«Apple отказывается от видения будущего, в котором она является центром экосистемы и мира»

Журналист Wired о том, почему эпоха Apple может вскоре закончиться, даже если капитализация компании достигнет триллиона долларов.

8 мая Apple стала первой американской компанией, рыночная капитализация которой превысила $800 млрд. С учётом слухов о выходе в конце 2017 года новой модели смартфона — iPhone 8, аналитики ожидают, что довольно скоро Apple может стать первой компанией стоимостью $1 трлн.

Однако издание Wired предупреждает, что вслед за этим Apple может ждать участь многих некогда многомиллиардных корпораций — закат.

82f9aefc317b1a.jpg

Стоимость акций компании стабильно растёт с начала года — способствуют этому высокие продажи iPhone 7, который привлекает покупателей на контрасте проблем с безопасностью конкурирующих устройств от Samsung. Apple удаётся сохранять завидный имидж бренда и преданных потребителей.

Однако на Apple бросает тень участь корпораций-«бегемотов» прошлого, замечает Wired. Став такой дорогой, компания выглядит уязвимой — в ближайшие годы её могут либо затмить конкуренты, либо она просто может перестать существовать.

Apple производит устройства, конечный продукт. Конечно, это упрощённое восприятие не учитывает огромную сеть пользователей, которые пользуются программным обеспечением компании и привязаны к iOS, замечает издание. Но программы Apple зависят от устройств и работают только на продукции самой компании, и это проблема.

Apple куда больше похожа на гигантов-производителей техники 20 века, чем на цифровых игроков 21 века. Поэтому даже такое признание со стороны покупателей и инвесторов, как рыночная стоимость в триллион долларов, сегодня не гарантирует бессмертия бизнесу Apple, считает Wired.

Однако мир сейчас стремительно движется в сторону цифрового будущего, где все устройства станут кастомизированными. Вероятно, уже в течение следующего десятилетия устройства станут более взаимозаменяемыми, дешёвыми и мощными. И они будут «упакованы» в различное программное обеспечение и цифровые услуги, которые будут приносить основную прибыль. Даже сейчас проприетарное ПО Apple становится всё более открытым.

Ещё несколько лет назад если кто-то в вашей семье владел iPhone, ноутбуком Mac или планшетом iPad, переключиться на платформу Windows или Android было по-настоящему болезненно. Операционные системы плохо сочетались друг с другом, не говоря уже о том, какой болью были различные порты и кабели устройств.

Но Apple как компания росла, а её техника и ПО становились более совместимыми с конкурентами — этого требовали её собственные пользователи. Чем больше приложений и данных, от которых они зависели, находилось в «облаке», тем больше людей использовали комбинацию различных устройств для своей «цифровой жизни».

Пока не ясно, что может сделать Apple, чтобы защитить себя от этих трендов, и сумеет ли компания найти мотивацию, чтобы сделать это, замечает Wired. Сейчас это невероятно прибыльная компания, которая зарабатывает миллиарды каждую неделю. Довольно редко случается, что компании с настолько доходными продуктами готовы идти на радикальные изменения в бизнеса, отмечает издание.

Сейчас и Alphabet (холдинг, которому принадлежит Google) пытается найти следующий источник многомиллиардного дохода, чтобы снизить зависимость от поиска. Microsoft занята тем же самым в связи со своей зависимостью от Windows. Никому из них пока не удалось найти следующего «единорога», но эти компании имеют преимущество, будучи прочно интегрированными в цифровой мир. Чего нельзя сказать об Apple, которая производит устройства, стремительно теряющие свою уникальность.

Режим секретности

Многие компании, которые просуществовали десятилетия, стали либо тенью самих себя в прошлом — например, автопроизводители — либо совершенно другими компаниями.

IBM удалось переформатироваться из производителя техники 20 века — печатных машинок и компьютеров — в продавца высокотехнологичных услуг и решений, хотя у компании всё еще остался небольшой бизнес по производству компьютеров. Сейчас компания снова пытается найти для себя «новую волну».

