Яндекс объявляет финансовые результаты за III квартал 2019 года
Москва — Амстердам, 25 октября 2019 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за третий квартал 2019 года.
Ключевые финансовые показатели за III квартал 2019 года1,2,3
Консолидированные финансовые результаты за III квартал 2019 года
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 38% — до 45 млрд рублей (698,8 млн долларов США).
Чистая прибыль составила 4,4 млрд рублей (68,0 млн долларов США) и снизилась на 1% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.
Рентабельность по чистой прибыли — 9,7%.
Скорректированная чистая прибыль (Adjusted net income) увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 12% и составила 6,9 млрд рублей (106,7 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (Adjusted net income margin) — 15,3%.
Скорректированный показатель EBITDA (Adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 29% — до 13,9 млрд рублей (216,1 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (Adjusted EBITDA margin) — 30,9%.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 сентября 2019 года:
85,4 млрд рублей (1 326,4 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 25,7 млрд рублей (399,3 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.
Ключевые операционные показатели и достижения за III квартал 2019 года
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) составила в третьем квартале 2019 года в среднем 56,6%. В третьем квартале 2018 года она составляла 55,9%, а во втором квартале 2019 года — 56,9% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в третьем квартале 2019 года 52,8%, тогда как в третьем квартале 2018 года она составляла 49,1%, а во втором квартале 2019 года — 52,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
Количество поисковых запросов (search queries) в России увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 9%.
Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 22% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.
Средняя цена за клик (cost per click) снизилась на 2% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.
Число поездок сегмента Такси выросло на 59% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.
MLU B.V., объединённая компания Яндекс.Такси и Uber, объявила о заключении соглашения о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везёт» в России.
«Мы в очередной раз добились отличных результатов, — говорит Аркадий Волож, генеральный директор группы компаний Яндекса. — В третьем квартале повысились темпы роста числа поездок в Яндекс.Такси, продолжила расти вовлечённость пользователей Яндекс.Дзена, а Яндекс.Драйв так быстро развивается, что уже стал вторым крупнейшим каршерингом в мире. Мы продолжим создавать новые бизнес-модели, опираясь на наш богатый опыт в сфере технологий. Кроме того, мы будем поддерживать и растить талантливых IT-специалистов в интересах компании и всей страны».
«В третьем квартале наша выручка выросла на 38% по сравнению с предыдущим годом. Большой вклад в этот рост внесли Поиск и портал, Такси и Яндекс.Драйв, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Наш основной бизнес продолжает демонстрировать высокие результаты и хорошую рентабельность, а рост выручки наших бизнес-юнитов и экспериментов остаётся трёхзначным. В третьем квартале на их долю пришлось 36% в структуре общей выручки компании».
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2018 и 2019 годов с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета до даты его деконсолидации 27 апреля 2018 года.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка | 32 570 | 45 014 | 38% | 88 815 | 123 695 | 39% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 | 27 277 | 39 257 | 44% | 74 481 | 107 002 | 44% |
Операционная прибыль | 5 959 | 7 437 | 25% | 13 380 | 19 809 | 48% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 10 801 | 13 919 | 29% | 27 261 | 37 784 | 39% |
Чистая прибыль | 4 434 | 4 378 | -1% | 38 860 | 10 918 | -72% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 6 162 | 6 876 | 12% | 15 183 | 18 141 | 19% |
Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 64,4156 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 30 сентября 2019 года.
Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнерам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнерам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнерам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
Обзор структуры консолидированной выручки
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | ||||||
на сайтах Яндекса3 | 19 965 | 24 903 | 25% | 56 303 | 68 669 | 22% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 5 952 | 6 329 | 6% | 16 936 | 18 744 | 11% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы3 | 25 917 | 31 232 | 21% | 73 239 | 87 413 | 19% |
Выручка, относящаяся к сегменту Такси | 5 109 | 9 636 | 89% | 12 289 | 26 058 | 112% |
Прочие доходы | 1 544 | 4 146 | 169% | 3 287 | 10 224 | 211% |
Общая выручка3 | 32 570 | 45 014 | 38% | 88 815 | 123 695 | 39% |
3. Без учёта результатов Яндекс.Маркета за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2018 года:
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным показателем за девять месяцев прошлого года.
Общая выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 22% по сравнению с аналогичным показателем за девять месяцев прошлого года.
Общая выручка выросла на 41% по сравнению с аналогичным показателем за девять месяцев прошлого года.
Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 21% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года и составила 69% от общей выручки компании в третьем квартале 2019 года. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года. В структуре общей выручки Яндекса в третьем квартале 2019 года она составила 55%.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса выросла на 6% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года. В структуре общей выручки компании в третьем квартале 2019 года она составила 14%.
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, в третьем квартале 2019 года выросла на 89% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года и составила 21% в структуре общей выручки компании. Такой рост в основном обусловлен высокими показателями сервиса онлайн-заказа такси, в частности это увеличения количества поездок и оптимизация бонусов партнёрам. Рост выручки также связан со значительным увеличением доходов Яндекс.Такси для бизнеса (они учитываются на валовой основе) и растущим вкладом фудтех-направления.
Прочие доходы в третьем квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 169% и составили 9% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Драйв, ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).
Финансовые показатели по сегментам
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Поиск и портал | 25 816 | 31 172 | 21% | 71 350 | 87 371 | 22% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 25 801 | 30 894 | 20% | 71 335 | 86 680 | 22% |
Электронная коммерция** | - | - | - | 1 697 | - | -100% |
Такси | 5 109 | 9 654 | 89% | 12 289 | 26 103 | 112% |
Сервисы объявлений | 988 | 1 371 | 39% | 2 609 | 3 779 | 45% |
Медиасервисы | 414 | 924 | 123% | 1 230 | 2 534 | 106% |
Другие направления и эксперименты | 1 480 | 4 088 | 176% | 3 389 | 9 986 | 195% |
Внутрисегментные расчеты | (1 237) | (2 195) | 77% | (3 749) | (6 078) | 62% |
Общая выручка | 32 570 | 45 014 | 38% | 88 815 | 123 695 | 39% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Поиск и портал | 12 593 | 15 467 | 23% | 34 808 | 42 061 | 21% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 12 666 | 15 669 | 24% | 34 956 | 42 556 | 22% |
Электронная коммерция** | - | - | - | (263) | - | -100% |
Такси | (711) | 170 | н/прим. | (4 305) | 477 | н/прим. |
Сервисы объявлений | 78 | 43 | -45% | (165) | (20) | -88% |
Медиасервисы | (238) | (636) | 167% | (595) | (1 514) | 154% |
Другие направления и эксперименты | (962) | (1 180) | 23% | (2 318) | (3 366) | 45% |
Внутрисегментные расчеты | 41 | 55 | 34% | 99 | 146 | 47% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 10 801 | 13 919 | 29% | 27 261 | 37 784 | 39% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | ||||||
Поиск и портал | 48,8% | 49,6% | 0,8% | 48,8% | 48,1% | -0,7% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 49,1% | 50,7% | 1,6% | 49,0% | 49,1% | 0,1% |
Электронная коммерция** | - | - | - | -15,5% | - | - |
Такси | -13,9% | 1,8% | 15,7% | -35,0% | 1,8% | 36,8% |
Сервисы объявлений | 7,9% | 3,1% | -4,8% | -6,3% | -0,5% | 5,8% |
Медиасервисы | -57,5% | -68,8% | -11,3% | -48,4% | -59,7% | -11,3% |
Другие направления и эксперименты | -65,0% | -28,9% | 36,1% | -68,4% | -33,7% | 34,7% |
Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | 33,2% | 30,9% | -2,3% | 30,7% | 30,5% | -0,2% |
Финансовые показатели по сегментам приведены в соответствие с новой структурой сегментов, начиная с первого квартала 2019 года. Данные за предыдущие периоды представлены в приложении к полной версии этого пресс-релиза.
* Internet of Things, интернетвещей.
** Показатель выручки в сегменте Электронной коммерции включает выручку Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. В результате деконсолидации, согласно методу учёта по долевому участию, Яндекс отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках.
Поиск и портал: все сервисы Яндекса в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Турции, кроме нижеперечисленных. С первого квартала 2019 года этот сегмент включает сервис Яндекс.Здоровье, относившийся ранее к экспериментальному направлению.
Электронная коммерция: Яндекс.Маркет до завершения создания Яндексом и Сбербанком совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета 27 апреля 2018 года.
Такси: сервисы онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье) и фудтех-направление (Яндекс.Еда, UberEATs и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф), а также направление разработки беспилотных автомобилей.
Сервисы объявлений: Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа.
Медиасервисы: КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма, продюсерский центр Яндекс.Студия и сервис единой подписки на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.
Другие направления и эксперименты: Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Драйв, геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование. Геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование ранее относились к сегменту поиска и портала.
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
Контакты
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru
© Яндекс