Яндекс объявляет финансовые результаты за III квартал 2020 года
Москва — Амстердам, 28 октября 2020 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за третий квартал 2020 года.
Реорганизация Яндекс.Маркета и Яндекс.Денег, а также реструктуризация группы компаний Яндекс.Такси
23 июля 2020 года Яндекс и Сбербанк закрыли сделку по реструктуризации двух совместных предприятий — Яндекс.Маркета и Яндекс.Денег. В результате Яндекс стал контролирующим акционером Яндекс.Маркета, и с этой даты финансовые результаты Яндекс.Маркета стали отражаться в консолидированной отчётности Яндекса. До этого доля Яндекса в финансовых результатах Яндекс.Маркета отражалась в консолидированном отчёте о прибылях и убытках в составе прибылей/убытков от инвестиций по методу учёта долевого участия (с 27 апреля 2018 года, когда Яндекс и Сбербанк создали совместное предприятие на базе Яндекс.Маркета). Кроме того, Яндекс вышел из совместного предприятия Яндекс.Денег, и финансовые результаты Яндекс.Денег больше не учитываются в консолидированном отчёте о прибылях и убытках в составе прибылей/убытков от инвестиций по методу учёта долевого участия.
В сентябре 2020 года Яндекс завершил реструктуризацию группы компаний Яндекс.Такси — совместного предприятия с Uber, включающего сервис онлайн-заказа такси и фудтех-направление. В результате этой реструктуризации сервис Яндекс.Драйв переходит в состав группы компаний Яндекс.Такси, а направление беспилотных автомобилей выделяется в отдельную компанию Yandex Self Driving Group (SDG).
Таким образом, в данном финансовом пресс-релизе представлены:
Консолидированные финансовые результаты, которые включают результаты Яндекс.Маркета за 69 дней после реструктуризации, а также долю Яндекса в финансовых результатах Яндекс.Маркета до 23 июля 2020 года.
Финансовые результаты на сопоставимой основе (like-for-like) без учёта результатов Яндекс.Маркета. Результаты Яндекс.Маркета после консолидации, прибыль от консолидации Яндекс.Маркета и убыток от инвестиций по методу учёта долевого участия, связанных с Яндекс.Маркетом, за период до консолидации, полностью исключены из результатов за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2019 и 2020 годов.
Финансовые результаты Яндекс.Маркета на сопоставимой основе представляют собой отдельные финансовые результаты Яндекс.Маркета за полные три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2019 и 2020 годов.
Ключевые финансовые показатели за III квартал 2020 года1
Консолидированные финансовые результаты за III квартал 2020 года
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года на 30% — до 58,3 млрд рублей (732,1 млн долларов США).
Чистая прибыль составила 21,9 млрд рублей (275,0 млн долларов США) и увеличилась на 356% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года, когда она составляла 4,8 млрд рублей.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 7,6 млрд рублей (96,0 млн долларов США) и увеличилась на 11% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года.
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 13,1%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года на 8% — до 15,1 млрд рублей (189,4 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 25,9%.
Финансовые результаты за III квартал 2020 года на сопоставимой основе (like-for-like) без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2019 и 2020 годы
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года на 19% — до 53,7 млрд рублей (674,0 млн долларов США).
Чистая прибыль составила 4,7 млрд рублей (58,5 млн долларов США) и снизилась на 20% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года, когда она составляла 5,8 млрд рублей.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 9,4 млрд рублей (117,4 млн долларов США) и увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года.
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 17,4%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года на 16% — до 16,2 млрд рублей (203,0 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 30,1%.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 сентября 2020 года:
251,9 млрд рублей (3161,1 млн долларов США) на консолидированной основе, включая:
30,5 млрд рублей (382,7 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси;
16,8 млрд рублей (210,8 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов Яндекс.Маркета.
Ключевые операционные показатели и достижения за III квартал 2020 года
Поиск
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в третьем квартале 2020 года составила в среднем 59,3%. В третьем квартале 2019 года она составляла 56,6%, а во втором квартале 2020 года — 59,6% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в третьем квартале 2020 года 58,7%, тогда как в третьем квартале 2019 года она составляла 52,8%, а во втором квартале 2020 года — 57,5% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
Доля поисковых запросов с мобильных устройств в третьем квартале 2020 года составила 62,7% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 52,8% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в третьем квартале 2020 года.
Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года на 13%.
Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса, без учёта Яндекс.Маркета, выросло в совокупности на 14% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года.
Средняя цена за клик (cost per click), без учёта Яндекс.Маркета, снизилась на 12% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года.