GE (новое название General Elecrtic) прошла через несколько итераций, и хотя компания не находится под угрозой потери своего рынка, глобальная конкуренция и недостаточно высокая маржинальность бизнеса являются её постоянной головной болью.

Есть ли у Apple долгосрочный план в мире, который явно движется не в том же самом направлении, в котором развивается сама компания?

Автор статьи в Wired — Закари Карабелл — отмечает, что сам владеет некоторое время акциями Apple, и это хорошая инвестиция, он не продаёт этот пакет. На протяжении будущих нескольких лет Apple скорее достигнет капитализации в триллион долларов, чем пойдёт на спад. На горизонте пока не видна следующая «волна» изменений в том, как мы используем устройства и программное обеспечение на них, считает журналист.

Поэтому, предполагает он, возможно, что у Apple есть план, как подготовиться к новой реальности, когда она будет ближе. В самом ближайшем будущем Apple вероятно будет расти и останется доминирующим игроком на рынке. Именно так было с Nokia в 1990-х годах и первые годы нового тысячелетия.

Пример Nokia должен быть настораживающим для Apple. В 2007 году финский производитель телефонов занимал 41% рынка беспроводных мобильных устройств. Меньше, чем через десять лет, Microsoft купила весь бизнес Nokia за скромные $7 млрд, а через некоторое время списала покупку в убыток. Blackberry, рыночная доля которой сейчас ровно 0%, в 2009 году занимала 20% — это был пик компании.

Доля Apple сейчас меньше, и компании, несомненно, есть ещё куда расти. Кроме того, у Apple есть куда более развитая экосистема, чем у Nokia и Blackberry. Но у компании из Купертино есть главная проблема для неё самой: корпоративная культура секретности.

Инновации в технологиях в течение последних нескольких десятилетий частично были связаны с продуктом, но кроме того с тем, кто расскажет «историю нашего будущего», замечает Wired. Стив Джобс долгое время всем давал понять, что будущее строится вокруг продуктов Apple. Это было частью «алхимии», которая сделала Apple одной из составных частей мира, в котором мы сегодня живём.

В то же время Джобс хотел полностью владеть нарративом — это означало, что Apple говорила только одним голосом — его — и то редко.

Сегодня Apple возглавляют несомненно компетентные руководители. Однако компания постепенно отказывается от видения будущего, в котором именно Apple является центром новой, активно развивающейся экосистемы. Да, компания по-прежнему тратит миллиарды долларов на R&D, чтобы создавать новые продукты и сервисы, но она не предлагает «дорожную карту» того, как будет меняться мир вокруг. Отчасти это связано с тем, что она боится раскрывать свои козыри конкурентам.

7883f2d8907008.jpg
При Тиме Куке Apple постепенно отказывается от будущего, в котором компания является центром экосистемы и мира

Поэтому Apple предпочитает раскрывать собственную «карту» вместе с релизом продуктов, которые уже работают по её принципам — не раньше и не позже. Apple, которой руководит Тим Кук, верит, что будущее будет связано с сообществом единомышленников и искусственным интеллектом, как, впрочем, любой — крупный или маленький — игрок в Кремниевой долине. Это даже не «карта», а скорее всеобщее предчувствие.

Не важно, что случится в будущем, Apple была и пока остаётся одним из наиболее важных «агентов» изменений. Персональные компьютеры обеспечили первую волну технологической революции в 1990-х годах, а iPhone стал стимулом следующей фазы.

Смартфоны стали платформой, на базе которой был создан цифровой мир, и имя Apple вероятно навсегда будет связано с этой эволюцией. Но это не значит, что компания сумеет сохранить свои позиции в ближайшие десятки лет, а может быть, даже и в ближайшем десятилетии.

Верить, что Apple продолжит быть лидером в мире через несколько лет, просто основываясь на положении компании сейчас, означает игнорировать способность мира к невероятно быстрым изменениям, забывать, насколько эфемерными могут быть влияние и власть и как непредсказуемо может быть и было всегда будущее.

©  vc.ru