Апокалипсис Дрездена: дуэли «ковровых бомбардировок»
13 февраля жители Дрездена, главного города федеральной земли Саксония, выйдут на улицы, чтобы почтить память земляков, ставших жертвами страшного бомбового удара, нанесенного англо-американской авиацией. На чем был основан сделанный на излете войны выбор данной цели? Серьезных военных объектов в городе не было. С некоторой натяжкой к ним можно отнести разве что железнодорожный узел. Зато город был забит сотнями тысяч беженцев из Восточной Пруссии и самой Саксонии, частично уже занятой Красной армией: ее передовые части стояли в 60 км от Дрездена. Позже англичане и американцы будут утверждать, что напали на Дрезден, выполняя союзнический долг перед СССР, — якобы по его просьбе они хотели облегчить русским захват города. Документальных подтверждений этому нет, а Советский Союз отрицает свою даже косвенную причастность к дрезденской бойне, ставшей одним из самых трагических для Германии событий Второй мировой. По мнению ряда историков, целью бомбардировки Дрездена и других немецких городов, отходящих к советской зоне оккупации, было не оказание помощи советским войскам, а демонстрация военной мощи для устрашения союзника — СССР.
Рожденная в годы Первой мировой войны доктрина генерала Дуэ впервые нашла свое техническое воплощение в преддверии Второй мировой. Методы «ковровых бомбардировок» применялись и много позже: в частности, авторство фразы «вбомбить в каменный век» принадлежит американскому генералу ВВС Кертису Лемею. Это 1965 год.
Первая бомба с английского бомбардировщика упала на город в 22 часа 13 февраля 1945 года. Массированная воздушная атака продолжалась всего 24 минуты, но этого было достаточно, чтобы превратить город в море огня. В 1:20 ночи 14 февраля налет повторился с использованием в основном зажигательных бомб. После 10 утра на город обрушилась последняя серия бомб, доставленных на этот раз бомбардировщиками США. Этим и завершилось убийство уже лежащего в руинах города. По иронии судьбы железнодорожный узел не пострадал. Количественные данные о человеческих жертвах свирепого удара варьируются в очень широких пределах: от 25 000 до 135 000 и более. Точную оценку не позволяет сделать отсутствие учета беженцев, наводнивших город перед атакой. В любом случае число жертв сопоставимо (а то и превышает их) с потерями при атомной бомбардировке Хиросимы (по разным данным — от 90 до 160 тысяч человек).
Обложка британской еженедельной газеты, посвященной немецким бомбардировкам Великобритании.
Теоретики и практики
В начале XX века только еще зарождающаяся авиация сразу же стала объектом пристального внимания военных. В ней генералы видели возможность нанести удар по головам и укреплениям неприятеля, оставаясь недосягаемым для его штыков и пуль. Уже в Первую мировую эта идея нашла применение по обе стороны европейского фронта. Первые результаты были впечатляющими. От открывшихся безграничных возможностей нового рода войск кружилась голова у многих стратегов. Одним из них был итальянский генерал Джулио Дуэ (1869−1930). Еще в 1915 году он предложил направить армаду из 500 бомбардировщиков для нанесения удара по городам враждебной Австрии, полагая, что это принесет не только военный, но и психологический, деморализующий эффект. Дуэ считал, что после такой встряски Австрии не останется иного выбора, кроме капитуляции. Подобные идеи он развил в так называемой доктрине Дуэ, отводящей главенствующую роль в войне бомбардировщикам. Генерал утверждал, что массированные бомбардировки городов, помимо разрушения военно-промышленных объектов и поражения войск, имеют целью деморализовать противника и понудить его к капитуляции. Почитателями доктрины Дуэ были германские нацисты — они же первыми и реализовали ее на практике во время гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года жертвой стала Герника — городок в Стране басков. Асы немецкого элитного бомбардировочного полка «Кондор» при поддержке итальянцев превратили город в руины, убив при этом более 200 мирных жителей.
Большую роль в союзнических бомбардировках немецких городов сыграли тяжелые бомбардировщики США. На фото — «Летающая крепость» B-17.