Бизнес-юниты и экспериментальные направления
Число поездок сервиса Такси увеличилось на 24% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года.
Число Яндекс.Лавокна конец сентября 2020 года достигло 234.
Доля валовой стоимости товаров (GMV)*, реализованных сторонними продавцами на Яндекс.Маркете, в третьем квартале 2020 года достигла 60%.
Количество наименований товаров на Яндекс.Маркете в третьем квартале 2020 годадостигло 1,4 миллиона.
Число подписчиков Медиасервисов в третьем квартале 2020 года достигло 5,6 миллиона и увеличилось на 121% по сравнению с аналогичным показателем на конец третьего квартала 2019 года.
Ежедневная аудитория Яндекс.Дзена в сентябре 2020 года составила 18,2 миллиона пользователей и увеличилась на 45% по сравнению с аналогичным показателем за сентябрь 2019 года.
* Валовая стоимость товаров (GMV) — это стоимость заказов, доставленных и оплаченных по итоговой цене, включая НДС, на дату их доставки.
Корпоративная деятельность
23 июля 2020 года Яндекс и Сбербанк завершили реструктуризацию совместных предприятий — Яндекс.Маркета и Яндекс.Денег. В результате этой реструктуризации Яндексу теперь принадлежит 100% Яндекс.Маркета, при этом часть акций выделена для мотивационной программы сотрудников Яндекс.Маркета. Кроме того, Яндекс вышел из совместного предприятия Яндекс.Денег. До конца 2020 года сервис проведёт ребрендинг и поменяет название.
1 октября 2020 года маркетплейс Беру и сервис для сравнения цен Яндекс.Маркет стали единым сервисом для онлайн-покупок под брендом Яндекс.Маркет.
9 сентября 2020 года Яндекс и Uber завершили процесс выделения направления беспилотных автомобилей в самостоятельную компанию Yandex SDG из группы компаний Яндекс.Такси. Вместе с реструктуризацией Яндекс инвестировал в Yandex SDG 100 млн долларов США в качестве акционерного капитала, ещё 50 млн долларов США будут инвестированы дополнительно в виде конвертируемого займа. Яндекс также выкупил часть доли компании Uber в Yandex SDG. 22 сентября 2020 года сервис каршеринга Яндекс.Драйв стал частью группы компаний Яндекс.Такси. В результате проведённой реструктуризации доля Яндекса в Yandex SDG составляет 72,8%, доля компании Uber — 18,6%, а оставшиеся 8,6% зарезервированы для мотивационной программы руководства и сотрудников Yandex SDG. Доля Яндекса в группе компаний Яндекс.Такси теперь составляет 61,7%, доля компании Uber — 33,5%, а оставшиеся 4,8% зарезервированы для мотивационной программы руководства и сотрудников группы компаний.
«Результаты третьего квартала превзошли наши ожидания. Многие направления бизнеса улучшили показатели роста и прибыльности, — говорит Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний Яндекса. — С возвращением Яндекс.Маркета мы сфокусировались на его интеграции с другими вертикалями Яндекса, чтобы люди могли получать ещё больше пользы от наших сервисов. Один из ключевых инструментов такой интеграции — сервис Яндекс.Плюс, который недавно преодолел отметку в 5 миллионов подписчиков в России. Кроме того, мы рассматриваем различные варианты создания финтех-вертикали с упором на платёжные и финансовые услуги как для пользователей, так и для малого и среднего бизнеса. Эти инициативы укрепят нашу экосистему и поддержат рост и развитие Яндекса в долгосрочной перспективе».
«В этом квартале мы показали хорошие результаты, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Повысив операционную эффективность и оптимизировав затраты, мы добились высокой прибыльности по ключевым направлениям. Всё больше направлений вслед за рекламой и такси выходят на положительный скорректированный показатель EBITDA. Мы также видим улучшение финансовых показателей по многим бизнесам. Мы будем придерживаться консервативного подхода в планировании затрат и найме специалистов, пока не прояснится макроэкономическая обстановка и ситуация с пандемией. При этом мы уверены, что наше устойчивое финансовое положение поможет нам и дальше инвестировать в стратегически важные проекты».
