Яндекс объявляет финансовые результаты за II квартал 2019 года
Москва — Амстердам, 26 июля 2019 года. Яндекс (NASDAQ: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за второй квартал 2019 года.
Ключевые финансовые показатели за II квартал 2019 года1,2,3
Консолидированные финансовые результаты за II квартал 2019 года
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года на 40% — до 41,4 млрд рублей (656,3 млн долларов США).
Чистая прибыль составила 3,4 млрд рублей (54,2 млн долларов США) и снизилась на 90% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Рентабельность по чистой прибыли — 8,3%.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 5,8 млрд рублей (92,3 млн долларов США) и увеличилась на 16% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 14,1%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года на 50% — до 13,1 млрд рублей (207,6 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 31,6%.
Финансовые результаты за II квартал 2019 года без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2018 и 2019 годы
Выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года на 41% — до 41,4 млрд рублей (656,3 млн долларов США).
Чистая прибыль, без учёта Яндекс.Маркета, составила 4,5 млрд рублей (70,6 млн долларов США) и снизилась на 3% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income), без учёта Яндекс.Маркета, увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года на 31% и составила 6,9 млрд рублей (108,8 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 16,6%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета, вырос по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года на 48% — до 13,1 млрд рублей (207,6 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 31,6%.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 июня 2019 года:
75,0 млрд рублей (1 189,2 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 24,9 млрд рублей (395,5 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.
Ключевые операционные показатели и достижения за II квартал 2019 года
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) во втором квартале 2019 года составила в среднем 56,9%, тогда как во втором квартале 2018 года она составляла 56,2%, а в первом квартале 2019 года — 57,0% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила во втором квартале 2019 года 52,3%, тогда как во втором квартале 2018 года она составляла 47,8%, а в первом квартале 2019 года — 51,2% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года на 9%.
Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 17% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года. Количество платных кликов без учёта кликов на Яндекс.Маркете выросло на 20% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Средняя цена за клик (cost per click) выросла на 2% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года. Средняя цена за клик без учёта цены кликов на Яндекс.Маркете выросла на 1% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Число поездок сегмента Такси выросло на 49% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Яндекс представил концепцию умного дома под управлением голосового помощника Алисы.
Яндекс.Авто стало официальным поставщиком мультимедиа-систем для автомобилей Renault, Nissan и LADA в России.
События после отчётной даты
MLU B.V., объединённая компания Яндекс.Такси и Uber, заключила соглашение о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везёт» в России.
«Наша выручка растёт более чем на 40% год к году уже пятый квартал подряд, — говорит Аркадий Волож, руководитель группы компаний Яндекса. — Многолетние инвестиции позволили нам выстроить надёжную экосистему, которая обеспечивает быстрый рост как давно существующих, так и новых бизнесов. В результате наши нерекламные бизнесы приносят компании уже почти треть выручки. Впечатляет успех наших беспилотных автомобилей, в которых задействованы передовые разработки Яндекса в области машинного обучения. Алиса, наш голосовой помощник, осваивает всё новые и новые платформы, помогая людям повсюду — и дома, и за рулём».
«В этом квартале у нас отличные результаты — рост выручки составил 41% по сравнению с предыдущим годом без учёта показателей Яндекса.Маркета, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Сегмент Такси во втором квартале вышел на прибыль и в который раз показал трёхзначный рост. Рентабельность нашего сервиса онлайн-заказа такси продолжила расти, а юнит-экономика бизнеса по доставке еды значительно улучшилась. Недавно мы объявили о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везёт». Мы продолжим активно развивать такси в регионах, а также инвестировать в технологии и безопасность на этом рынке».
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2018 и 2019 годов с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка | 29 672 | 41 397 | 40% | 56 245 | 78 681 | 40% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнерам2 | 24 948 | 35 803 | 44% | 47 204 | 67 745 | 44% |
Операционная прибыль | 4 262 | 6 987 | 64% | 7 421 | 12 372 | 67% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 8 756 | 13 097 | 50% | 16 460 | 23 865 | 45% |
Чистая прибыль | 32 575 | 3 416 | -90% | 34 426 | 6 540 | -81% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 5 012 | 5 825 | 16% | 9 021 | 11 265 | 25% |
Обзор ключевых финансовых показателей без учёта финансовых результатов Яндекс.Маркета за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2018 и 2019 годов.