Битва за Британию
14 мая 1940 года немцами был разрушен голландский Роттердам. Имея целью захват Франции, вермахт решил обойти хорошо укрепленную линию Мажино через Голландию. Гитлер дал всего один день на захват этой небольшой и слабо вооруженной страны. Но неожиданно немцы встретили упорное сопротивление. Чтобы заставить голландцев капитулировать, нужны были меры шокового воздействия. Командующий немецкими войсками генерал Шмидт выставил ультиматум: или немедленная капитуляция, или сотни бомбардировщиков сравняют с землей главный морской порт Голландии Роттердам. Голландцы были вынуждены капитулировать (сработала доктрина Дуэ). А бомбардировка все равно состоялась — якобы по недоразумению часть подготовленных к операции эскадрилий не получила сигнал отбоя. В результате нанесенного бомбового удара был практически полностью разрушен центр города, при этом погибло до 1000 человек, в основном мирных жителей. Англия отреагировала немедленно: уже на следующий день Королевские ВВС совершили ночной налет на Рурскую область. Немцы ответили первым «пробным» налетом на Лондон. Дуэль «ковровых бомбардировок» набирала силу. После ночного и малоэффективного налета английских бомбардировщиков на Берлин взбешенный Геринг, ранее гарантировавший фюреру, что ни одна бомба не упадет на территорию Рейха, приказал сравнять Лондон с берегами Темзы. 7 сентября 300 самолетов, а затем еще 250 крушили английскую столицу. Но англичане, подготовленные к воздушной войне несравненно лучше голландцев, не дрогнули. Их потери были не столь значительны, а разрушения быстро ликвидировались. Лидер нации Уинстон Черчилль призвал свой народ к решительной борьбе с нацистами. Немцы не оставляли попыток поставить Великобританию на колени, разрушая тотальными бомбардировками ее крупные промышленные центры, включая Лондон.
Первым подвергся удару Ковентри, крупнейший оборонный, в том числе авиастроительный, центр Великобритании. 450 бомбардировщиков «Хейнкель-111», взлетая с территории уже оккупированной Франции, волнами накатывались на город, превращая его в горящие руины. Были разрушены 12 авиазаводов, погибло 1236 человек. Еще 40 налетов до конца войны пришлось пережить этому городу. У немецких летчиков даже появился термин «ковентрийские налеты». Затем целями стали Ливерпуль, Бирмингем, Белфаст и другие промышленные центры. Английские ВВС защищали свою страну из последних сил. Отвечать нацистам встречными мощными налетами Англии пока было не под силу. К началу войны Королевские ВВС насчитывали всего 448 бомбардировщиков, из которых лишь 60 новых «Виккерсов» были способны дотянуть до Берлина и Гамбурга. Остальные могли бомбить в лучшем случае районы Рура. К тому же для борьбы на равных англичанам недоставало бомб соответствующего калибра, ночных прицелов и т. д. Обстановка изменилась в 1942 году, когда к активным боевым действиям в Европе подключились США. К этому моменту интенсивность немецких воздушных ударов заметно ослабла: у вермахта возникли большие сложности на Восточном фронте, значительную часть самолетов пришлось перебросить туда. Именно эти машины под началом бывшего командира «Кондора» Вольфрама фон Рихтгофена, получившего за Гернику генеральские погоны, нанесли 23 августа 1942 года страшный удар по Сталинграду, погубив за один налет более 40 000 горожан. Всего за время Сталинградского сражения от бомбежек погибло около 220 000 человек. Также из-за проблем Восточного фронта германская промышленность была вынуждена увеличить производство самолетов-штурмовиков для поддержки наземных частей, сократив выпуск тяжелых бомбардировщиков.
Ковровые бомбометания имели свою тактику. Вначале использовались тяжелые фугасные бомбы — «разрушители кварталов», «блокбастеры», затем в образовавшиеся в крышах проломы сыпали более легкие зажигательные бомбы, а возникающие пожары завершали смертельную работу.
