«Яндекс» осудил инициативу ТВ-холдингов о приравнивании поисковиков к онлайн-кинотеатрам

«Яндекс» раскритиковал инициативу Медиакоммуникационного союза (МКС) об ограничении доли иностранного капитала в онлайн-видеосервисах до 20%. Компания пришла к выводу, что законопроект в том числе затронет поисковики, сообщили vc.ru в «Яндексе».

Согласно финальной версии законопроекта, с которой ознакомились «Ведомости», иностранцам будет запрещено владеть долями размером более 20% в работающих на российском рынке онлайн-кинотеатров, а самим сервисам придётся регистрироваться в реестре Роскомнадзора, заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства и идентифицировать пользователей.

При этом ограничение не коснётся сервисов, чья аудитория составляет менее 100 тысяч человек в день, а также социальных сетей (в том числе YouTube), компаний, «имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», и разработчиков мобильных операционных систем…

Эксперты «Яндекса» проанализировали текст закона и пришли к выводу, что он распространяется и на видеосервисы поисковиков — например, «Яндекс.Видео» и «Афиша.Mail.ru». Это с связано с тем, что они позволяют просмотреть ролик или фильм прямо из поиска, не переходя на сайт-источник.

Законопроект приравнивает поисковые системы, которые предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче, к аудиовизульным сервисам, возлагая на них те же обязанности и предъявляя те же требования, например, к премодерации контента. Эта инициатива некорректна и противоречит здравому смыслу.

Поисковые системы не являются распространителями информации, и это уже неоднократно подтверждали и судебные инстанции, и государственные органы. Это касается распространения любого контента, в том числе видео. В поисковых результатах видео всегда воспроизводится с сайта-источника, к которому сами поисковые системы никакого отношения не имеют. Они не могут классифицировать контент, оценивать его соответствие авторским правам или законам РФ. Требования законопроекта технически невыполнимы.

Поисковые системы в большинстве случаев ищут видео на сервисах, где контент размещают сами пользователи (например, видеохостинги или социальные сети). При этом, к самим сервисам в законопроекте требований нет, они выведены из-под действия поправок отдельным пунктом, а к поиску по этим сервисам — есть.

И если поисковая система даёт возможность смотреть видео, найденное в видеохостингах и соцсетях, без перехода на сайт-источник, то к ней предлагается предъявлять те же требования, что и к аудиовизуальным сервисам. При этом, возможность просмотра видео, в том числе на страницах поисковой выдачи, является общепринятой практикой и поощряется всеми крупными сервисами, хранящими пользовательские видео.

— «Яндекс»

В «Яндексе» добавили, что необходимость ограничивать долю участия иностранцев в видеосервисах может привести к уходу некоторых игроков рынка из России, что «негативно скажется на конкуренции, на уровне сервисов в целом, ограничит возможности доступа к лицензионному видеоконтенту и приведет к оттоку пользователей на пиратские ресурсы».

Инициатива МКС выглядит крайне избыточной, она противоречит не только логике, но и парадигме законодательства. Напомним, что действующее законодательство не позволяет каким-либо образом вмешиваться или ограничивать коммерческую деятельность предприятий без достаточных на то оснований. В данном случае обоснования таких серьезных ограничений прав законопослушного бизнеса не ясны и никак не объясняются. Вдвойне странно, что законопроект, затрагивающий интересы сразу нескольких крупных сегментов интернет-бизнеса, обсуждается втихую, без привлечения игроков рынка и экспертов.

— «Яндекс»

В Mail.Ru Group пообещали прокомментировать инициативу позднее.

Изначально МКС планировал упорядочить работу всех работающих в стране онлайн-видеосервисов, однако сейчас законопроект просто увеличивает давление на 10–15% игроков рынка, считает директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. По его мнению, в финальной версии документа, из которой исключены соцсети, иностранные магазины контента и проекты крупных холдингов, можно увидеть желание авторов документа оказать давление на независимые кинотеатры.

Представитель МКС сообщил «Ведомостям», что законопроект «определяет общие правила работы рынка», а ограничение иностранного владения, которое уже действует для СМИ, «полностью соответствует международному опыту».

В состав МКС входят «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», «СТС Медиа», «Мегафон», МТС, «Ростелеком» и другие крупные российские медиахолдинги и операторы связи. Их законопроект об ограничении онлайн-кинотеатров был раскритикован игроками рынка и Экспертным советом при правительстве России, однако документ поддержало Минкомсвязи. Теперь он будет обсуждаться на одной из рабочих групп при администрации президента.

Статьи по теме

©  vc.ru