В миллионах рублей, без учёта результатов Яндекс.Маркета | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка без учёта результатов Яндекс.Маркета | 29 350 | 41 397 | 41% | 55 018 | 78 681 | 43% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 без учёта результатов Яндекс.Маркета | 24 633 | 35 803 | 45% | 46 011 | 67 745 | 47% |
Операционная прибыль без учёта результатов Яндекс.Маркета | 4 377 | 6 987 | 60% | 7 740 | 12 372 | 60% |
Скорректированный показатель EBITDA2 без учёта результатов Яндекс.Маркета | 8 857 | 13 097 | 48% | 16 723 | 23 865 | 43% |
Чистая прибыль без учёта результатов Яндекс.Маркета | 4 571 | 4 453 | -3% | 6 573 | 8 298 | 26% |
Скорректированная чистая прибыль2 без учёта результатов Яндекс.Маркета | 5 241 | 6 862 | 31% | 9 365 | 13 023 | 39% |
Обзор структуры консолидированной выручки:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | ||||||
на сайтах Яндекса | 18 863 | 22 854 | 21% | 36 338 | 43 766 | 20% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 5 619 | 6 287 | 12% | 10 984 | 12 415 | 13% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы | 24 482 | 29 141 | 19% | 47 322 | 56 181 | 19% |
Выручка, относящаяся к сегменту Яндекс.Такси | 4 064 | 8 798 | 116% | 7 180 | 16 422 | 129% |
Прочие доходы | 1 126 | 3 458 | 207% | 1 743 | 6 078 | 249% |
Общая выручка | 29 672 | 41 397 | 40% | 56 245 | 78 681 | 40% |
В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | ||||||
на сайтах Яндекса | 18 454 | 22 854 | 24% | 34 743 | 43 766 | 26% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 5 593 | 6 287 | 12% | 10 905 | 12 415 | 14% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы | 24 047 | 29 141 | 21% | 45 648 | 56 181 | 23% |
Выручка, относящаяся к сегменту Яндекс.Такси | 4 064 | 8 798 | 116% | 7 180 | 16 422 | 129% |
Прочие доходы | 1 239 | 3 458 | 179% | 2 190 | 6 078 | 178% |
Общая выручка | 29 350 | 41 397 | 41% | 55 018 | 78 681 | 43% |
Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 19% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года. В структуре общей выручки Яндекса во втором квартале 2019 года она составила 70%. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за второй квартал 2018 года выручка от продажи интернет-рекламы во втором квартале 2019 года выросла на 21% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 21% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года и составила 55% от общей выручки компании во втором квартале 2019 года. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за второй квартал 2018 года выручка от продажи интернет-рекламы на сайтах Яндекса во втором квартале 2019 года выросла на 24% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса выросла на 12% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года. В структуре общей выручки компании во втором квартале 2019 года она составила 15%. Рост связан в основном с увеличением вклада средних и малых партнёров Рекламной сети Яндекса.
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, во втором квартале 2019 года выросла на 116% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года и составила 21% в структуре общей выручки компании. Такой рост в основном обусловлен высокими показателями сервиса онлайн-заказа такси: выросло количество поездок, были оптимизированы бонусы партнерам. Рост выручки также связан с быстрым увеличением доходов Яндекс.Такси для бизнеса (они учитываются на валовой основе) и фудтех-направления.
Прочие доходы во втором квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 года на 207% и составили 8% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Драйв, ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).
