Аппарат Gaia может быть использован для поиска внеземных цивилизаций

Недавно астрономы составили самую подробную карту Млечного Пути — и все благодаря космическому кораблю Gaia, изучающему окрестности нашей галактики. Теперь ученые предположили, что с его помощью можно будет отыскать сферы Дайсона и другие гипотетические объекты, которые достаточно развитые цивилизации могли построить в космосе.
b278292e8606a6a6ea687b2f1de56749_cropped
29 апреля 2018 13:37

Благодаря спутнику Gaia, запущенному Европейским космическим агентством еще в 2013 году, астрономам недавно удалось завершить масштабный проект и создать самую большую карту галактики за всю историю человечества — на ней отмечено точное местоположение более миллиарда звезд. Недавнее исследование, опубликованное на ArXiv.org, спровоцировало интересную дискуссию в научном сообществе:, а может ли этот спутник быть использован для поиска внеземной жизни?

Космические хранилища энергии

Сфера Дайсона — это гипотетическая структура искусственного происхождения, концепт которой предложил американский физик-теоретик Фримен Дайсон. Она представляет собой сравнительно тонкую сферическую оболочку огромного радиуса, в центре которой заключена звезда. Подобная конструкция позволяет максимально поглощать звездную энергию для того, чтобы цивилизация могла использовать ее в своих целях. Поисками подобных структур в частности занимается программа SETI. Новый спутник ЕКА и в самом деле может сыграть астрономам на руку, поскольку уже предоставил беспрецедентный объем данных о Млечном Пути. Наряду с новыми звездами космический корабль также использовался для поиска астероидов и, в ближайшем будущем, вероятно откроет человечеству несколько новых экзопланет.

«Раньше мы искали сферы Дайсона в других галактиках, но Gaia позволяет проделать то же самое в нашей родной галактике», уверяет Эрик Закриссон (Erik Zackrisson) из Уппсальского университета. В новой статье изложены несколько методов поиска крупных астроструктур, основанных на данных, полученных после первого сеанса работы Gaia. Команда астрономов ищет объекты с аномальным затемнением (самый знаменитый из подобных объектов — мерцающая звезда Tabby). Поиски сосредоточены вокруг того, как меняется позиция объекта, поскольку Gaia измеряет расстояние до звезды, соотнося свое положение между ей и Землей. В этом случае даже небольшое отклонение очень часто указывает на наличие другого объекта.

Инопланетные цивилизации или космические аномалии?

В качестве кандидатов на наличие искусственных структур были отобраны две звезды: TYC 7169−1532−1 и TYC 6111−1162−1. Впрочем, сам Закриссон отмечает, что их отобрали в первую очередь за счет странных выбросов излучения, которые совпадают с гипотетическими сигналами сферы Дайсона —, но это может быть (и скорее всего является) простым совпадением. Но не все так однозначно: команда исследовала эти объекты и в самом деле нашла некий фактор, нарушающий стабильность свечения звезды. Объектом в данном случае являлся белый карлик — звезда, исчерпавшая запас водорода и сколлапсировавшая в сферу размером с планету, которая состоит из электронов и вращается вокруг другой звезды, размеры которой лишь немного превышают размеры Солнца. В будущем ученые надеются на то, что новые данные позволят им раскрыть причину аномалии.

Заключение

«В будущем, благодаря новым сеансам Gaia, мы наверняка создадим целый список кандидатов — их будет так много, что придется выбирать, с кого начать первым. В нашей галактике невероятное множество звезд, аномальное поведение которых пока не поддается научным объяснениям, и мы будем рады узнать, отчего возникают такого рода странности», поясняет Эрик. Его инициативу поддерживают и другие ученые: даже в том случае, если астрономам не удастся обнаружить в космосе следов инопланетного разума, то эти исследования сами по себе значительно обогатят знания человечество о космосе. Вероятно, в будущем человечество сможет самостоятельно строить орбитальные звездные станции, задачей которых будет накопление излучаемой звездой энергии — как знать, может быть именно мы построим первую сферу Дайсона во Вселенной?