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2019 и 2020 годов, с учётом финансовых показателей Яндекс.Маркета с 24 июля 2020 года.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 45 014 | 58 335 | 30% | 123 695 | 146 745 | 19% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2,3 | 39 292 | 53 819 | 37% | 107 074 | 132 715 | 24% |
Операционная прибыль | 7 860 | 6 366 | -19% | 19 809 | 11 869 | -40% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 13 919 | 15 090 | 8% | 37 784 | 35 722 | -5% |
Чистая прибыль | 4 801 | 21 910 | 356% | 10 918 | 23 747 | 118% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 6 876 | 7 648 | 11% | 18 141 | 14 709 | -19% |
Обзор ключевых финансовых показателей без учёта Яндекс.Маркета за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2019 и 2020 годов.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 45 014 | 53 704 | 19% | 123 695 | 142 114 | 15% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2,3 | 39 292 | 49 296 | 25% | 107 074 | 128 193 | 20% |
Операционная прибыль | 7 860 | 8 293 | 6% | 19 809 | 13 797 | -30% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 13 919 | 16 174 | 16% | 37 784 | 36 806 | -3% |
Чистая прибыль | 5 830 | 4 663 | -20% | 13 705 | 8 849 | -35% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 7 905 | 9 354 | 18% | 20 928 | 18 764 | -10% |
Обзор структуры консолидированной выручки
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | ||||||
на сайтах Яндекса | 24 951 | 28 041 | 12% | 68 781 | 72 806 | 6% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 6 281 | 5 138 | -18% | 18 632 | 15 242 | -18% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы | 31 232 | 33 179 | 6% | 87 413 | 88 048 | 1% |
Выручка, относящаяся к сегменту Такси | 11 757 | 18 246 | 55% | 31 046 | 45 310 | 46% |
Прочие доходы | 2 025 | 6 910 | 241% | 5 236 | 13 387 | 156% |
Общая выручка | 45 014 | 58 335 | 30% | 123 695 | 146 745 | 19% |
Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 6% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года и составила 57% от общей выручки компании в третьем квартале 2020 года. Без учёта выручки Яндекс.Маркета в третьем квартале 2020 года, выручка от продажи интернет-рекламы за этот квартал выросла на 1% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. Общая выручка от продажи интернет-рекламы, с учётом Яндекс.Маркета в третьем квартале 2019 и 2020 годов, выросла на 2% год к году.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 12% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. В структуре общей выручки Яндекса в третьем квартале 2020 года она составила 48%. Без учёта выручки Яндекс.Маркета в третьем квартале 2020 года, выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 6% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. Рост выручки от продажи рекламы на сайтах Яндекса был в основном обусловлен ростом выручки Поиска и портала.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса снизилась на 18% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. В структуре общей выручки компании в третьем квартале 2020 года она составила 9%. Снижение выручки от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса было в основном обусловлено негативным воздействием пандемии коронавируса на активность рекламодателей в партнёрской сети, а также сокращением партнёрских площадок для размещения рекламы.
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, в третьем квартале 2020 года выросла на 55% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года и составила 31% в структуре общей выручки компании, тогда как в третьем квартале прошлого года она составляла 26%. Выручка, относящаяся к сегменту Такси, включает выручку сервиса онлайн-заказа такси, выручку фудтех-направления, а также, после недавней реструктуризации, выручку каршеринга Яндекс.Драйв. Рост выручки, относящейся к сегменту Такси, обусловлен ростом фудтех-направления и высокими результатами входящих в него сервисов Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда, а также успехами сервиса онлайн-заказа такси, в частности ростом числа поездок и развитием сервиса онлайн-заказа такси для бизнеса, чья выручка учитывается на валовой основе.
Прочие доходы в третьем квартале 2020 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года на 241% и составили 12% от общей выручки компании. Без учёта нерекламных доходов Яндекс.Маркета, прочие доходы выросли на 98%. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT), а также с развитием Геосервисов и сервиса Yandex.Сloud.
Обзор выручки по сегментам
Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, начиная с третьего квартала 2020 года вслед за пересмотром организационной структуры и финансовой отчётности Яндекс вносит следующие изменения в структуру сегментов, в соответствии с которой компания отчитывалась о финансовых результатах ранее:
• Сервис Яндекс.Драйв переходит из сегмента Экспериментальных направлений в сегмент Такси, а направление беспилотных автомобилей, ранее относившееся к сегменту Такси, переходит в сегмент Экспериментальных направлений.
• «Едадил», агрегатор скидок и спецпредложений торговых сетей, из сегмента Поиска и портала переходит в сегмент Экспериментальных направлений
• В сегмент Экспериментальных направлений добавлен запущенный в июле 2020 года финтех-сервис Яндекс.Инвестиции, который предоставляет инвесторам доступ к различным финансовым инструментам.
Финансовые показатели предыдущих периодов были приведены в соответствие с новой структурой сегментов. Данные за предыдущие периоды представлены в приложении к полной версии этого пресс-релиза.
