Панельная дискуссия бизнес-ангелов завершилась потенциальной сделкой
Панельная дискуссия «Бизнес-ангелы для России: то, что доктор прописал?», организованная РВК в рамках первого дня Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации», позволила совместить теорию с практикой и завершилась заявлением о намерении инвестировать в проект, презентованный экспромтом из зала.
Участники дискуссии представили аудитории собственное понимание особенностей венчурного инвестирования ранней стадии, исходя из личного опыта поделились конкретными практическими рецептами и советами, которые позволят венчурным предпринимателям избежать ошибок в привлечении первичного венчурного капитала и взаимодействии с бизнес-ангелами.
В мероприятии приняли участие: Константин Фокин, президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА), генеральный директор центра инновационного развития Москвы, основатель Angels Ontime; Александр Галицкий, основатель и управляющий партнер Almaz Capital Partners; Вадим Асадов, президент и генеральный директор группы компаний «НейрОК»; Андрей Головин, управляющий партнер, директор Golovin and Partners.
Вадим Осадов обозначил рамки, в которых действует большинство бизнес-ангелов — это финансирование проекта с интересной идеей и стоящей за ней командой в пределах от $10-20 до $500 тыс. При этом большинство софтверных ИТ-проектов требуют финансирования от бизнес-ангела в пределах $50 тыс. Для проектов от $50 до $150 тыс. необходимо привлечение известных бизнес-ангелов, которые готовы рискнуть такой суммой, а для более крупных проектов потребуется привлечение группы бизнес-ангелов, готовых совместно профинансировать интересный проект и разделить риски.
Александр Галицкий обратил внимание на опыт проекта WikiMart, основатели которого нашли пятерых якорных бизнес-ангелов, вложивших первые деньги, и благодаря которым удалось собрать большую группу инвесторов. По мнению Александра Галицкого, установка получить крупное финансирование от одного ангела, характерная для сегодняшнего состояния рынка в России, является неверной: ангелами могут быть только богатые люди, которые не только готовы спокойно потерять свои деньги, но и проявляют интерес к тому, в кого и во что они инвестируют. При этом 10% рискового капитала — это предел. В то же время, бизнес-ангелы не только обеспечивают финансирование, но и помогают сделать меньше ошибок и правильно использовать полученный капитал стартапам.
Тему человеческого фактора в деятельности бизнес-ангелов затронул и Андрей Головин. С его точки зрения, выбор бизнес-ангелов сродни выбору партнера по жизни, второй половинки или супруга. Нельзя рассматривать бизнес-ангела как кошелек. Общение предпринимателя с бизнес-ангелом не должно ограничиваться проектно-денежными отношениями. По словам Андрея Головина, бизнес-ангел — это проводник проекта по жизни, крайне значимый на этапе стартапа. Эту точку зрения подтвердил Александр Галицкий, приведя в пример практику венчурного фонда Almaz Capital Partners, проявляющего внимание не только к проекту, но и к тому, кто выступал его бизнес-ангелами.
Спикеры панельной дискуссии обратили внимание не только на вопросы привлечения к проекту бизнес-ангелов, но и на необходимость устанавливать критерии и условия выхода бизнес-ангела из проекта. По мнению Александра Галицкого, эти условия заранее должны оговариваться с бизнес-ангелом как существенные условия сделки. Условием выхода, например, может быть привлечение в проект венчурного фонда или старт продаж продукта. Вадим Асадов добавил, что критерии входа и выхода должны предполагать конкретный интерес бизнес-ангела, который не может инвестировать средства в стартапы, не предполагающие возврат инвестиций на уровне $10 на каждый вложенный доллар. Однако инвестиции требуют и личного интереса бизнес-ангела к проекту.
Представителям аудитории панельной дискуссии была представлена возможность презентовать проект, который мог бы привлечь внимание бизнес-ангелов. Несмотря на неожиданность такого предложения, презентованный из зала проект интернет-магазина-агрегатора предложений в области очных и заочных психологических тренингов на условиях предоставления 30% капитала за $30 тыс. привлек интерес собравшихся бизнес-ангелов, и дискуссия завершилась заявлением о заинтересованности в инвестициях.
«Я с удовольствием посмотрю на эту компанию, как раз есть деньги на образовательные проекты», — пообещал Константин Фокин.
© CNews