Яндекс объявляет финансовые результаты за I квартал 2020 года

orig

Москва — Амстердам, 28 апреля 2020 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2020 года.

Консолидированные финансовые результаты за I квартал 2020 года1,2

  • Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 26% — до 47,0 млрд рублей (604,7 млн долларов США).

  • Чистая прибыль составила 5,5 млрд рублей (70,7 млн долларов США) и увеличилась на 76% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.

  • Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 5,1 млрд рублей (66,2 млн долларов США) и снизилась на 5% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.

  • Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 11,0%.

  • Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 13% — до 12,1 млрд рублей (156,3 млн долларов США).

  • Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 25,8%.

197,2 млрд рублей (2536,8 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 30,6 млрд рублей (393,1 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси. 

Ключевые операционные показатели и достижения за I квартал 2020 года

Поиск

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2020 года составила в среднем 58,1%. В первом квартале 2019 года она составляла 57,0%, а в четвёртом квартале 2019 года — 57,5% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в первом квартале 2020 года 55,5%, тогда как в первом квартале 2019 она составляла 51,2%, а в четвёртом квартале 2019 года — 54,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 7%.

  • Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 23% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.

  • Средняя цена за клик (cost per click) снизилась на 9% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.

Бизнес-юниты и экспериментальные направления

  • Число поездок сервиса Такси выросло на 40% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.

  • Число подписчиков Медиасервисов на конец первого квартала 2020 года достигло 4,3 миллиона.

  • Ежедневная аудитория Яндекс.Дзена в марте 2020 года составила 14,6 миллиона пользователей и увеличилась на 57% по сравнению с аналогичным показателем за март 2019 года.

Корпоративная деятельность

  • В рамках борьбы с пандемией коронавируса Яндекс запустил проект поддержки медицинских и социальных служб «Помощь рядом». Компания организовала перевозку врачей и доставку медикаментов, товаров первой необходимости и тестов на коронавирус. Яндекс выделил около 1,5 млрд рублей на различные инициативы, в том числе на поддержку водителей и курьеров, программу поддержки малого и среднего бизнеса, а также финансирование образовательных проектов.

  • Запущена Яндекс.Школа — платформа, объединяющая все ключевые образовательные проекты Яндекса и предлагающая полноценное дистанционное обучение для учеников 5–11 классов по 15 предметам с видеотрансляцией занятий и групповыми чатами.

  • Яндекс разместил конвертируемые облигации на сумму 1,25 млрд долларов со ставкой купона 0,75% годовых и погашением в 2025 году.

  • В рамках программы обратного выкупа акций, объявленной в ноябре 2019 года, в первом квартале 2020 года было выкуплено 3,5 млн акций класса А.

«Год начался хорошо, но к середине марта мы начали замечать эффект от коронавируса на рынках нашего присутствия, — говорит Аркадий Волож, генеральный директор группы компаний Яндекса. — Я очень горжусь тем, как быстро мы перестроились, чтобы поддержать пользователей, партнёров и общество в целом в это трудное время. Яндекс стал одним из основных ресурсов, где люди могут получать надёжную информацию, учиться дистанционно, смотреть кино и заказывать еду. Чтобы помочь с перевозкой врачей, лекарств, тестов на коронавирус и товаров первой необходимости, мы запустили проект «Помощь рядом». Создание продуктов для людей и социальная ответственность всегда были одними из важнейших приоритетов компании. А самое главное, что все наши сегодняшние усилия работают на долгосрочную перспективу и позволят Яндексу выйти из сложной ситуации ещё более сильной компанией».

«В первом квартале наша выручка выросла на 26% по сравнению с предыдущим годом, а за вычетом вознаграждения партнёрам — на 30%, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Второй квартал, очевидно, будет более сложным. Уже сейчас мы фокусируемся на наших расходах, пересматриваем темпы и приоритетные направления инвестиций, чтобы укрепить положение Яндекса в будущем. Устойчивое финансовое состояние компании поможет нам справиться с кратковременными трудностями, а также обеспечит возможности для инвестирования в стратегически важные проекты».

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2019 и 2020 годов.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка

37 284

47 003

26%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2

31 942

41 555

30%

Операционная прибыль

5 385

5 288

-2%

Скорректированный показатель EBITDA2

10 768

12 147

13%

Чистая прибыль

3 124

5 495

76%

Скорректированная чистая прибыль2

5 440

5 148

-5%


Обзор структуры консолидированной выручки

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка от продажи интернет-рекламы:

на сайтах Яндекса

20 912

24 246

16%

на сайтах Рекламной сети Яндекса

6 128

5 863

-4%

Общая выручка от продажи

интернет-рекламы

27 040

30 109

11%

Выручка, относящаяся к сегменту Такси

7 624

11 368

49%

Прочие доходы

2 620

5 526

111%

Общая выручка

37 284

47 003

26%

Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 11% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года и составила 64% от общей выручки компании в первом квартале 2020 года. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. 

Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 16% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. В структуре общей выручки Яндекса в первом квартале 2020 года она составила 52%.

Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса снизилась на 4% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. В структуре общей выручки компании в первом квартале 2020 года она составила 12%.

Выручка, относящаяся к сегменту Такси,  в первом квартале 2020 года выросла на 49% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года и составила 24% в структуре общей выручки компании, тогда как в первом квартале прошлого года она составляла 20%. Такой результат в основном обусловлен ростом сервиса онлайн-заказа такси, в частности увеличением количества поездок, ростом фудтех-направления, которое включает сервисы Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда, и быстрым развитием сервиса Яндекс.Такси для бизнеса (учитывается на валовой основе).

Прочие доходы в первом квартале 2020 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 111% и составили 12% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Драйв, ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).

Обзор выручки по сегментам:

Поиск и портал

Сегмент Поиска и портала включает широкий спектр сервисов Яндекса в России, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка:

Поиск и портал

27 109

30 126

11%

Поиск и портал без учёта результатов IoT*

26 887

29 726

11%

Выручка за вычетом вознаграждения партнерам:

Поиск и портал

21 180

24 058

14%

Поиск и портал без учёта результатов IoT*

20 958

23 658

13%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Поиск и портал

12 847

14 665

14%

Поиск и портал

без учёта результатов IoT*

13 017

14 792

14%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin):

Поиск и портал

47,4%

48,7%

1,3%

Поиск и портал без учёта результатов IoT*

48,4%

49,8%

1,4%

* Internet of Things,  интернетвещей.

Рост выручки на 11% в первом квартале 2020 года отражает эффект высокой базы первого квартала 2019 года и ухудшение деловой активности на фоне вспышки коронавируса и принятых в связи с этим ограничительных мер.

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам в первом квартале 2020 года увеличилась по сравнению с первым кварталом 2019 года на 14%.

Такси

Сегмент Такси включает сервис онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье), фудтех-направление (Яндекс.Еда, сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф и гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка), а также направление разработки беспилотных автомобилей.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка:

Такси и фудтех

7 639

11 422

50%

Беспилотные автомобили

-

-

н/прим.

Общая выручка

7 639

11 422

50%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Такси и фудтех

111

869

683%

Беспилотные автомобили

(227)

(754)

232%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) 

(116)

115

н/прим.

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin):

Такси и фудтех

1,5%

7,6%

6,1%

Беспилотные автомобили

н/прим.

н/прим.

н/прим.

Общее отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) 

-1,5%

1,0%

2,5%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Такси в первом квартале 2020 года достиг 115 млн рублей, тогда как в первом квартале 2019 года убыток по скорректированному показателю EBITDA составлял 116 млн рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос благодаря увеличению доходности сервиса онлайн-заказа такси, несмотря на инвестиции в развитие беспилотного транспорта и фудтех-направления. В первом квартале Яндекс увеличил парк беспилотных автомобилей и расширил зону обслуживания Яндекс.Лавки.

Сервисы объявлений

Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость и Яндекс.Работу. 

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка

1 106

1 488

35%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(328)

(104)

-68%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin)

-29,7%

-7,0%

22,7%

Выручка в сегменте сервисов объявлений в первом квартале 2020 года выросла на 35% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов от платных размещений и дополнительных услуг сервиса Auto.ru.

Медиасервисы

В сегмент Медиасервисов входят КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша, а также продюсерский центр Яндекс.Студия и единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка

734

1 433

95%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(440)

(711)

62%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin)

-59,9%

-49,6%

10,3%

Выручка в сегменте Медиасервисов в первом квартале 2020 года выросла на 95% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов от продаж подписок Яндек.Музыки и Кинопоиска.

Экспериментальные направления

Экспериментальные направления включают Яндекс.Драйв, Дзен, Геосервисы, Яндекс.Облако и Яндекс.Образование.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка

2 478

4 911

98%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(1 239)

(1 917)

55%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin)

-50,0%

-39,0%

11,0%

Выручка в сегменте Экспериментальных направлений в первом квартале 2020 года выросла на 98% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов каршеринга Яндекс.Драйв, а также с увеличением доходов Геосервисов и Дзена.

Внутрисегментные расчеты

Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента Поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2019

2020

Изменение

Выручка:

Выручка по всем сегментам

39 066

49 380

26%

Внутрисегментные расчеты

(1 782)

(2 377)

33%

Общаявыручка

37 284

47 003

26%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) 

10 724

12 048

12%

Внутрисегментные расчеты

44

99

125%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

10 768

12 147

13%


Полная версия пресс-релиза (на английском языке).

---------------------------------------------------

Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты,  суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 77,7325 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 марта 2020 года.

Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».

Контакты

Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта:  pr@yandex-team.ru

©  Яндекс