Японские нейробиологи нашли в мозге цепь, отвечающую за прокрастинацию
Учёные из Киотского университета (Япония) идентифицировали нейронную связь, отвечающую за задержку начала деятельности, даже если эта деятельность сулит явную награду.
В ходе работы, возглавляемой нейробиологом Кен-ичи Амемори, исследовались мозговые механизмы, снижающие мотивацию к действию, когда задача сопряжена со стрессом, наказанием или дискомфортом. Эксперименты проводились на макаках — широко используемой модели для понимания процессов принятия решений и мотивации в мозге.
В первой фазе эксперимента обезьяны, после периода ограничения в воде, могли активировать один из двух рычагов, высвобождающих разное количество жидкости: один вариант предлагал меньшую «награду», а другой — большую. Это позволило оценить, как ценность вознаграждения влияет на готовность выполнять действие.
На более позднем этапе в экспериментальную схему был введён неприятный элемент. Обезьянам предлагалось на выбор выпить умеренное количество воды без негативных последствий или большее количество, но с условием получения струи воздуха в лицо. Хотя вознаграждение во втором варианте было больше, оно включало в себя неприятный опыт.
Изображение сгенерировано: GrokКак и ожидали учёные, мотивация макак к выполнению задания и доступу к воде значительно снизилась при введении неприятного стимула. Это позволило идентифицировать мозговую цепь, которая действует как тормоз для мотивации перед лицом ожидаемых неблагоприятных ситуаций. В частности, была выявлена связь между вентральным стриатумом и вентральным паллидумом — структурами, расположенными в базальных ганглиях мозга, известными своей ролью в регулировании систем удовольствия, мотивации и вознаграждения.
Нейронный анализ показал, что когда мозг предвидит неприятное событие или потенциальное наказание, активируется вентральный стриатум и посылает тормозящий сигнал в вентральный паллидум, который обычно отвечает за побуждение к действию. Иными словами, эта коммуникация снижает импульс к действию, когда задача связана с негативным опытом.
Для исследования конкретной роли этой связи, учёные использовали хемогенетический метод, который с помощью специализированного препарата временно нарушал связь между двумя областями мозга. После этого обезьяны восстановили мотивацию к выполнению задач, даже в тех тестах, которые включали обдув воздухом. Примечательно, что ингибирующее вещество не вызывало никаких изменений в тестах, где вознаграждение не сопровождалось наказанием. Это говорит о том, что цепь » вентральный стриатум — вентральный паллидум» регулирует мотивацию не в общем, а конкретно активируется для её подавления при ожидании дискомфорта.
Амемори подчёркивает, что эта схема выполняет важную защитную функцию. «Переутомление очень опасно. Эта схема защищает нас от выгорания», — отметил он в комментариях для Nature. Он предостерегает от попыток внешнего изменения этого нейронного механизма, поскольку необходимы дальнейшие исследования, чтобы избежать вмешательства в естественные защитные процессы мозга.
© iXBT
