Яндекс объявляет финансовые результаты за IV квартал 2018 года и 2018 год
Москва — Амстердам, 15 февраля 2019 года. Яндекс (NASDAQ: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за четвёртый квартал 2018 года и 2018 год.
Ключевые финансовые показатели за IV квартал 2018 года1,2,3
Консолидированные финансовые результаты за IV квартал 2018 года
-
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 39% — до 38,8 млрд рублей (559,1 млн долларов США).
-
Чистая прибыль составила 5,9 млрд рублей (85,1 млн долларов США) и увеличилась на 69% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
-
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 6,9 млрд рублей (100,0 млн долларов США) и увеличилась на 32% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
-
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 17,9%.
-
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 33% — до 12,3 млрд рублей (177,4 млн долларов США).
-
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 31,7%.
Финансовые результаты за IV квартал 2018 года без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2017 и 2018 годы
-
Выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 46% — до 38,8 млрд рублей (559,1 млн долларов США).
-
Чистая прибыль, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 102% и составила 6,5 млрд рублей (93,2 млн долларов США).
-
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income), без учёта Яндекс.Маркета, увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 53% и составила 7,5 млрд рублей (108,2 млн долларов США).
-
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 19,4%.
-
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета, вырос по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 38% — до 12,3 млрд рублей (177,4 млн долларов США).
-
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 31,7%.
68,8 млрд рублей (990,3 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 27,3 млрд рублей (393,3 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси;
29,1 млрд рублей (418,6 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов Яндекс.Маркета, не включаемых в консолидированный баланс Яндекс Н.В. (Yandex N.V.).
Ключевые финансовые показатели за 2018 финансовый год1,2,3
Консолидированные финансовые результаты за 2018 финансовый год
-
Консолидированная выручка выросла по сравнению с 2017 годом на 36% — до 127,7 млрд рублей (1837,6 млн долларов США).
-
Чистая прибыль составила 45,9 млрд рублей (660,1 млн долларов США) и увеличилась на 430% по сравнению с 2017 годом.
-
Рентабельность по чистой прибыли — 35,9%.
-
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 22,1 млрд рублей (318,7 млн долларов США) и увеличилась на 44% по сравнению с 2017 годом.
-
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 17,3%.
-
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) составил 39,6 млрд рублей (569,9 млн долларов США) и вырос на 36% по сравнению с 2017 годом.
-
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 31%.
Финансовые результаты за 2018 финансовый год без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2017 и 2018 годы
-
Выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с 2017 годом на 41% — до 126,4 млрд рублей (1819,9 млн долларов США).
-
Чистая прибыль, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с 2017 годом на 146% и составила 18,4 млрд рублей (265,3 млн долларов США).
-
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income), без учёта Яндекс.Маркета, увеличилась по сравнению с 2017 годом на 62% и составила 22,9 млрд рублей (329,7 млн долларов США).
-
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 18,1%.
-
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета, вырос по сравнению с 2017 годом на 45% — до 39,9 млрд рублей (573,7 млн долларов США).
-
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 31,5%.
Ключевые операционные показатели и достижения за IV квартал 2018 года
-
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале 2018 года составила в среднем 56,5%, оставшись на уровне четвёртого квартала 2017 года, тогда как в третьем квартале 2018 года она составляла 55,9% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
-
В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в четвёртом квартале 2018 года 49,5%, тогда как в третьем квартале она составляла 49,1%, а в четвёртом квартале 2017 года — 45,0% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
-
Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 10%.
-
Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 10% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. Количество платных кликов без учёта кликов на Яндекс.Маркете выросло на 20% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
-
Средняя цена за клик (cost per click) выросла на 7% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. Средняя цена за клик без учёта цены кликов на Яндекс.Маркете выросла на 4% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
-
Число поездок сегмента Такси выросло на 112% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. Это количество поездок включает поездки Uber за полный четвёртый квартал 2018 года.
-
Яндекс получил разрешение и приступил к испытаниям беспилотного автомобиля в автономном режиме на дорогах общего пользования в Тель-Авиве.
«Компания отлично поработала в 2018 году. Мы укрепили позиции в Поиске, запустили новые сервисы на стыке онлайна и офлайна — Драйв и Еду — и открыли всем желающим доступ к нашим технологиям и инфраструктуре в Яндекс.Облаке. Мне особенно приятно отметить успехи в развитии беспилотного транспорта: всего за два года нам удалось создать полноценное беспилотное такси», — говорит Аркадий Волож, руководитель группы компаний Яндекса.