Финансовые показатели по сегментам:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2018 | 2019 | Изменение | 2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Поиск и портал | 23 965 | 29 090 | 21% | 45 534 | 56 199 | 23% |
Поиск и портал без учёта проектов IoT* | 23 965 | 28 899 | 21% | 45 534 | 55 786 | 23% |
Электронная коммерция** | 442 | - | -100% | 1 697 | - | -100% |
Такси | 4 064 | 8 810 | 117% | 7 180 | 16 449 | 129% |
Сервисы объявлений | 915 | 1 302 | 42% | 1 621 | 2 408 | 49% |
Медиасервисы | 395 | 876 | 122% | 816 | 1 610 | 97% |
Другие направления и эксперименты | 1 130 | 3 420 | 203% | 1 909 | 5 898 | 209% |
Внутрисегментные расчёты | (1 239) | (2 101) | 70% | (2 512) | (3 883) | 55% |
Общая выручка | 29 672 | 41 397 | 40% | 56 245 | 78 681 | 40% |
Общая выручка без учёта Яндекс.Маркета* | 29 350 | 41 397 | 41% | 55 018 | 78 681 | 43% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Поиск и портал | 11 661 | 13 747 | 18% | 22 215 | 26 594 | 20% |
Поиск и портал без учёта проектов IoT* | 11 694 | 13 870 | 19% | 22 290 | 26 887 | 21% |
Электронная коммерция** | (101) | - | -100% | (263) | - | -100% |
Такси | (1 882) | 423 | -122% | (3 594) | 307 | -109% |
Сервисы объявлений | 44 | 265 | н/прим. | (243) | (63) | -74% |
Медиасервисы | (260) | (438) | 68% | (357) | (878) | 146% |
Другие направления и эксперименты | (733) | (947) | 29% | (1 356) | (2 186) | 61% |
Внутрисегментные расчёты | 27 | 47 | 74% | 58 | 91 | 57% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 8 756 | 13 097 | 50% | 16 460 | 23 865 | 45% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета** | 8 857 | 13 097 | 48% | 16 723 | 23 865 | 43% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | ||||||
Поиск и портал | 48,7% | 47,3% | -1,4% | 48,8% | 47,3% | -1,5% |
Поиск и портал без учёта проектов IoT* | 48,8% | 48,0% | -0,8% | 49,0% | 48,2% | -0,8% |
Электронная коммерция** | -22,9% | н/прим. | н/прим. | -15,5% | н/прим. | н/прим. |
Такси | -46,3% | 4,8% | 51,1% | -50,1% | 1,9% | 52,0% |
Сервисы объявлений | 4,8% | 20,4% | 15,6% | -15,0% | -2,6% | 12,4% |
Медиасервисы | -65,8% | -50,0% | 15,8% | -43,8% | -54,5% | -10,7% |
Другие направления и эксперименты | -64,9% | -27,7% | 37,2% | -71,0% | -37,1% | 33,9% |
Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | 29,5% | 31,6% | 2,1% | 29,3% | 30,3% | 1,0% |
Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета** | 30,2% | 31,6% | 1,4% | 30,4% | 30,3% | -0,1% |
Финансовые показатели по сегментам приведены в соответствие с новой структурой сегментов, начиная с первого квартала 2019 года. Данные за предыдущие периоды представлены в приложении к полной версии этого пресс-релиза.
* Internet of Things, интернетвещей.
** Показатель выручки в сегменте Электронной коммерции включает выручку Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. В результате деконсолидации, согласно методу учёта по долевому участию, Яндекс отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках.
Поиск и портал: все сервисы Яндекса в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Турции, кроме нижеперечисленных. С первого квартала 2019 года этот сегмент включает сервис Яндекс.Здоровье, относившийся ранее к экспериментальному направлению.
Электронная коммерция: Яндекс.Маркет до завершения создания Яндексом и Сбербанком совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета 27 апреля 2018 года.
Такси: сервисы онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье) и фудтех-направление (Яндекс.Еда, UberEATs и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф), а также направление разработки беспилотных автомобилей.
Сервисы объявлений: Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа.
Медиасервисы: КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма, продюсерский центр Яндекс.Студия и сервис единой подписки на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.
Другие направления и эксперименты: Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Драйв, геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование. Геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование ранее относились к сегменту поиска и портала.
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjustedEBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
----------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 63,0756 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 30 июня 2019 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
3 27 апреля 2018 года Яндекс и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. Яндекс и Сбербанк владеют равными долями в совместной компании. До десяти процентов акций идёт на формирование опционного фонда для команды Яндекс.Маркета. Соответственно, начиная с 27 апреля 2018 года Яндекс перестаёт консолидировать показатели Яндекс.Маркета в консолидированных финансовых результатах и, согласно методу учёта по долевому участию, отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках. Финансовые результаты без учёта Яндекс.Маркета не включают результаты Яндекс.Маркета, а также долю Яндекса в чистом убытке Яндекс.Маркета после деконсолидации за три месяца, закончившихся 30 июня 2019 года.
Контакты
Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru
© Яндекс