Антарктические листрозавры впадали в спячку
Спячка — уникальный механизм, позволяющий животным экономить ресурсы с помощью замедления метаболических процессов, и иногда это состояние практически неотличимо от смерти. Так, например, в спячке у земляных белок температура тела может падать до -2°C, сердце ежей бьется два раза в минуту, а между вдохами летучих мышей иногда проходит несколько десятков минут.
Ученым, однако, до сих пор не было известно, когда именно у животных появилась эта способность, но теперь, благодаря исследованию двух американских биологов, в этом вопросе стало немного больше ясности. Уитни и Сайдор проанализировали и сравнили кольца роста на зубах различных особей листрозавра, останки которых были найдены в Антарктиде и Южной Африке. Не так давно биологи выяснили, что некоторые зубы растут всю жизнь, и по ним можно определить различные фазы роста дентина — твердых зубных тканей. Не отличались в этом плане и зубы листрозавров, живших в нижнетриасовую эпоху.
В результате выяснилось, что в зубах антарктических листрозавров отчетливо прослеживаются признаки фаз замедления роста, аналогичные тем, которые можно обнаружить у некоторых современных видов, впадающих в спячку. Из чего авторы исследования сделали вывод, что листрозавтры также были способны к какой-то разновидности гибернации: «Эти предварительные результаты показывают, что зимняя спячка не является новой способностью — она старая», — говорит Меган Уитни.
Кроме того, структура зубов листрозавтров дает основание предполагать, что они не были хладнокровными как рептилии или амфибии. По словам Уитни, они обнаружили следы небольших реактиваций обмена веществ во время фазы замедления, что больше всего похоже на зимнюю спячку современных теплокровных животных.