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает широкий спектр сервисов Яндекса в России, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Поиск и портал | 31 101 | 31 780 | 2% | 87 183 | 87 236 | 0% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 30 824 | 30 953 | 0% | 86 494 | 85 466 | -1% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам: | ||||||
Поиск и портал | 24 648 | 26 666 | 8% | 68 511 | 71 475 | 4% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 24 371 | 25 839 | 6% | 67 822 | 69 705 | 3% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Поиск и портал | 15 562 | 16 709 | 7% | 42 390 | 42 739 | 1% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 15 764 | 16 859 | 7% | 42 885 | 43 168 | 1% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | ||||||
Поиск и портал | 50,0% | 52,6% | 2,6% | 48,6% | 49,0% | 0,4% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 51,1% | 54,5% | 3,4% | 49,6% | 50,5% | 0,9% |
* Internet of Things, интернетвещей.
Рост выручки на 2% в третьем квартале 2020 года по сравнению с аналогичным показателем год назад отражает постепенное улучшение ситуации на рынке рекламы вслед за ослаблением ограничительных мер. Рост связан в основном с увеличением выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска и сайтах Яндекса, которое было частично нивелировано снижением выручки от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети.
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам в третьем квартале 2020 года увеличилась по сравнению с третьим кварталом 2019 года на 8% в связи с постепенным улучшением ситуации на рынке рекламы, увеличением доли выручки от продажи рекламы на сайтах Яндекса в составе общей выручки от продажи рекламы, а также оптимизацией затрат на вознаграждение партнёрам.
Такси
Сегмент Такси включает сервис онлайн-заказа такси (Яндекс Go и Uber в России и 17 странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки), логистические и другие B2B-сервисы, фудтех-направление (сервис доставки заказов из ресторанов Яндекс.Еда и гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка), а также каршеринг Яндекс.Драйв.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Такси и фудтех | 9 654 | 15 840 | 64% | 26 101 | 39 703 | 52% |
Яндекс.Драйв | 2 123 | 2 712 | 28% | 4 992 | 6 001 | 20% |
Общая выручка | 11 777 | 18 552 | 58% | 31 093 | 45 704 | 47% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Такси и фудтех | 594 | 1 669 | 181% | 1 427 | 3 539 | 148% |
Яндекс.Драйв | (469) | 71 | н/прим. | (1 166) | (1 869) | 60% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 125 | 1 740 | н/прим. | 261 | 1 670 | н/прим. |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | ||||||
Такси и фудтех | 6,2% | 10,5% | 4,3% | 5,5% | 8,9% | 3,4% |
Яндекс.Драйв | -22,1% | 2,6% | 24,7% | -23,4% | -31,1% | -7,7% |
Общее отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | 1,1% | 9,4% | 8,3% | 0,8% | 3,7% | 2,9% |
Рост выручки в сегменте Такси на 58% в основном обусловлен хорошими результатами фудтех-направления, ростом сервиса Яндекс.Лавка, а также развитием сервиса онлайн-заказа такси для бизнеса, чья выручка учитывается на валовой основе.
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Такси в третьем квартале 2020 года составил 1740 млн рублей, тогда как в третьем квартале 2019 года он составлял 125 млн рублей. Рост скорректированного показателя EBITDA был вызван в основном ростом доходности сервиса онлайн-заказа такси, а также значительным улучшением скорректированного показателя EBITDA сервисов Яндекс.Еда и Яндекс.Драйв в третьем квартале 2020 года. Этот рост был частично нивелирован затратами сервиса Яндекс.Лавка, который быстро растёт.
Электронная коммерция
Сегмент Электронной коммерции включает сервис для онлайн-покупок Яндекс.Маркет, который объединяет в себе сервис для выбора товаров и сравнения цен, маркетплейс и несколько небольших экспериментальных направлений.
В миллионах рублей | Три месяца и девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | - | 5 208 | 100% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | - | (1 077) | 100% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | - | -20,7% | - |
Финансовые результаты сегмента Электронной коммерции на сопоставимой основе представляют собой отдельные финансовые результаты Яндекс.Маркета за полные три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2019 и 2020 годов:
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 * | 2020 | Изменение | 2019 * | 2020 | Изменение | |
Выручка | 4 450 | 6 910 | 55% | 11 970 | 20 172 | 69% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (1 837) | (1 221) | -34% | (5 411) | (5 257) | -3% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -41,3% | -17,7% | 23,6% | -45,2% | -26,1% | 19,1% |
* Финансовые результаты Яндекс.Маркета за полные три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2019 года, не учитывались в консолидированных финансовых результатах Яндекса.
