Яндекс объявляет финансовые результаты за IV квартал 2019 года и 2019 год

orig

Выручка Яндекса в четвёртом квартале 2019 года выросла на 33% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал прошлого года и составила 51,7 млрд рублей

Консолидированная выручка, без учёта Яндекс.Маркета,  выросла по сравнению с прошлым годом на 39% и составила 175,4 млрд рублей

Москва — Амстердам, 14 февраля 2020 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за четвёртый квартал 2019 года и 2019 год.

Консолидированные финансовые результаты за IV квартал 2019 года1,2,3

  • Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 33% — до 51,7 млрд рублей (835,1 млн долларов США).

  • Чистая прибыль составила 0,3 млрд рублей (4,5 млн долларов США) и снизилась на 95% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.

  • Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 5,4 млрд рублей (87,2 млн долларов США) и снизилась на 22% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.

  • Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 10,4%.

  • Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 7% — до 13,2 млрд рублей (213,7 млн долларов США).

  • Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 25,6%.

Консолидированные финансовые результаты за 2019 финансовый год1,2,3

  • Консолидированная выручка выросла по сравнению с 2018 годом на 37% — до 175,4 млрд рублей (2833,2 млн долларов США).

    • Выручка, без учёта Яндекс.Маркета,  выросла по сравнению с 2018 годом на 39%. 

  • Чистая прибыль составила 11,2 млрд рублей (180,9 млн долларов США) и снизилась на 75% по сравнению с 2018 годом.

  • Рентабельность по чистой прибыли — 6,4%.

  • Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 23,5 млрд рублей (380,3 млн долларов США) и увеличилась на 6% по сравнению с 2018 годом.

  • Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 13,4%.

  • Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) составил 51,0 млрд рублей (824,1 млн долларов США) и вырос на 29% по сравнению с 2018 годом.

  • Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 29,1%.

  • Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 декабря 2019 года:

88,3 млрд рублей (1426,5 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 24,4 млрд рублей (394,4 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси. 

Ключевые операционные показатели и достижения за IV квартал 2019 года

Поиск

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале 2019 года составила в среднем 57,5%. В четвёртом квартале 2018 года она составляла 56,5%, а в третьем квартале 2019 года — 56,6% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в четвёртом квартале 2019 года 54,3%, тогда как в третьем квартале она составляла 52,8%, а в четвёртом квартале 2018 года — 49,5% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 7%.

  • Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 20% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.

  • Средняя цена за клик (cost per click) снизилась на 3% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.

Бизнес-юниты и экспериментальные направления

  • Число поездок сервиса Такси выросло на 49% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.

  • Число подписчиков Яндекс.Музыки на конец декабря 2019 года достигло 3,1 миллиона.

  • Беспилотные автомобили Яндекса проехали в автономном режиме в общей сложности более 3,2 миллиона километров.

Акционерная структура

  • Акционеры поддержали изменения в корпоративной структуре Яндекса в декабре 2019 года.

  • В рамках программы обратного выкупа акций, объявленной в четвёртом квартале, выкуплено 460 тыс. акций класса А.

»2019 год был очень успешным по всем параметрам, — говорит Аркадий Волож, генеральный директор группы компаний Яндекса. — Наша выручка выросла на 39% благодаря вкладу каждого из направлений. Мы значительно продвинулись в разработке технологии беспилотного управления при довольно скромных вложениях, и сегодня это технология мирового уровня, наравне с ведущими аналогами в индустрии. Мы продолжим развивать наши технологии и поддерживать рост заметных направлений в экосистеме Яндекса, таких как лента персональных рекомендаций Дзен и новый гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка».

«В четвёртом квартале мы показали хорошие результаты. Выручка увеличилась на 33% по сравнению с предыдущим годом, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Наш бизнес онлайн-заказа такси был прибыльным в течение всего 2019 года, а сегмент Вертикалей показал рекордную доходность».


Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2018 и 2019 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета до даты его деконсолидации 27 апреля 2018 года.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря

2018*

2019

Изменение

2018*

2019

Изменение

Выручка

38 842

51 696

33%

127 657

175 391

37%

Выручка без учёта Яндекс.Маркета

38 842

51 696

33%

126 430

175 391

39%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2

32 678

45 065

38%

107 159

152 067

42%

Операционная прибыль

7 462

4 891

-34%

20 842

24 700

19%

Скорректированный показатель EBITDA2

12 314

13 230

7%

39 575

51 014

29%

Чистая прибыль

5 398

281

-95%

44 258

11 199

-75%

Скорректированная чистая прибыль2

6 941

5 399

-22%

22 124

23 540

6%

* Показатели скорректированы на пересчёт операционных расходов и прочих доходов / (убытков) в связи с принятием стандарта ASC 842, который требует учёта активов с правом пользования и лизинговых обязательств по операционной аренде

Обзор структуры консолидированной выручки

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка от продажи интернет-рекламы:

на сайтах Яндекса3

22 393

27 589

23%

78 696

96 258

22%

на сайтах Рекламной сети Яндекса

7 105

6 736

-5%

24 041

25 480

6%

Общая выручка от продажи

интернет-рекламы3

29 498

34 325

16%

102 737

121 738

18%

Выручка, относящаяся к сегменту Такси

6 924

11 873

71%

19 213

37 931

97%

Прочие доходы

2 420

5 498

127%

5 707

15 722

175%

Общая выручка3

38 842

51 696

33%

127 657

175 391

37%

3 Без учёта результатов Яндекс.Маркета за двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2018 года:

  • Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным показателем за двенадцать месяцев прошлого года.

  • Общая выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 20% по сравнению с аналогичным показателем за двенадцать месяцев прошлого года.

