Аппарат Trace Gas Orbiter нашел очень мало метана на Марсе
ESA/ATG medialab Trace Gas Orbiter, изучающий атмосферу Марса, в художественном представлении
Недавно стало известно о результатах анализа данных, собранных аппаратом Mars Express, которые независимо подтвердили всплеск концентрации метана в районе кратера Гейл и — таким образом — помогли предположить источник метана на Красной планете. В другом же исследовании, основанном на изучении данных аппарата Trace Gas Orbiter (два из четырех научных инструментов которого были разработаны Институтом космических исследований РАН), ученые показали, что метана в марсианской атмосфере должно быть гораздо меньше, чем можно предположить из наблюдений Mars Express и Curiosity, и что, вероятно, результаты последних объясняются ошибками измерений.
В новой работе, опубликованной в журнале Nature, специалисты во главе с Олегом Кораблем из ИКИ РАН проанализировали данные, собранные Trace Gas Orbiter (точнее, его спектрометрами — ACS и NOMAD) между апрелем и августом 2018 года. В рамках наблюдений зонд измерил концентрацию метана практически в ста точках над марсианской поверхностью: в основном они находятся в приполярных регионах, но также включают и экваториальные области. С учетом погрешностей Trace Gas Orbiter обнаружил концентрацию не больше 0,15 миллиардных долей объема, что существенно меньше, чем было детектировано Curiosity и Mars Express (в 100 и в 10 раз соответсвенно).
Согласно авторам нового исследования, объяснить данные Curiosity и Mars Express можно лишь в том случае, если источник метана в районе кратера Гейл активен не более 24 лет и и является единственным на Марсе, что в принципе очень маловероятно. В связи с этим исследователи считают, что вероятней всего расхождение результатов связано с ошибками измерений.
Кроме того, в Nature была опубликована еще одна работа, посвященная анализу данных Trace Gas Orbiter. В ней специалисты под руководством Анн Вандале (Ann Vandaele) изучили влияние пылевых бурь на состав атмосферы Марса. Исследователи почти не нашли «полутяжелой» воды на высоте более 40 километров перед началом шторма 30 мая прошлого года, обнаружив при этом множество водно-ледяных облаков. Во время же бури все изменилось: данные облака начали таять и разрушаться и количество «полутяжелой» воды в верхней атмосфере Марса резко возросло.