Рост выручки в сегменте Электронной коммерции на 55% в третьем квартале 2020 года по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года обусловлен высокими результатами сервиса для сравнения цен и маркетплейса. Выручка сервиса для сравнения цен выросла на 23% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года, а валовая стоимость товаров (GMV) на маркетплейсе увеличилась на 134% по сравнению аналогичным показателем в третьем квартале 2019 года.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA в сегменте Электронной коммерции в третьем квартале 2020 года составил 1221 млн рублей, тогда как в третьем квартале 2019 года он составлял 1837 млн рублей. Положительная динамика была обусловлена повышением эффективности операционной деятельности (в первую очередь оптимизацией затрат на доставку и исполнение заказов), а также развитием собственной платформы для курьеров, улучшением процессов пополнения товаров и отслеживания их наличия на складе, и ростом количества заказов («экономия от масштаба»).
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость и Яндекс.Работу.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 1 371 | 1 586 | 16% | 3 779 | 3 960 | 5% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 43 | 495 | н/прим. | (20) | 471 | н/прим. |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | 3,1% | 31,2% | 28,1% | -0,5% | 11,9% | 12,4% |
Выручка в сегменте сервисов объявлений в третьем квартале 2020 года выросла на 16% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с улучшением активности автосалонов вслед за ослаблением режима самоизоляции. Нехватка товара в автосалонах, вызванная сбоями в цепочке поставок в связи с пандемией коронавируса, частично нивелировала этот рост.
Медиасервисы
В сегмент Медиасервисов входят КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша, а также продюсерский центр Яндекс.Студия и единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 925 | 1 773 | 92% | 2 534 | 4 906 | 94% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (636) | (1 027) | 61% | (1 514) | (2 594) | 71% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -68,8% | -57,9% | 10,9% | -59,7% | -52,9% | 6,8% |
Выручка в сегменте Медиасервисов в третьем квартале 2020 года выросла на 92% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов от продаж единой подписки на сервисы Яндекса. Рост убытка по скорректированному показателю EBITDA отражает затраты на инвестиции в создание контента и маркетинг на фоне возросшего спроса.
Экспериментальные направления
Экспериментальные направления включают направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Геосервисы, Едадил, Яндекс.Инвестиции, Yandex.Сloud и Яндекс.Образование.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 | Изменение | 2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 2 048 | 3 071 | 50% | 5 218 | 7 713 | 48% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (1 230) | (1 851) | 50% | (3 480) | (5 784) | 66% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -60,1% | -60,3% | -0,2% | -66,7% | -75,0% | -8,3% |
Выручка в сегменте Экспериментальных направленийв третьем квартале 2020 года увеличилась на 50% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов Геосервисов и сервиса Дзен, а также с ростом сервиса Yandex.Сloud.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 1,9 млрд рублей, тогда как в третьем квартале 2019 года он составлял 1,2 млрд рублей. Этот рост был вызван в основном затратами, связанными с разработкой беспилотных автомобилей, и, в меньшей степени, с затратами Яндекс.Образования.
Внутрисегментные расчёты
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента Поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.
В миллионахрублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2019 | 2020 * | Изменение | 2019 | 2020 * | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Выручка по всем сегментам | 47 221 | 61 970 | 31% | 129 807 | 154 727 | 19% |
Внутрисегментные расчёты | (2 207) | (3 635) | 65% | (6 112) | (7 982) | 31% |
Общая выручка | 45 014 | 58 335 | 30% | 123 695 | 146 745 | 19% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) | 13 864 | 14 989 | 8% | 37 637 | 35 425 | -6% |
Внутрисегментные расчеты | 55 | 101 | 84% | 147 | 297 | 102% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 13 919 | 15 090 | 8% | 37 784 | 35 722 | -5% |
* С учётом 5208 млн рублей выручки и 1077 млн рублей убытка по скорректированному показателю EBITDA Яндекс.Маркета с 24 июля 2020 года.
Внутрисегментные расчёты выручки увеличились на 65% в третьем квартале 2020 года по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года. Без учёта показателей Яндекс.Маркета, в третьем квартале 2020 года внутрисегментные расчеты выручки выросли на 42%. Этот рост был в основном связан с ростом выручки сервиса Дзен, который привел к росту элиминируемых оборотов выручки и вознаграждения партнёрам внутри компании в сегментах Поиска и портала и Экспериментальных направлений.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
------------
© Яндекс