Apple eWorld: в поисках затерянного мира
10 июля 2008 года распахнул свои виртуальные двери магазин приложений App Store, созданный Apple для владельцев устройств на базе iPhone OS (ныне – iOS) и разработчиков программ на основе iPhone SDK. Спустя два года App Store превратился в настоящий гипермаркет программ, на полках которого разместилось более 300 000 приложений для iPhone, iPod touch и iPad. Популярность магазина невероятна – более семи миллиардов покупок с момента открытия. Глядя на этот успех, разработчики конкурирующих мобильных платформ начали открывать собственные версии онлайн-магазинов, да и сама Apple на мероприятии Back to Mac анонсировала дальнейшее развитие виртуальной торговой площадки, на этот раз для программ под Mac OS X – Mac App Store.
Может показаться, что этот электронный торговый рай Apple – всего лишь одна из многих вещей, превращенных в золото прикосновением маркетингового гения из Купертино. А между тем первая попытка построить свой электронный мир, предпринятая Apple в 90-х, закончилась полным провалом, хотя тогдашний сетевой сервис обладал отличным потенциалом и до сих пор имеет своих преданных поклонников. Удивительный затерянный мир Apple назывался eWorld.
В 1994 году, приобретя суперскоростной модем U.S. Robotics Sportster, выдававший на-гора невероятные 9600 бит с секунду, в коробке наряду с драйверами я обнаружил дискету AOL Russia, которая запускала программу-установщик, предлагающую подключиться к популярнейшему информационному сервису America Online. В то время Повсеместно Протянутая Паутина, проще именуемая Web, только-только поднималась на ноги, и мир онлайн-информации безраздельно принадлежал таким гигантам, как AOL, CompuServe, Prodigy (ныне портал My TT&T), Delphi и GEnie.
Онлайновая информационная служба America Online распространяла свое программное обеспечение на дискетах практически с каждым продаваемым в мире модемом. |
Все они, по сути, были информационными площадками, старающимися объединить под одной виртуальной крышей такие сервисы, как почта, новости, чат, форумы, хранилища программ и файлов. Подписавшись на услуги любого из них, а главное – оплатив подписку, пользователь персонального компьютера получал доступ к информационному раю и возможности безграничного общения с другими подписчиками. Удивить этим сейчас сложно, но в то время общение посредством компьютера было диковинкой.
В 1994-м компания Apple тоже попыталась прорваться на этот плотно укомплектованный рынок, анонсировав свой информационный портал eWorld. Этот электронный мир Apple не появился на пустом месте. Еще в 1985 году компания создала онлайновую службу AppleLink. Правда, предназначалась она не для пользователей «яблочной» продукции, а для дилеров, ее распространяющих. Кстати, AppleLink стала первой компьютерной информационной системой с графическим интерфейсом пользователя, в то время как подавляющее большинство подобных систем базировались на сложном в освоении интерфейсе командной строки.
Не обладая тогда собственными коммуникационными возможностями, Apple арендовала их у электронного гиганта General Electric (точнее, у его информационного подразделения GEIS), выплачивая ему ежегодно внушительные 30 миллионов долларов. Неудивительно, что в зависимости от набора услуг стоимость часа (!) подписки на AppleLink колебалась от 10 до 100 долларов.
Несмотря на дороговизну, сервис AppleLink приобретал все большую популярность среди продавцов товаров с лейблом Apple. Да и самому «яблочному» гиганту его содержание было выгодно. Ведь годовая экономия на технической поддержке своей продукции благодаря AppleLink составляла более 100 миллионов долларов.
Между тем среди поклонников Apple все громче и настойчивее звучали призывы о создании информационной службы подобной AppleLink, но ориентированной на конечных пользователей. Прислушиваясь к ним, Apple в 1988 году заключает партнерское соглашение с небольшим стартапом Quantum Computer Services, который создал небольшой информационный портал QuantumLink для пользователей персоналок Commodore 64. Именно на его базе в мае 1988-го была разработана площадка AppleLink Personal Edition, с помпой анонсированная на форуме AppleFest в Бостоне. При вполне демократичной стоимости от 6 до 15 (в зависимости от времени суток) долларов в час AppleLink для пользователей предоставляла доступ к почте, каталогу ссылок, магазинам программ и железной продукции Apple.
В основу AppleLink Personal Edition лег информационный портал QuantumLink, предназначенный для пользователей компьютеров Commodore 64. |
Заключая соглашение с Quantum Computer Services, Apple не догадывалась, что взращивает конкурента America Online. |
Сервис AppleLink Personal Edition за короткое время стал очень популярным среди пользователей компьютеров Mac. |
Персональный вариант AppleLink быстро нашел множество поклонников. Достаточно отметить, что первое в истории человечества электронное письмо на космическую орбиту было доставлено именно через AppleLink Personal Edition. Однако тогдашнее руководство Apple (Стив Джобс с 1985 года уже не работал в созданной им компании), увлекшееся бизнес-перестановками и реорганизацией, не рассмотрело в AppleLink Personal Edition курицу, несущую золотые яйца, и фактически прекратило поддерживать и контролировать сервис.
А вот компания Quantum, на чьей базе AppleLink и работал, наоборот, увидела его могучий потенциал. В 1991 году, переименовав себя в громкое America Online, Quantum начинает предлагать информационные услуги AppleLink не только владельцам компьютеров Apple, но и вообще всем пользователям персональных компьютеров. Вот так, благодаря своей бизнес-безалаберности, гигант из Купертино и взрастил информационного гиганта AOL.