  • Общая выручка выросла на 39% по сравнению с аналогичным показателем за двенадцать месяцев прошлого года.

Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 16% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года и составила 66% от общей выручки компании в четвёртом квартале 2019 года. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. 

Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 23% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года. В структуре общей выручки Яндекса в четвёртом квартале 2019 года она составила 53%.

Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса снизилась на 5% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года. В структуре общей выручки компании в четвёртом квартале 2019 года она составила 13%.

Выручка, относящаяся к сегменту Такси,  в четвёртом квартале 2019 года выросла на 71% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года и составила 23% в структуре общей выручки компании, тогда как в четвёртом квартале прошлого года она составляла 18%. Такой рост в основном обусловлен высокими показателями сервиса онлайн-заказа такси, в частности это увеличение количества поездок, высокие показатели сервиса Яндекс.Такси для бизнеса (учитываются на валовой основе) и растущий вклад фудтех-направления.

Прочие доходы в четвёртом квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 127% и составили 11% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Драйв, ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).

Обзор выручки по сегментам:

Поиск и портал

Сегмент Поиска и портала включает широкий спектр сервисов Яндекса в России, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев,

закончившиеся 31 декабря

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка:

Поиск и портал

29 671

34 463

16%

101 021

121 834

21%

Поиск и портал без учёта результатов IoT*

29 376

33 676

15%

100 711

120 356

20%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Поиск и портал

13 424

15 102

13%

48 232

57 163

19%

Поиск и портал

без учёта

результатов IoT*

13 648

15 459

13%

48 604

58 015

19%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin):

Поиск и портал

45,2%

43,8%

-1,4%

47,7%

46,9%

-0,8%

Поиск и портал

без учёта результатов IoT*

46,5%

45,9%

-0,6%

48,3%

48,2%

-0,1%

* Internet of Things,  интернетвещей.

Такси

Сегмент Такси включает сервис онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье), фудтех-направление (Яндекс.Еда, сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф и гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка), а также направление разработки беспилотных автомобилей.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев,

закончившиеся 31 декабря

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка:

Такси и фудтех

6 924

11 942

72%

19 213

38 045

98%

Беспилотные автомобили

-

-

н/прим.

-

-

н/прим.

Общая выручка

6 924

11 942

72%

19 213

38 045

98%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Такси и фудтех

45

826

н/прим.

(3 920)

2 253

н/прим.

Беспилотные автомобили

(174)

(555)

219%

(514)

(1 505)

193%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) 

(129)

271

н/прим.

(4 434)

748

н/прим.

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin):

Такси и фудтех

0,6%

6.9%

6,3%

-20,4%

5,9%

26,3%

Беспилотные автомобили

н/прим.

н/прим.

н/прим.

н/прим.

н/прим.

н/прим.

Общее отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) 

-1,9%

2,3%

4,2%

-23,1%

2,0%

25,1%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Такси в четвёртом квартале 2019 года достиг 271 млн рублей, тогда как в четвёртом квартале 2018 года убыток по скорректированному показателю EBITDA составлял 129 млн рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос благодаря увеличению доходности сервиса онлайн-заказа такси и несмотря на инвестиции в развитие беспилотного транспорта и фудтех-направления: в четвертом квартале 2019 года Яндекс увеличил парк беспилотных автомобилей и запустил гиперлокальный сервис доставки продуктов — Яндекс.Лавку.

Сервисы объявлений

Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость и Яндекс.Работу. 

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев,

закончившиеся 31 декабря

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка

1 108

1 611

45%

3 717

5 390

45%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(18)

330

н/прим.

(183)

310

н/прим.

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin)

-1,6%

20,5%

22,1%

-4,9%

5,8%

10,7%

Медиасервисы

В сегмент Медиасервисов входят КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша, Яндекс.Телепрограмма, а также продюсерский центр Яндекс.Студия и единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев,

закончившиеся 31 декабря

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка

679

1 333

96%

1 909

3 867

103%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(215)

(688)

220%

(810)

(2 202)

172%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin)

-31,7%

-51,6%

-19,9%

-42,4%

-56,9%

-14,5%

Экспериментальные направления

Экспериментальные направления включают Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Драйв, Геосервисы и Яндекс.Образование.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев,

закончившиеся 31 декабря

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка

2 236

5 096

128%

5 625

15 082

168%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(792)

(1 839)

132%

(3 110)

(5 205)

67%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin)

-35,4%

-36,1%

-0,7%

-55,3%

-34,5%

20,8%

Выручка в сегменте Экспериментальных направлений в четвёртом квартале 2019 года выросла на 128% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов каршеринга Яндекс.Драйв, а также с увеличением доходов Геосервисов и Дзена.

Внутрисегментные расчеты

Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента Поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев,

закончившиеся 31 декабря

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка:

Выручка по всем сегментам

40 618

54 445

34%

133 182

184 218

38%

Внутрисегментные расчеты

(1 776)

(2 749)

55%

(5 525)

(8 827)

60%

Общая выручка*

38 842

51 696

33%

127 657

175 391

37%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) 

12 270

13 176

7%

39 432

50 814

29%

Внутрисегментные расчеты

44

54

23%

143

200

40%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)*

12 314

13 230

7%

39 575

51 014

29%

* Финансовые результаты сегмента Электронной коммерции включены в общие результаты сегментов за двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2018 года. Показатель выручки и общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) в сегменте Электронной коммерции включают выручку и общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. 

Полная версия пресс-релиза (на английском языке).

---------------------------------------------------

Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты,  суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 61,9057 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 декабря 2019 года.

Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».


Контакты

Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта:  pr@yandex-team.ru

©  Яндекс