Яндекс объявляет финансовые результаты за IV квартал 2019 года и 2019 год
Выручка Яндекса в четвёртом квартале 2019 года выросла на 33% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал прошлого года и составила 51,7 млрд рублей
Консолидированная выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с прошлым годом на 39% и составила 175,4 млрд рублей
Москва — Амстердам, 14 февраля 2020 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за четвёртый квартал 2019 года и 2019 год.
Консолидированные финансовые результаты за IV квартал 2019 года1,2,3
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 33% — до 51,7 млрд рублей (835,1 млн долларов США).
Чистая прибыль составила 0,3 млрд рублей (4,5 млн долларов США) и снизилась на 95% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 5,4 млрд рублей (87,2 млн долларов США) и снизилась на 22% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 10,4%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 7% — до 13,2 млрд рублей (213,7 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 25,6%.
Консолидированные финансовые результаты за 2019 финансовый год1,2,3
Консолидированная выручка выросла по сравнению с 2018 годом на 37% — до 175,4 млрд рублей (2833,2 млн долларов США).
Выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с 2018 годом на 39%.
Чистая прибыль составила 11,2 млрд рублей (180,9 млн долларов США) и снизилась на 75% по сравнению с 2018 годом.
Рентабельность по чистой прибыли — 6,4%.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 23,5 млрд рублей (380,3 млн долларов США) и увеличилась на 6% по сравнению с 2018 годом.
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 13,4%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) составил 51,0 млрд рублей (824,1 млн долларов США) и вырос на 29% по сравнению с 2018 годом.
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 29,1%.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 декабря 2019 года:
88,3 млрд рублей (1426,5 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 24,4 млрд рублей (394,4 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.
Ключевые операционные показатели и достижения за IV квартал 2019 года
Поиск
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале 2019 года составила в среднем 57,5%. В четвёртом квартале 2018 года она составляла 56,5%, а в третьем квартале 2019 года — 56,6% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в четвёртом квартале 2019 года 54,3%, тогда как в третьем квартале она составляла 52,8%, а в четвёртом квартале 2018 года — 49,5% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 7%.
Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 20% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.
Средняя цена за клик (cost per click) снизилась на 3% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.
Бизнес-юниты и экспериментальные направления
Число поездок сервиса Такси выросло на 49% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года.
Число подписчиков Яндекс.Музыки на конец декабря 2019 года достигло 3,1 миллиона.
Беспилотные автомобили Яндекса проехали в автономном режиме в общей сложности более 3,2 миллиона километров.
Акционерная структура
Акционеры поддержали изменения в корпоративной структуре Яндекса в декабре 2019 года.
В рамках программы обратного выкупа акций, объявленной в четвёртом квартале, выкуплено 460 тыс. акций класса А.
»2019 год был очень успешным по всем параметрам, — говорит Аркадий Волож, генеральный директор группы компаний Яндекса. — Наша выручка выросла на 39% благодаря вкладу каждого из направлений. Мы значительно продвинулись в разработке технологии беспилотного управления при довольно скромных вложениях, и сегодня это технология мирового уровня, наравне с ведущими аналогами в индустрии. Мы продолжим развивать наши технологии и поддерживать рост заметных направлений в экосистеме Яндекса, таких как лента персональных рекомендаций Дзен и новый гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка».
«В четвёртом квартале мы показали хорошие результаты. Выручка увеличилась на 33% по сравнению с предыдущим годом, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Наш бизнес онлайн-заказа такси был прибыльным в течение всего 2019 года, а сегмент Вертикалей показал рекордную доходность».
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2018 и 2019 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета до даты его деконсолидации 27 апреля 2018 года.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018* | 2019 | Изменение | 2018* | 2019 | Изменение | |
Выручка | 38 842 | 51 696 | 33% | 127 657 | 175 391 | 37% |
Выручка без учёта Яндекс.Маркета | 38 842 | 51 696 | 33% | 126 430 | 175 391 | 39% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 | 32 678 | 45 065 | 38% | 107 159 | 152 067 | 42% |
Операционная прибыль | 7 462 | 4 891 | -34% | 20 842 | 24 700 | 19% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 12 314 | 13 230 | 7% | 39 575 | 51 014 | 29% |
Чистая прибыль | 5 398 | 281 | -95% | 44 258 | 11 199 | -75% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 6 941 | 5 399 | -22% | 22 124 | 23 540 | 6% |
* Показатели скорректированы на пересчёт операционных расходов и прочих доходов / (убытков) в связи с принятием стандарта ASC 842, который требует учёта активов с правом пользования и лизинговых обязательств по операционной аренде
Обзор структуры консолидированной выручки
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | ||||||
на сайтах Яндекса3 | 22 393 | 27 589 | 23% | 78 696 | 96 258 | 22% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 7 105 | 6 736 | -5% | 24 041 | 25 480 | 6% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы3 | 29 498 | 34 325 | 16% | 102 737 | 121 738 | 18% |
Выручка, относящаяся к сегменту Такси | 6 924 | 11 873 | 71% | 19 213 | 37 931 | 97% |
Прочие доходы | 2 420 | 5 498 | 127% | 5 707 | 15 722 | 175% |
Общая выручка3 | 38 842 | 51 696 | 33% | 127 657 | 175 391 | 37% |
3 Без учёта результатов Яндекс.Маркета за двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2018 года:
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным показателем за двенадцать месяцев прошлого года.
Общая выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 20% по сравнению с аналогичным показателем за двенадцать месяцев прошлого года.