Молодая компания AOL предлагала практически те же услуги, что и AppleLink. Только для пользователей любых персональных компьютеров. |
К 1994 году в активе онлайн-служб Apple оставался дилерский вариант AppleLink, все еще поддерживаемый General Electric и все еще дорогой как для Apple, так и для подписчиков сервиса. Для сокращения расходов компания наняла Питера Фрейдмана – многообещающего менеджера с дипломом Гарвардской школы бизнеса. Сделав AppleLink прибыльным, Фрейдман решил пойти дальше и предложил руководству Apple скрестить шпаги в конкурентной борьбе с AOL. Его предложением стал eWorld.
Идеологами eWorld кроме Фрейдмана стали Скот Конверс, Джеймс Айзекс и Клео Хаггингс. Благодаря этой дружной и креативной команде идея eWorld в короткие сроки обрела реальное воплощение: eWorld предстал в виде работающего на базе нового дата-центра AOL в Напа (Калифорния) портала и клиентского программного обеспечения – специализированного браузера, написанного как под компьютеры Mac, так и для выпускавшихся тогда наладонников Apple Newton MessagePad.
eWorld базировался в «городской» парадигме. Подписчики eWorld, соединившись с его сервером, попадали на настоящую городскую площадь, в которой каждое здание выполняло какую-либо информационную функцию. Например, отправить почту можно было из здания почтового отделения (eMail Center), пообщаться в чате и на многочисленных форумах в Community Center, почитать новости и подписные издания в небоскребе Newsstand, а приобрести программы для Mac, да и сами компьютеры можно было в гипермаркете Marketplace. В городе eWorld были и книжный магазин, и художественный музей. Не забыта была и техническая поддержка пользователей – достаточно было постучаться в Computer Center. Незабываемый графический вид eWorld разработала известная дизайнерская компания STAAC Group, а в названии eWorld, впервые в истории Apple, использовалась первая прописная буква. Знаменитая i появилась значительно позже. Многочисленные пользователи eWorld стали именовать друг друга ePeolpe (чем вам не iМаньяки?).
В распоряжении пользователей eWorld был целый электронный город, в котором каждый дом выполнял функцию информационного портала. |
ePeople могли выбирать вид главной площади eWorld из нескольких десятков макетов |
Прежде чем стать привычным для пользователя городским пейзажем, мир eWorld прошел долгий путь эскизных поисков образа. |
Видя отличный потенциал eWorld, более четырехсот крупных медиаизданий, например «Нью-Йорк Таймс», разместили в eWorld свою информацию. Вовсю работали форумы и почтовая служба. Браузер eWorld по тем временам демонстрировал потрясающую функциональность, до которой было далеко появившемуся в 1993-м первенцу Web Netscape Navigator. ePeople с помощью своего браузера могли просматривать картинки, получать доступ к FTP-серверам, отправлять и получать почту, пользоваться чатом и подключаться к электронным доскам объявлений (BBS). При этом месячная подписка на eWorld составляла всего $8,95.
Пионер Web, браузер Netscape Navigator, в 1994-м не мог сравниться в функциональности с клиентом eWorld. |
На волне популярности сервиса команда eWorld начала работать над подобным клиентским приложением для операционной системы Windows. Именно в это время eWorld и требовалась мощнейшая маркетинговая поддержка. Но тогдашний глава Apple Майкл Шпиндлер посчитал иначе. «К чему лишние расходы в виде дискет eWorld в поставке каждого Mac, достаточно папки с установочными файлами на жестком диске», – сказал он. Папка eWorld действительно была в каждой поставке Mac OS. Где-то в ее глубине. Да так глубоко, что большинство покупателей о ней так и не узнало. Зато дискеты AOL агрессивно поставлялись с каждым модемом (помните мой U.S. Robotics Sportster?), да и на большинстве Windows-компьютеров клиент AOL был предустановлен и красовался на рабочем столе.
Папка с дистрибутивом eWorld «пряталась» в глубинах файловой системы Mac OS. Большинство пользователей так и не находило ее. |
Повторная бизнес-безалаберность руководства Apple стала причиной финансового краха eWorld. Вместо наращивания армии подписчиков сервис все больше терял их. В 1995 году в eWorld было зарегистрировано 115 000 пользователей. Сравните эту цифру с 3,5 млн подписчиков AOL, и картина станет ясной.
Последним ударом по электронному миру Apple стали большие финансовые потери компании к концу 1995 года. Новый глава Apple Джил Амелио, пришедший в компанию из National Semiconductor, не стал вникать в то, насколько популярен сервис. eWorld был упразднен, как и ряд других подразделений Apple.
31 марта 1996 года в полночьсостоялся последний слет ePeople и торжественная остановка сервиса. Процесс закрытия подробно задокументирован, а самому сервису создан и поддерживается мемориал памяти. Согласитесь, в мире интернета найдется мало вещей, удостоенных подобной чести.
В марте 1996 года сервис eWorld был официально закрыт. |
В память о любимом сервисе ePeople сделали символический мемориал памяти. |
Глядя на нынешние успехи Apple на поприще онлайн-магазинов, на строительство гигантского дата-центра в Северной Каролине, хочется верить, что компания сделала правильные выводы из потери eWorld в 90-х. Хочется верить, что нынешний облачный портал Apple MobileMe, называемый сейчас «хобби компании из Купертино», объединит свои возможности с магазинами App Store и iTunes Store и возродит мир eWorld в новой ипостаси. Например, в виде iWorld – многочисленные iPeople ждут этого.
Нынешний облачный информационный портал Apple MobileMe имеет несколько менее харизматичный вид, чем его предок eWorld. |
© mobi.ru