Яндекс объявляет финансовые результаты за I квартал 2020 года
Москва — Амстердам, 28 апреля 2020 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2020 года.
Консолидированные финансовые результаты за I квартал 2020 года1,2
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 26% — до 47,0 млрд рублей (604,7 млн долларов США).
Чистая прибыль составила 5,5 млрд рублей (70,7 млн долларов США) и увеличилась на 76% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 5,1 млрд рублей (66,2 млн долларов США) и снизилась на 5% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 11,0%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 13% — до 12,1 млрд рублей (156,3 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 25,8%.
197,2 млрд рублей (2536,8 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 30,6 млрд рублей (393,1 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.
Ключевые операционные показатели и достижения за I квартал 2020 года
Поиск
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2020 года составила в среднем 58,1%. В первом квартале 2019 года она составляла 57,0%, а в четвёртом квартале 2019 года — 57,5% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в первом квартале 2020 года 55,5%, тогда как в первом квартале 2019 она составляла 51,2%, а в четвёртом квартале 2019 года — 54,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 7%.
Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 23% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.
Средняя цена за клик (cost per click) снизилась на 9% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.
Бизнес-юниты и экспериментальные направления
Число поездок сервиса Такси выросло на 40% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года.
Число подписчиков Медиасервисов на конец первого квартала 2020 года достигло 4,3 миллиона.
Ежедневная аудитория Яндекс.Дзена в марте 2020 года составила 14,6 миллиона пользователей и увеличилась на 57% по сравнению с аналогичным показателем за март 2019 года.
Корпоративная деятельность
В рамках борьбы с пандемией коронавируса Яндекс запустил проект поддержки медицинских и социальных служб «Помощь рядом». Компания организовала перевозку врачей и доставку медикаментов, товаров первой необходимости и тестов на коронавирус. Яндекс выделил около 1,5 млрд рублей на различные инициативы, в том числе на поддержку водителей и курьеров, программу поддержки малого и среднего бизнеса, а также финансирование образовательных проектов.
Запущена Яндекс.Школа — платформа, объединяющая все ключевые образовательные проекты Яндекса и предлагающая полноценное дистанционное обучение для учеников 5–11 классов по 15 предметам с видеотрансляцией занятий и групповыми чатами.
Яндекс разместил конвертируемые облигации на сумму 1,25 млрд долларов со ставкой купона 0,75% годовых и погашением в 2025 году.
В рамках программы обратного выкупа акций, объявленной в ноябре 2019 года, в первом квартале 2020 года было выкуплено 3,5 млн акций класса А.
«Год начался хорошо, но к середине марта мы начали замечать эффект от коронавируса на рынках нашего присутствия, — говорит Аркадий Волож, генеральный директор группы компаний Яндекса. — Я очень горжусь тем, как быстро мы перестроились, чтобы поддержать пользователей, партнёров и общество в целом в это трудное время. Яндекс стал одним из основных ресурсов, где люди могут получать надёжную информацию, учиться дистанционно, смотреть кино и заказывать еду. Чтобы помочь с перевозкой врачей, лекарств, тестов на коронавирус и товаров первой необходимости, мы запустили проект «Помощь рядом». Создание продуктов для людей и социальная ответственность всегда были одними из важнейших приоритетов компании. А самое главное, что все наши сегодняшние усилия работают на долгосрочную перспективу и позволят Яндексу выйти из сложной ситуации ещё более сильной компанией».
«В первом квартале наша выручка выросла на 26% по сравнению с предыдущим годом, а за вычетом вознаграждения партнёрам — на 30%, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Второй квартал, очевидно, будет более сложным. Уже сейчас мы фокусируемся на наших расходах, пересматриваем темпы и приоритетные направления инвестиций, чтобы укрепить положение Яндекса в будущем. Устойчивое финансовое состояние компании поможет нам справиться с кратковременными трудностями, а также обеспечит возможности для инвестирования в стратегически важные проекты».
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2019 и 2020 годов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 37 284 | 47 003 | 26% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 | 31 942 | 41 555 | 30% |
Операционная прибыль | 5 385 | 5 288 | -2% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 10 768 | 12 147 | 13% |
Чистая прибыль | 3 124 | 5 495 | 76% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 5 440 | 5 148 | -5% |
Обзор структуры консолидированной выручки
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | |||
на сайтах Яндекса | 20 912 | 24 246 | 16% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 6 128 | 5 863 | -4% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы | 27 040 | 30 109 | 11% |
Выручка, относящаяся к сегменту Такси | 7 624 | 11 368 | 49% |
Прочие доходы | 2 620 | 5 526 | 111% |
Общая выручка | 37 284 | 47 003 | 26% |
Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 11% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года и составила 64% от общей выручки компании в первом квартале 2020 года. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 16% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. В структуре общей выручки Яндекса в первом квартале 2020 года она составила 52%.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса снизилась на 4% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. В структуре общей выручки компании в первом квартале 2020 года она составила 12%.