Трагедии немецких городов
С начала 1943 года ситуация в небе Европы кардинально изменилась. Несломленная Англия и могучие США, превратившие Британские острова в «непотопляемый авианосец», неуклонно наращивали мощь своих авиаударов по нацистской Германии, безжалостно разрушая ее промышленные объекты, превращая в руины города. Англичане, изначально придерживавшиеся установленных Гаагской конференцией правил, вскоре поняли, что они одиноки в своем джентльменстве — противник и не думает их соблюдать. И тогда, исходя из принципа «с волками жить, по‑волчьи выть», все правила были отброшены, воздушная война стала по‑настоящему тотальной.
Интенсивные попытки люфтваффе деморализовать британцев с помощью массированных бомбардировок и завоевать господство в воздухе предпринимались с июля по сентябрь 1940 года. Этот период получил название «Битва за Британию». Результаты не впечатлили Гитлера, и он отказался от планов морского десанта в Британию (операция «Морской лев»).
С этой поры окончательно вошел в обиход термин «ковровые бомбардировки». Назвали это, прямо скажем, негуманное действо так красиво потому, что наблюдаемые с высоты разрывы бомб, ложащихся практически вплотную друг к другу, воронки от них, огонь и дым пожарищ напоминали летчикам некий зловещий ковер, накрывающий все живое. На прошедшей в Касабланке 21 января 1943 года конференции союзников была принята директива «Об усилении совместного воздушного наступления против Германии». Ею предусматривалось планомерное уничтожение силами стратегической авиации военной промышленности и экономики Германии, а также подрыв морального духа немецкого народа (как тут не вспомнить старика Дуэ!). Командующий стратегической авиацией Королевских ВВС генерал Артур Харрис заявил:»…уничтожение немецких рабочих, их семей и жилья так же эффективно, как и уничтожение заводов, где они работают», и подписал приказ о подготовке операции «Гоморра», вероятно вспомнив библейское »…и пролил Господь с неба на Содом и Гоморру дождем серу и огонь…».
Уинстон Черчилль осматривает разбомбленный люфтваффе собор. Речи британского премьера в период «Битвы за Британию» стали классикой политической патриотической риторики.
Первым на острие «Гоморры» оказался Гамбург. Налет на него тщательно готовился, была разработана специальная тактика бомбометания: вначале шли тяжелые фугаски — так называемые блокбастеры («разрушители кварталов»), пробивающие дома насквозь, следом — зажигательные, чтобы пожарами довершить разгром. Первая атака англичан, в которой участвовало без малого 800 самолетов, началась в 1 час ночи 25 июля 1943 года. За 50 минут было сброшено 2400 т бомб. Утром на смену англичанам пришли американцы. В ночь на 28 июля в налете на Гамбург участвовало 787 бомбардировщиков, 29 июля — еще 700. Всего до 30 июля на Гамбург было совершено более 2500 самолетовылетов, в ходе которых было разрушено 250 000 зданий, погибло не менее 50 000 человек, примерно 200 000 было ранено, более миллиона горожан лишились жилья. Самой страшной оказалась ночная атака 28 июля, когда в городе возник огненный смерч. Из-за разности температур раскаленный воздух, устремляясь вверх, создавал сильную тягу и буквально засасывал людей в огонь. В возникшем воздушном потоке скорость достигала 240 км/ч, а температура 800 °C. Город превратился в огненную преисподнюю. Только в эту ночь погибло около 40 000 человек. Еще раньше смертоносным ковром был накрыт Кельн, крепко досталось таким крупным немецким городам, как Штутгарт, Эссен, Нюрнберг, и многим другим. Лишь после этого пришла очередь Дрездена.
Между прошлым и будущим
В мае 1945-го в Европе, а в сентябре того же года на Тихом океане закончилась Вторая мировая война. Вспомнили о варварских «ковровых бомбардировках», и сразу же был найден козел отпущения. Им сделали генерала А. Харриса, обвинив его в чрезмерной жестокости. Он был уволен с занимаемой высокой должности, но вины своей не признал. Что ж — на войне как на войне. Однако с концом Мировой войны «ковровые бомбардировки» не канули в Лету. Они повторились во Вьетнаме, где американцы с гигантских B-52 засыпали бомбами Ханой и другие города. Не обошлось без подобных акций и при советском вторжении в Афганистан.