Когда космический аппарат Voyager 2 посетил Уран почти 50 лет назад, он обнаружил магнитную загадку. В отличие от большинства планет, магнитное поле ледяного гиганта наклонено примерно на 60° от его оси вращения, создавая асимметричное магнитное поле, которое меняется по силе. Понимание причины этой аномалии является ключевой целью предлагаемой флагманской миссии NASA к ледяным гигантам. Согласно новому исследованию М. Ачевски и его коллег, опубликованному в журнале Geophysical Research Letters, наклонное магнитное поле планеты, вероятно, также является причиной ещё одного любопытного открытия, сделанного миссией Voyager 2.

Планета с сильным магнитным полем может захватывать заряженные частицы из космоса, которые затем дрейфуют вокруг планеты в так называемом радиационном поясе. Приборы космического корабля обнаружили протонные радиационные пояса вокруг Урана, которые намного слабее, чем предсказывалось — примерно в 100 раз ниже ожидаемого верхнего предела. Авторы использовали новое моделирование, чтобы выяснить, почему.

Аномальное магнитное поле Урана может объяснить слабые радиационные пояса, обнаруженные Voyager 2Планета Уран на снимке космического телескопа «Джеймс Уэбб», имеет наклонное магнитное поле и аномальные радиационные пояса. Будущие миссии к ледяному гиганту могут раскрыть больше информации об аномалиях планеты. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Большинство структур планетарного поля можно смоделировать с помощью дипольного поля, но исследователи добавили в свою модель более сложное квадрупольное поле, чтобы имитировать магнитную осевую асимметрию планеты. Они использовали алгоритм Бориса (часто используемый для моделирования движения частиц в электромагнитном поле) для моделирования траекторий заряженных частиц, окружающих Уран.

Они обнаружили, что частицы меняют скорость в различных точках своих орбит, проходя через более сильные и более слабые области асимметричного магнитного поля. Примечательно, что этот эффект проявляется только тогда, когда магнитное поле моделируется с помощью дополнительного квадрупольного поля.

Авторы говорят, что области повышенной скорости рассеивают частицы, уменьшая их плотность до 20% в некоторых регионах вокруг планеты. Voyager 2 мог пройти через такую ? область с низкой плотностью, предполагают они, что может объяснить, почему аппарат обнаружил меньше частиц в радиационных поясах, чем ожидалось.

Это не в полной мере объясняет слабость радиационного пояса, обнаруженную Voyager 2. Однако эти данные могут помочь объяснить механизм, лежащий в основе открытий Voyager 2, и предоставить новые теоретические данные о влиянии магнитного поля планеты.

Предлагаемая космическая миссия к Урану может предоставить больше данных, потенциально помогая понять механизмы, лежащие в основе необычного магнитного поля планеты.