис в самом начале и еще не до конца понятно его воздействие на реальный сектор экономики. Но уже сейчас очевидно, что бюджеты на ИТ у крупных клиентов будут сокращены. Причем в первую очередь будут сокращаться те издержки, эффективность которых для бизнеса неочевидна или сложно замеряема. Например, в нашем секторе - это имиджевая реклама в интернете, расходы на промо-сайты и т.п.
Для примера: крупный девелопер уже с ноября сокращает расходы на рекламу в интернете в 3 раза. С другой стороны, поставщики стройматериалов пока держаться. Поскольку влияние кризиса на рынки будет неравномерным по времени, то стоит ожидать не резкого, а постепенного падения финансирования в течение следующего года.
- Затронул ли кризис деятельность вашей компании?
- Пока мы видим, что для нас улучшилась ситуация на рынке труда. Стало намного больше квалифицированных специалистов, которые ищут себе работу. При этом у нашей компании падение оборотов в сентябре и октябре не произошло, но мы ожидаем, что уже с ноября последствия кризиса скажутся и на нашей компании. При этом поскольку мы не зависим от кредитов в отличие от некоторых игроков рынка, а также поскольку портфолио клиентов у нас дифференцированно по отраслям, то последствия для нашей компании будут не так существенны и вполне преодолимы.
- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?
- Мы сокращаем издержки уже сейчас, хотя пока уменьшение оборотов не произошло. Также мы анализируем сектора рынка и собираемся сосредоточиться на тех секторах, которые в меньшей степени пострадают от кризиса. Возможно, мы выработаем некое "антикризисное" предложение рынку в части наших услуг.
- Изменилось ли отношение ваших партнеров, поставщиков, клиентов к выполнению обязательств?
- Изменилось. Некоторые крупные публичные компании стали задерживать платежи под различными предлогами. Причем чем крупнее компания, тем больше задержки.
- Как вы оцениваете ближайшее будущее российского ИТ-рынка? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившую
непростую ситуацию?
- В целом мы считаем, что падение расходов компаний в части создания сайтов и рекламы в интернете по итогам года составит в среднем примерно 30%. При этом банерная реклама упадет больше, а поисковая реклама может даже вырасти. Основное падение придется на финансовый сектор (банки, инвестиционные компании, управляющие компании и т.п.), на девелопмент и на автомобильный сектор.
При этом в кризисе мы видим и большие возможности как по увеличению своей доли рынка, так и по улучшению бизнес-процессов внутри интернет-агентства Artus. Вообще кризис стимулирует улучшение качества услуг на рынке, и если правильно использовать ситуацию, то можно оказаться в выигрыше.
© @Astera