Археологи нашли, вероятно, самое раннее свидетельство существования календаря майя
Обнаруженным фрескам более 2200 лет
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science Advances, археологи обнаружили фрагменты фрески во время раскопок комплекса пирамид Лас-Пинтурас в Сан-Бартоло, Гватемала.
Радиоуглеродное датирование и анализ иероглифического стиля показали, что фрески датируются периодом между 300 и 200 годами до нашей эры.
На фресках изображена голова оленя, а над ней — число майя 7.»7 оленей» — один из 260 дней календаря.
Что известно о 260-дневном календаре майя?
В древние времена 260-дневный календарь использовался по всей Центральной Америке и состоял из 13 циклов по 20 дней. Календарь настолько глубоко укоренился в культуре, что пережил пять столетий колонизации и культурных репрессий и до сих пор используется некоторыми коренными народами.
Каждый день цикла назывался в честь животного или предмета (например, после »7 олень» должен был идти »8 кролик», а после — »9 вода»). Однако символ «олень» также мог быть «носителем года», указывая конкретный год в 52-летнем цикле.
Указывал ли символ год или день, археологи считают, что »7 олень» — самый ранний из сохранившихся изображений календаря майя, который старше предыдущих находок минимум на 150 лет.
Исследователи отмечают, что были и другие, более ранние свидетельства существования календаря майя — например, иероглиф, найденный в мексиканском регионе Табаско, который датируется 650 годом до нашей эры. Однако нет доказательств того, что этим иероглифом обозначали день и того, что он относился к календарной записи.
«Одно совершенно ясно: Сан-Бартоло и его окрестности требуют дальнейших исследований, поскольку они могут открыть уникальное окно в долгосрочное развитие региональных письменных традиций, а также астрономических практик», — сказал Херардо Алдана, археолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, не связанный с исследованием.