Общая выручка выросла на 39% по сравнению с аналогичным показателем за двенадцать месяцев прошлого года.
Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 16% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года и составила 66% от общей выручки компании в четвёртом квартале 2019 года. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 23% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года. В структуре общей выручки Яндекса в четвёртом квартале 2019 года она составила 53%.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса снизилась на 5% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года. В структуре общей выручки компании в четвёртом квартале 2019 года она составила 13%.
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, в четвёртом квартале 2019 года выросла на 71% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года и составила 23% в структуре общей выручки компании, тогда как в четвёртом квартале прошлого года она составляла 18%. Такой рост в основном обусловлен высокими показателями сервиса онлайн-заказа такси, в частности это увеличение количества поездок, высокие показатели сервиса Яндекс.Такси для бизнеса (учитываются на валовой основе) и растущий вклад фудтех-направления.
Прочие доходы в четвёртом квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года на 127% и составили 11% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Драйв, ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).
Обзор выручки по сегментам:
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает широкий спектр сервисов Яндекса в России, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Поиск и портал | 29 671 | 34 463 | 16% | 101 021 | 121 834 | 21% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 29 376 | 33 676 | 15% | 100 711 | 120 356 | 20% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Поиск и портал | 13 424 | 15 102 | 13% | 48 232 | 57 163 | 19% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 13 648 | 15 459 | 13% | 48 604 | 58 015 | 19% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | ||||||
Поиск и портал | 45,2% | 43,8% | -1,4% | 47,7% | 46,9% | -0,8% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 46,5% | 45,9% | -0,6% | 48,3% | 48,2% | -0,1% |
* Internet of Things, интернетвещей.
Такси
Сегмент Такси включает сервис онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье), фудтех-направление (Яндекс.Еда, сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф и гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка), а также направление разработки беспилотных автомобилей.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Такси и фудтех | 6 924 | 11 942 | 72% | 19 213 | 38 045 | 98% |
Беспилотные автомобили | - | - | н/прим. | - | - | н/прим. |
Общая выручка | 6 924 | 11 942 | 72% | 19 213 | 38 045 | 98% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Такси и фудтех | 45 | 826 | н/прим. | (3 920) | 2 253 | н/прим. |
Беспилотные автомобили | (174) | (555) | 219% | (514) | (1 505) | 193% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (129) | 271 | н/прим. | (4 434) | 748 | н/прим. |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | ||||||
Такси и фудтех | 0,6% | 6.9% | 6,3% | -20,4% | 5,9% | 26,3% |
Беспилотные автомобили | н/прим. | н/прим. | н/прим. | н/прим. | н/прим. | н/прим. |
Общее отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -1,9% | 2,3% | 4,2% | -23,1% | 2,0% | 25,1% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Такси в четвёртом квартале 2019 года достиг 271 млн рублей, тогда как в четвёртом квартале 2018 года убыток по скорректированному показателю EBITDA составлял 129 млн рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос благодаря увеличению доходности сервиса онлайн-заказа такси и несмотря на инвестиции в развитие беспилотного транспорта и фудтех-направления: в четвертом квартале 2019 года Яндекс увеличил парк беспилотных автомобилей и запустил гиперлокальный сервис доставки продуктов — Яндекс.Лавку.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость и Яндекс.Работу.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка | 1 108 | 1 611 | 45% | 3 717 | 5 390 | 45% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (18) | 330 | н/прим. | (183) | 310 | н/прим. |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -1,6% | 20,5% | 22,1% | -4,9% | 5,8% | 10,7% |
Медиасервисы
В сегмент Медиасервисов входят КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша, Яндекс.Телепрограмма, а также продюсерский центр Яндекс.Студия и единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка | 679 | 1 333 | 96% | 1 909 | 3 867 | 103% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (215) | (688) | 220% | (810) | (2 202) | 172% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -31,7% | -51,6% | -19,9% | -42,4% | -56,9% | -14,5% |
Экспериментальные направления
Экспериментальные направления включают Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Драйв, Геосервисы и Яндекс.Образование.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка | 2 236 | 5 096 | 128% | 5 625 | 15 082 | 168% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (792) | (1 839) | 132% | (3 110) | (5 205) | 67% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -35,4% | -36,1% | -0,7% | -55,3% | -34,5% | 20,8% |
Выручка в сегменте Экспериментальных направлений в четвёртом квартале 2019 года выросла на 128% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2018 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов каршеринга Яндекс.Драйв, а также с увеличением доходов Геосервисов и Дзена.
Внутрисегментные расчеты
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента Поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Выручка по всем сегментам | 40 618 | 54 445 | 34% | 133 182 | 184 218 | 38% |
Внутрисегментные расчеты | (1 776) | (2 749) | 55% | (5 525) | (8 827) | 60% |
Общая выручка* | 38 842 | 51 696 | 33% | 127 657 | 175 391 | 37% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) | 12 270 | 13 176 | 7% | 39 432 | 50 814 | 29% |
Внутрисегментные расчеты | 44 | 54 | 23% | 143 | 200 | 40% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)* | 12 314 | 13 230 | 7% | 39 575 | 51 014 | 29% |
* Финансовые результаты сегмента Электронной коммерции включены в общие результаты сегментов за двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2018 года. Показатель выручки и общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) в сегменте Электронной коммерции включают выручку и общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 61,9057 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 декабря 2019 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
Контакты
Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru
© Яндекс