«В четвёртом квартале 2018 года Яндекс показал уверенный рост. Выручка компании увеличилась на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а без учёта Яндекс.Маркета — на 46%. Инвестиции в развитие сервиса онлайн-заказа такси принесли результат: сервис стал прибыльным. Мы будем продолжать экспериментировать и развивать новые направления», — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса.
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года.
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 декабря |
Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря |
||||
2017 |
2018 |
Изменение |
2017 |
2018 |
Изменение |
|
Выручка |
27 860 |
38 842 |
39% |
94 054 |
127 657 |
36% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 |
23 071 |
32 678 |
42% |
76 709 |
107 159 |
40% |
Операционная прибыль |
4 817 |
7 471 |
55% |
13 036 |
20 861 |
60% |
Скорректированный показатель EBITDA2 |
9 293 |
12 323 |
33% |
29 075 |
39 594 |
36% |
Чистая прибыль |
3 500 |
5 911 |
69% |
8 656 |
45 861 |
430% |
Скорректированная чистая прибыль2 |
5 249 |
6 949 |
32% |
15 359 |
22 138 |
44% |
Обзор ключевых финансовых показателей, без учёта финансовых результатов Яндекс.Маркета, за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов.
В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета |
Три месяца, закончившиеся 31 декабря |
Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря |
||||
2017 |
2018 |
Изменение |
2017 |
2018 |
Изменение |
|
Выручка без учёта Яндекс.Маркета |
26 674 |
38 842 |
46% |
89 950 |
126 430 |
41% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 без учёта Яндекс.Маркета |
21 943 |
32 678 |
49% |
72 842 |
105 966 |
45% |
Операционная прибыль без учёта Яндекс.Маркета |
4 490 |
7 471 |
66% |
11 566 |
21 180 |
83% |
Скорректированный показатель EBITDA2 без учёта Яндекс.Маркета |
8 923 |
12 323 |
38% |
27 477 |
39 857 |
45% |
Чистая прибыль без учёта Яндекс.Маркета |
3 203 |
6 478 |
102% |
7 484 |
18 432 |
146% |
Скорректированная чистая прибыль2 без учёта Яндекс.Маркета |
4 920 |
7 516 |
53% |
14 114 |
22 906 |
62% |
Обзор структуры консолидированной выручки:
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 декабря |
Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря |
||||
2017 |
2018 |
Изменение |
2017 |
2018 |
Изменение |
|
Выручка от продажи интернет-рекламы: |
||||||
на сайтах Яндекса |
18 932 |
22 393 |
18% |
65 149 |
78 696 |
21% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса |
6 138 |
7 105 |
16% |
22 251 |
24 041 |
8% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы |
25 070 |
29 498 |
18% |
87 400 |
102 737 |
18% |
Прочие доходы |
2 790 |
9 344 |
235% |
6 654 |
24 920 |
275% |
Общая выручка |
27 860 |
38 842 |
39% |
94 054 |
127 657 |
36% |
В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета |
Три месяца, закончившиеся 31 декабря |
Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря |
||||
2017 |
2018 |
Изменение |
2017 |
2018 |
Изменение |
|
Выручка от продажи интернет-рекламы без учёта Яндекс.Маркета: |
||||||
на сайтах Яндекса без учёта Яндекс.Маркета |
17 576 |
22 393 |
27% |
60 663 |
77 170 |
27% |
на сайтах Рекламной сети Яндекс без учёта Яндекс.Маркета |
6 087 |
7 105 |
17% |
21 953 |
23 962 |
9% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы без учёта Яндекс.Маркета |
23 663 |
29 498 |
25% |
82 616 |
101 132 |
22% |
Прочие доходы без учёта Яндекс.Маркета |
3 011 |
9 344 |
210% |
7 334 |
25 298 |
245% |
Общая выручка без учёта Яндекс.Маркета |
26 674 |
38 842 |
46% |
89 950 |
126 430 |
41% |
Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 18% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. В структуре общей выручки Яндекса в четвёртом квартале 2018 года она составляет 76%. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за четвёртый квартал 2017 года выручка от продажи интернет-рекламы в четвёртом квартале 2018 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года и составила 58% от общей выручки компании в четвёртом квартале 2018 года. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за четвёртый квартал 2017 года выручка от продажи интернет-рекламы на сайтах Яндекса в четвёртом квартале 2018 года выросла на 27% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса выросла на 16% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года. В структуре общей выручки компании в четвёртом квартале 2018 года она составила 18%. Усиление темпов роста произошло в основном за счёт вклада малых и средних партнёров Рекламной сети Яндекса.
