Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта

Фото фигурки мамонта (вверху), обработка в DStrech (внизу)

Фото фигурки мамонта (вверху), обработка в DStrech (внизу), Наука в Сибири

Изучая коллекцию, хранящуюся в фондах музея ИАЭТ СО РАН, специалисты выделили две большие группы: «Бусины и их заготовки, предметы личного украшения» и «Скульптуры». Первая представлена тремя подгруппами: мелкими бусинами (диаметром до 3 мм), среднего размера (7—10 мм) и крупными плоскими бусинами (11—15 мм). На поверхности находок этой коллекции ученые обнаружили следы шлифовки, а также в некоторых случаях строгания ножом. Например, для крупных бусин видно, что нож использовался, чтобы сглаживать контуры и нарезать бороздки, а отверстие в центре бусины сделано благодаря двустороннему сверлению без следов расширения отверстия. Также на поверхности предметов исследователи нашли остатки охры. 
 
Чтобы выяснить, какими инструментами и с помощью каких технологий обрабатывались изделия, ученые использовали макроскопический метод, где при большом увеличении видны следы воздействия каменными орудиями. «Параллельно в Красноярском педагогическом университете мы запросили часть коллекции находок, чтобы изучить каменные инструменты и выяснить, есть ли там следы работы по бивню», — поясняет Людмила Лбова.
 
На двух предметах из этой группы (находка в форме восьмерки и бусина квадратной формы) были обнаружены следы красного цветного материала, в составе которого особенно преобладали кальций, железо, кремний и фосфор. Также для них ученые определили общее создание лезвий из призматических (цилиндрических) стержней, а также украшение цветом костяных изделий и небольших предметов искусства. Само изготовление бусинок — общий универсальный метод создания этих предметов на пластине бивня: просверливание в ней отверстий, разметка на равные части, рассекание и придание изделию нужной формы, круглой или квадратной. Это стандартная технология, характерная для того периода времени. 
 
Вторая группа предметов — две зооморфные скульптуры: нерпы и мамонта. Последняя выглядит как приплюснутая, слегка изогнутая заготовка. В фигурке можно отличить большую, наклоненную вперед голову мамонта с крутым затылком, короткие, немного массивные передние и задние ноги. 
 
Поверхность артефакта была окрашена красновато-коричневым пигментом, а затем покрыта черным. В процессе хранения краска потеряла цвет. Увидеть ее невооруженным глазом можно только на определенных участках скульптуры (голова, шея и ноги). Исследуя ее под микроскопом, ученые обнаружили, что следы черной краски покрывают тело животного пятнами, а красная — точнее, красновато-коричневая — сохранилась редкими скоплениями в полостях артефакта.
 
Другая находка имеет несколько интерпретаций. «В 1980-е годы Николай Дроздов совместно с доктором исторических наук Русланом Сергеевичем Василевским определили этот предмет как «птичку, сидящую на гнезде». Позднее к нему возвращались разные исследователи. Мы же поддерживаем точку зрения кандидата исторических наук Елены Васильевной Акимовой: скорее всего, это изображение не птички, а нерпы или тюленя», — говорит Людмила Лбова. Если смотреть на скульптуру под микроскопом, можно обнаружить, что там, где должна быть голова животного, древним мастером выполнены вибриссы (осязательные длинные жесткие волосы). Кроме того у фигурки гладкий профиль спины, напоминающий форму млекопитающего. 

©  Популярная Механика