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, в первом квартале 2020 года выросла на 49% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года и составила 24% в структуре общей выручки компании, тогда как в первом квартале прошлого года она составляла 20%. Такой результат в основном обусловлен ростом сервиса онлайн-заказа такси, в частности увеличением количества поездок, ростом фудтех-направления, которое включает сервисы Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда, и быстрым развитием сервиса Яндекс.Такси для бизнеса (учитывается на валовой основе).
Прочие доходы в первом квартале 2020 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года на 111% и составили 12% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Драйв, ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).
Обзор выручки по сегментам:
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает широкий спектр сервисов Яндекса в России, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка: | |||
Поиск и портал | 27 109 | 30 126 | 11% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 26 887 | 29 726 | 11% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнерам: | |||
Поиск и портал | 21 180 | 24 058 | 14% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 20 958 | 23 658 | 13% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | |||
Поиск и портал | 12 847 | 14 665 | 14% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 13 017 | 14 792 | 14% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | |||
Поиск и портал | 47,4% | 48,7% | 1,3% |
Поиск и портал без учёта результатов IoT* | 48,4% | 49,8% | 1,4% |
* Internet of Things, интернетвещей.
Рост выручки на 11% в первом квартале 2020 года отражает эффект высокой базы первого квартала 2019 года и ухудшение деловой активности на фоне вспышки коронавируса и принятых в связи с этим ограничительных мер.
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам в первом квартале 2020 года увеличилась по сравнению с первым кварталом 2019 года на 14%.
Такси
Сегмент Такси включает сервис онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье), фудтех-направление (Яндекс.Еда, сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф и гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка), а также направление разработки беспилотных автомобилей.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка: | |||
Такси и фудтех | 7 639 | 11 422 | 50% |
Беспилотные автомобили | - | - | н/прим. |
Общая выручка | 7 639 | 11 422 | 50% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | |||
Такси и фудтех | 111 | 869 | 683% |
Беспилотные автомобили | (227) | (754) | 232% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (116) | 115 | н/прим. |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | |||
Такси и фудтех | 1,5% | 7,6% | 6,1% |
Беспилотные автомобили | н/прим. | н/прим. | н/прим. |
Общее отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -1,5% | 1,0% | 2,5% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Такси в первом квартале 2020 года достиг 115 млн рублей, тогда как в первом квартале 2019 года убыток по скорректированному показателю EBITDA составлял 116 млн рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос благодаря увеличению доходности сервиса онлайн-заказа такси, несмотря на инвестиции в развитие беспилотного транспорта и фудтех-направления. В первом квартале Яндекс увеличил парк беспилотных автомобилей и расширил зону обслуживания Яндекс.Лавки.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость и Яндекс.Работу.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 1 106 | 1 488 | 35% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (328) | (104) | -68% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -29,7% | -7,0% | 22,7% |
Выручка в сегменте сервисов объявлений в первом квартале 2020 года выросла на 35% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов от платных размещений и дополнительных услуг сервиса Auto.ru.
Медиасервисы
В сегмент Медиасервисов входят КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша, а также продюсерский центр Яндекс.Студия и единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 734 | 1 433 | 95% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (440) | (711) | 62% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -59,9% | -49,6% | 10,3% |
Выручка в сегменте Медиасервисов в первом квартале 2020 года выросла на 95% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов от продаж подписок Яндек.Музыки и Кинопоиска.
Экспериментальные направления
Экспериментальные направления включают Яндекс.Драйв, Дзен, Геосервисы, Яндекс.Облако и Яндекс.Образование.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка | 2 478 | 4 911 | 98% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (1 239) | (1 917) | 55% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | -50,0% | -39,0% | 11,0% |
Выручка в сегменте Экспериментальных направлений в первом квартале 2020 года выросла на 98% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2019 года. Этот рост связан в основном с ростом доходов каршеринга Яндекс.Драйв, а также с увеличением доходов Геосервисов и Дзена.
Внутрисегментные расчеты
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента Поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2019 | 2020 | Изменение | |
Выручка: | |||
Выручка по всем сегментам | 39 066 | 49 380 | 26% |
Внутрисегментные расчеты | (1 782) | (2 377) | 33% |
Общаявыручка | 37 284 | 47 003 | 26% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | |||
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) | 10 724 | 12 048 | 12% |
Внутрисегментные расчеты | 44 | 99 | 125% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 10 768 | 12 147 | 13% |
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 77,7325 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 марта 2020 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
Контакты
Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru
© Яндекс