Прочие доходы в четвёртом квартале 2018 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2017 года на 235% и составили 24% от общей выручки компании. Рост прочих доходов был связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Такси, и, в меньшей степени, с доходами сервиса Яндекс.Драйв, который был запущен только в этом году, а также доходами от продаж устройств.
Обзор выручки по сегментам:
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 декабря |
Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря |
||||
2017 |
2018 |
Изменение |
2017 |
2018 |
Изменение |
|
Выручка: |
||||||
Поиск и портал |
24 172 |
30 722 |
27% |
84 168 |
104 364 |
24% |
Электронная коммерция* |
1 445 |
- |
н/прим. |
4 968 |
1 697 |
-66% |
Такси |
2 191 |
6 924 |
216% |
4 891 |
19 213 |
293% |
Сервисы объявлений |
688 |
1 108 |
61% |
2 059 |
3 717 |
81% |
Медиасервисы |
402 |
679 |
69% |
1 187 |
1 909 |
61% |
Экспериментальные направления |
146 |
1 214 |
н/прим. |
369 |
2 516 |
н/прим. |
Внутрисегментные расчёты |
(1 184) |
(1 805) |
52% |
(3 588) |
(5 759) |
61% |
Общая выручка |
27 860 |
38 842 |
39% |
94 054 |
127 657 |
36% |
Общая выручка без учёта Яндекс.Маркета* |
26 674 |
38 842 |
46% |
89 950 |
126 430 |
41% |
*Показатель выручки в сегменте Электронной коммерции включает выручку Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. Отдельный показатель выручки Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) представлен в таблице ниже.
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 декабря |
Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря |
||||
2017 |
2018 |
Изменение |
2017 |
2018 |
Изменение |
|
Выручка: |
||||||
Яндекс.Маркет, на сопоставимой основе (like-for-like) |
1 445 |
3 407 |
136% |
4 968 |
7 886 |
59% |
Структура сегментов с первого квартала 2018 года:
Поиск и портал: все сервисы Яндекса в России, Беларуси и Казахстане (в том числе геоинформационные, а также сервисы Яндекса на Украине до введения в этой стране санкций против Яндекса в мае 2017 года), кроме нижеперечисленных. С первого квартала 2018 года этот сегмент включает поиск и портал в Турции и Yandex Launcher, относившиеся ранее к экспериментальному направлению, а также сервис Яндекс.Путешествия, входивший в сегмент сервисов объявлений.
Электронная коммерция: Яндекс.Маркет (до завершения создания Яндексом и Сбербанком совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета 27 апреля 2018 года).
Такси: сервисы онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье) и сервисы доставки еды (Яндекс.Еда, UberEATs и сервис доставки наборов для приготовления блюд «Партия еды»).
Сервисы объявлений: Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа.
Медиасервисы: КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма. Медиасервисы были выделены из экспериментального направления в отдельный бизнес-юнит.
Экспериментальные направления: Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Здоровье, Яндекс.Драйв и Yandex Data Factory. Сервисы Яндекс.Облако и Яндекс.Здоровье ранее относились к сегменту поиска и портала. Каршеринговый сервис Яндекс.Драйв был запущен в феврале 2018 года.
Элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с куплей и продажей рекламы.
Финансовые показатели предыдущих периодов были приведены в соответствие с новой структурой сегментов.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 69,4706 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 декабря 2018 года.
2Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
327 апреля 2018 года Яндекс и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. Яндекс и Сбербанк владеют равными долями в совместной компании. До десяти процентов акций идёт на формирование опционного фонда для команды Яндекс.Маркета. Соответственно, начиная с 27 апреля 2018 года Яндекс перестаёт консолидировать показатели Яндекс.Маркета в консолидированных финансовых результатах и, согласно методу учёта по долевому участию, отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках. Финансовые результаты без учёта Яндекс.Маркета не включают результаты Яндекс.Маркета, эффект от деконсолидации, а также долю Яндекса в чистой прибыли Яндекс.Маркета после деконсолидации за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов.
Контакты
Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru
© Яндекс